Нас как волной прокатило по южному индийскому штату Тамил наду (города Канчипурам, Ауэрвиль и Пондичерри, Чиндабарам, Тричи, Мадурай) и, зацепив Андхра прадеш (Тирумала, Тирупати, Шрикалахасти), принесло в Кералу ( Амритапури). Здесь, в ашраме индийской святой Аммы, мы остановились перевести дух от многочисленных перездов и встретить новый год.
Канчипурам - один из семи сакральных городов Индии с богатой историей, еще он славится шелков. сари. Сюда приезжают поломники, последователи Шивы и Вишну. Здесь заслуживают внимания пять храмов, которые нам удалось посетить за два дня. В храмах фото и видео сьемка обычно запрещена, особенно в главных святилищах. Поэтому на фото вы можете увидеть только гопуры (ворота) и внутренние постройки и небольшие второстепернные алтари и скульптурные изображения.
В храме Камакши Амман, посвященный женской форме энергии - богине Камакши ( супруга Шивы Парвати), нас встретил храмовый слон, который за копеечку благословил, хлопнув хоботом по голове.
В первый день пройти в главное святилище не удалось, охранник сообщил, что вход только для "хинду", мы лишь осмотрели пруд и дерево желаний на территории храма.
На второй день мы были одеты как пологается, на мне сари, на сереже - дхоти. И прошли к главному алтарю. Богиня Камакши представлена с четырьмя руками, в которых она держит петлю, палку, тростниковый лук и цветочные стрелы. Имя богини иногда переводят, как «Та, в глазах которой желание».
Следующим мы посетили Храм Экамбарешвара - одно из 5 святилищ Южной Индии, содержащих лингамы, созданные из 5 первоэлементов (pancha-bhuta-linga). Согласно представлениям индуизма, Вселенная и человек состоят из 5 основных элементов - воздуха, воды, огня, земли и эфира. Главное святилище Экамбарешвары содержит земляной лингам (Prithvi-linga). Огненный лингам мы видели в Тируваннамалаи, я писала об этом в предыдущем письме. Наиболее впечатляющим в храме Экамбешвара для меня был павильон-мандапа, в которой паломники выкладывали на полу сотни мандал из зажженных масляных лампадок и живых цветов.
Название Экамбарешвара (букв. «Повелителя одного мангового дерева») связано с древней легендой. Однажды, когда Шива медитировал, Камакши, играя, закрыла на мгновенье ладонью его глаза. Из-за этого земля на годы погрузилась во тьму. Разгневанный Шива велел ей построить из земли лингам. Когда это было исполнено, Камакши обнаружила, что не может сдвинуть его с места. Она стала молиться Шиве под единственным манговым деревом Канчипурама, чтобы он простил ее и дал возможность вернуться. Легенда рассказывает о большом наводнении: вода затопила Канчипурам и разрушила храмы, но не смогла смыть лингам, к которому Камакши прижималась с такой силой, что на нем остались следы ее груди и украшений. Шива оценил подвижничество Камакши и простил ее. Впоследствии под манговым деревом они отпраздновали свадьбу.
Считается, что возраст растущего позади главного святилища мангового дерева, напоминающего о легенде, - 3000 лет. Четыре ветви дерева отождествляются с Четырьмя Ведами - священными книгами индуизма. На каждой ветви листья не похожи на листья на других ветвях. Также различаются зрелые плоды: сладкие, кислые, горькие и с резким привкусом. Говорится, что удача будет сопутствовать тому, кто обойдет дерево по часовой стрелке.
Храм Кайласанатха (Kailasanatha). Храм был построен в начале восьмого столетия. Считается, что строители этого храма потом отправились строить знаменитый Ангор Ват в Камбодже.
Сам храм небольшой, распологается в центре прямоугольного внутреннего двора, окруженного стеной. Стена не обычная, она плотно украшена скульптурами мифических львов, образами Шивы и Парвати, их сыновей, других полубогов и тд, но самое интересное состоит в том, что за этими скульптурными композициями скрываются маленькие кельи для медитации. По размеру приблизительно как однодверный шкаф, там можно только сидеть. Всего по периметру их около пятидесяти и только одна чуть побольше, в которой можно прилечь.
Стены сохранили следы оригинальных фресок всего в нескольких местах. Оказывается, что англичане пытались законсервировать реставрацию храма и покрыли стены защитным раствором. Но допустили ошибку и когда раствор стали снимать, то фрески стали отслаиваться вместе с ним. Поэтому вместо ярких красок и росписей на стенах можно увидеть теперь только желтоватый цвет песчанника.
Храм Варадараджаперумаль (букв. «Дарующего благословение царя») построен в 11-12 вв. В священном пруду храма под водой в серебряном сундуке находится статуя Вишну, которую вынимают из-под воды раз в 40 лет на время фестиваля. Легенда гласит, что эта статуя, изваянная из дерева, была поставлена в этом храме самим Брахмой, а изваяна Вишвакармой, архитектором богов. В главном святилище храма мы видели гранитную копию этого божества.
На территории храма расположена мандапа с 96 колоннами, построенная в 16 в. Внешние колонны мандапы выполнены в виде львов и воинов на конях, взвившихся на дыбы. На колоннах представлены основные аватары бога Вишну, а также сцены из древнеиндийских эпосов "Махабхарата", "Рамаяна" и даже "Камасутры".
???
Следущее место, куда мы поехали - это Тирупати и Тирумала, куда ежедневно в храм Венкатешвара приезжает около 25 тыс. паломников. Этот самый богатый и самый посещаемый в индии храм посвящен Вишну в образе Венкатешвары (Баладжи). Нам пришлось выстоять четырех часовую очередь ( Ян очень достойно перенес это испытание), чтобы всего на несколько мгновений увидеть величественного Баладжи, исполняющего любые материальные желания. Люди идут непрекращающимся огромным потоком, поэтому возле алтаря специальные служащие проталкивают паломников к выходу.
Статуя бога (высота около 2 м) высечена из абсолютно черного камня располагается в глубине алтаря и подсвечена лишь свечами. Обычно видны только голова и ступни ног. Четыре руки украшены бриллиантами. В одной руке - диск-чакра, в другой - раковина, нижняя левая рука касается бедра, а правая рука показывает жест благословения. Голову украшает огромный изумруд и золотая тиара (27 кг), инкрустированная 28 тыс. бриллиантов. Глаза Венкатешвары прикрыты белыми пластинами: согласно поверью, он способен взглядом испепелить окружающий мир. Уши, наоборот, открыты, чтобы слышать жалобы и просьбы.
На территории храма есть специальная комната с прозрачными стенами. В ней тридцать человек пересчитывают добровольные пожертования, которые составляют около тридцати тысяч долларов в день.
Из Тирупати на один день мы сьездили в Шрикалахасти, где в храме Калахастишвара хранится вайю (воздушный) лингам. В алтаре горит фитиль, пламя которого постоянно мерцает, несмотря на отсутствие притока свежего воздуха.
Ауэрвиль.
Мы приехали на Ауэро бич и сняли хижину на берегу Бенгальского залива в "Tania waves". За бунгало без удобств, но зато прямо на берегу моря, нам пришлось платить 500 руп в сутки - дороговато, но зато мы могли прямо с нашего бунгало любоваться просыпающимся в море солнцем, а засыпать под шум прибоя.
В день нашего приезда вблизи бунгало догорал огромный костер. На общей летней кухне компания русских ребят шумно обсуждала главное зрелище этого дня. Оказывается, Ауэрвиль выкупил значительную часть побережья для зоны отдыха, исключая несколько квадратных метров земли. Именно в этом месте многие поколения индусов ритуально сжигают умерших, соблюдая традищии своих предков. И никак уговорить переместиться их в другое место у администрации не получается. Поэтому раз в несколько недель в гест хаузе горит погребальный костер.
За неделю в Ауэрвиле мы несколько раз сьездили в центр Ауэрвиля. Интересна организация пространства, мы сразу не могли понять, где же город? Мы ездили как по дорожкам в лесопарковой зоне и встречали лишь таблички с непонятными названиями :) оказалось, что все здания и "районы" прячутся в тенистой зелени. Если не сворачивать на мелкие тропинки, то можно проехать город насквозь, не увидив ровным счетом ничего :)
Потом по предворительной записи мы по очереди ( тк детям до десяти лет туда нельзя) попали на медитацию в Матримандир.
Слово «Матримандир» буквально означает «Храм Матери». Матримандир - огромная золотая сфера - распологается в самом центре Ауровиля. Атмосфера там таинственна и навевает ассоциации с фантастикой.
В верхней полусфере Матримандира находится просторный внутренний зал, совершенно белый, облицованный белым мрамором и застланный белым ковром.
Солнечный свет, отраженный системой зеркал, управляемых электроникой, проходит через отверстие в верхней полусфере и падает на кристалл, который освещает с помощью этого света весь зал. В зале нет никаких картин или изображений, там не устраиваются организованные медитации, там нет ни цветов, ни благовоний, ни религиозных ритуалов. Только тишина.
Ауэрвиль называют город Рассвета.
Он еще весьма юн, родился всего сорок лет назад. На главном сайте Ауровиля можно прочитать, что людей со всего мира в это место на Юге Индии влекут красивые и высокие цели:
"Самим своим выбором жить здесь ауровильцы согласились способствовать созданию «всемирного города, в котором мужчины и женщины всех стран будут иметь возможность жить в мире и растущей гармонии, выше всех верований, выше всякой политики и вне национальных различий». Они осознают, что «целью Ауровиля является реализация человеческого единства», которая будет способствовать развитию всего человеческого вида в целом. "
И совершенно точно, эти люди умеют мечтать:
"Где-то на земле должно быть место, на которое ни одна нация не смогла бы претендовать как на свою исключительную собственность, где все люди доброй воли, искренние в своих устремлениях, смогли бы жить свободно, как граждане мира, подчиняясь только одной власти - власти высочайшей Истины; должно быть место мира, согласия, гармонии, в котором все воинственные инстинкты человека будут направлены исключительно на то, чтобы овладеть причинами его страданий и несчастий, преодолеть его слабость и неведение, одержать победу над его ограниченностью и бессилием; должно быть место, где нужды духа и забота о прогрессе будут важнее, чем удовлетворение своих желаний и страстей, чем погоня за удовольствиями и материальными благами.
В этом месте, дети могли бы расти и развиваться целостно, не теряя контакта со своей душой. Образование было бы организовано так, чтобы ориентировать учеников не на сдачу экзаменов, получение сертификатов и стремления впоследствии занять высокие посты, но на то, чтобы обогатить существующие способности ребенка и развить новые. Титулы и посты были бы здесь заменены возможностью осуществлять служение и организовывать дело. Телесные нужды здесь будут в равной степени обеспечены для всех и каждого. В общей организации общества интеллектуальное, моральное или духовное превосходство найдет свое выражение не в увеличении власти и удовольствий, получаемых от жизни, но в возрастании обязанностей и ответственности.
Художественная красота во всех формах: живопись, скульптура, музыка, литература, будет здесь в равной степени доступна для всех, а возможность наслаждаться красотою будет ограничиваться только способностями каждого человека к ее восприятию, но не социальным или финансовым положением.
Ибо в этом идеальном месте деньги больше не будут суверенным властителем... Работа не будет здесь способом для добывания средств к существованию, она будет средством для того, чтобы выразить себя, развить свои способности и возможности, одновременно осуществляя служение всему сообществу, которое со своей стороны обеспечит всем необходимым как каждого человека, так и сферу его деятельности."
Один день мы выделили на поездку в Чидамбарам к Танцующему Шиве.
Тут с Яном приключилась небольшая неприятность. Он потянулся за сухим листом на ступенях ниже, оступился, упал и ударился лицом о каменный выступ. Он заплакал и его рот тут же заполнился кровью. Я поскорее подхватила его и отнесла в тень, Сережа намочил платок и вытирал кровь. Я посмотрела в рот, зубы были на месте, язык не прокушен. Он рассек десну над верхними зубами. Он плакал и плакал, я обнимала и жалела его. Говорящая по английски девушка проявила участие и беспокоилась как помочь. Через какое то время к нам подошел брамин из храма. Он сказал, чтобы мы не волновались, что негативная энергия сейчас уйдет. Он помазал мне и Яну голову порошком с алтаря. И удивительным образом через несколько мгновений Ян затих, успокоился, согласился перейти на ручки к папе. Следом от падения остался небольшой синяк на щечке, который сошел дней за пять, а десна зажила еще быстрее.
А на обратной дороге мы прогулялись по вечерней набережной Пондичерри - центру бывших колониальных владений Франции, посмотрели мемориал Махатмы Ганди, зашли в костел Девы Марии, 1865 г.
По пути в Кералу мы останавливались в Тричи (Тиручирапалли) и Мадурае. В первом городе - широко известный храмовый комплекс Шри Ранганатхасвами - огромный храмовый город с 7 стенами, между которыми располагаются базары, дома браминов и прочие постройки.
Проход через каждую из стен как во всех дравидских храмах Тамила идет через расписной гопурам, некоторые из гопурамов украшены скульптурой, другие просто рельефными цветными полосами. Раджагопура (72 м) считается самой высокой в Индии. В главном святилище находится идол Вишну в образе Ранганатхи (длина 6,4 м), он возлежит на змее Адишеша. Когда мы приехали, там было огромное количество народа, телевизионные съемки, целые отряды полиции. Оказалось, что на следующий день большой праздник - Вайкунтха экадаши, когда врата Вайкунтхи (вечное духовное небо, где нет горя, боли и страхов, и царит совершенный покой) открываются.
В Мадурае, одном из старейших городов Южной Индии, мы переночевали лишь одну ночь и вечером посетили Храмовый комплекс Минакши-Сундарешварар. Храм посвящен Шиве-Сундарешвара (букв. «Прекрасный властитель») и его супруге Парвати-Минакши (букв. «Рыбоглазая»). Храмовый комплекс большой и интересный, несметное количетво скульптур и роспись на потолках и стенах, историческая и культурная ценность привлекает сюда туристов, а древние божества- толпы паломников.
Еще один день в пути и мы приехали в Амритапури - главный ашрам Аммы, всемирно известной женщины - гуру, которая обнимает каждого материнскими объятиями. Она обняла уже 32 млн человек.
Амма родилась в рыбацкой семье и с раннего детства испытывала сильную внутреннюю боль от страданий других людей. Она утешала недомогающих, делилась пищей с голодными, выслушивала чужие печали, утешала и протягивала руку помощи нуждающимся. Сегодня Амма известна во всём мире как один из наиболее влиятельных духовных лидеров. С начала 90-ых годов Её регулярно приглашают на экуменические (проповедующие единство религий) встречи для представления Её веры - веры, которая превосходит и включает в себя все религии, веры, корни которой - любовь и сострадание. У нее множество благотворительных программ и проектов: помощь пострадавшим от стихийных бедствий, строительство бесплатных домов для бездомных, больницы, пенсии для обездоленных, обеды для бедняков, детские приюты, программы по охране окружающей среды и тд.
Нам дали комнату на пятнадцатом этаже. Лифт ходит только до 12, потом по лестнице. Вид сверху просто потрясающий. Ашрам высоко возвышается над кокосовыми пальмами и с западной стороны видно море, а с восточной - судоходная река. На уровне глаз скользят по воздушным потокам орлы, чуть ниже летают серые и белые голуби, вороны.
Во время пребывания Аммы в ашраме, она несколько дней в неделю проводила даршан, с 11 утра и до самого вечера непрерывным потоком обнимала людей. Мы тоже ходили к ней на даршан. Я не почувствовала каких-то экстатичных переживаний во время объятий с ней, меня не пронзил столп света и я не потеряла связи с реальностью. Но я ясно чувствовала особую атмосферу вокруг нее, я видела, как светятся и умиротворены люди, получившие возможность посидеть какое-то время возле нее. Я видела, что за семь часов через ее руки прошли тысячи людей, на ее белоснежном сари на груди выросло огромное грязное пятно, а она была спокойна и улыбчива, отвечала на вопросы, гладила людей по голове, шептала на ухо мантры, брала на руки детей, находила силы и частичку себя для каждого. Ян близко подойти к Амме и обняться не захотел, но на следующий день попросил снова пойти к ней, даже очередь его не смущала :)
Каждый вечер в главном пандале пелись баджаны (священные песни), часто она солировала сама. Это было очень мощно. Целый оркестр индийских народных инструментов (ситары, дудки, таблы, фисгармония, караталы и тд), прекрасные звуки фортепиано, хор, воспевающий мантры и глубокий, словно не человеческий, голос Аммы.
Каждое утро Сергей ходит на севу. Это добровольная бескорыстная работа. Каждому жителю ашрама предлагается на выбор какая-нибудь легкая работа: чистить овощи, подметать, развешивать белье и тд.
Мы с Яном на два часа в день ходим в детскую библиотеку. Там много отличных игрушек и книг, но главное, там есть дети любых национальностей. И еще в бассейн, и иногда на качели, и посмотреть закат на побережье. Три раза в день мы ходим в столовую, я не готовлю совсем. И еще тут очень вкусные фрэш соки.
Тут мы отдыхаем. Амма уехала второго января и ашрам на две трети опустел. Но мы не торопимся покинуть это место, ленимся :)
Пока я писала этот пост, наступил новый год :)
Удачи вам в 2013!