"Интеллектуальные" размышления

May 08, 2007 23:56

Начала сегодня читать книжку "Мистика лидерства" (автор Манфред Кетс де Врис), посвященная "эмоциональному интеллекту".  Своеобразная книжка - этакая смесь бизнеса и клинической психологии, "клиническое препарирование" бизнеса. Но это сейчас не главное. Это присказка, введение в тему :)
В общем дело всё в том, что в процесс чтения возникли 2 вопроса для размышления, не связанные напрямую с содержанием книги.

Вопрос первый:
Что же всё-таки такое "интеллект"? Куда ни посмотри, все дают разные определения, порой даже противоречащие друг другу. Его пытаюся мерить (ведь IQ вроде как считается коэффициентом интеллекта). Но возможно ли измерить ителлект при помощи только математических и логических задач? Да, конечно, "нашли" и другие способы измерения, но так как они мерили другое, придумали разновидности интеллекта: логико-математический, пространственный, музыкальный, лингвистический и даже физический и др. Если често, то мне это кажется каким-то искусственным, натянутым, неестественным. "Физический интеллект"... я даже представить себе такого не могу... Т.е. могу, конечно, но только в тех терминах, в которых это описывают те или иные авторы: если коротко, то безошибочное и чёткое владение своим телом. Вопрос лишь в том, можно ли назвать это интеллектом? Это может быть способность, одарённость, но, на мой взгляд, никак не интеллект. Последнее время ещё появились таки уникальные "подвиды" интеллекта как эмоциональный, межличностный и ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ :) Само словосочетание межличностный и внутриличностный интеллект меня приводит внедоумение своей нелепостью и бессмысленностью. Я, конечно, понимаю, что сейчас модно сочетать несочетаемое и искать точки пересечения там, где их никто не искал, но зачем же ТАК увлекаться?.... 
Мне кажется, что интеллект, это характеристика целостная, не разделяемая на физическую, лингвистическую, математическую и другие всевозможные составляющие. Это некоторая совокупность общего уровня развития способностей человека в купе с умением мыслить и стремление познавать. Индикатор общего развития человека.  Да, я, пожалуй, соглашусь с тем, что интеллект - это некоторая степень, уровень, показатель, который неодинаков у разных людей. Но он не должен сводится к тому, сколько логических задачек человек решает за определённый промежуток времени или к количеству энциклопедических знаний, содержащихся у него в голове. 
Попыталась вывести  для себя некоторое определение этого неоднозначного понятия, и вот что получилось:
интеллект - это уровень эффективности использования имеющихся знаний навыков, опыта, а также способность и желание познания как процесс и как результата.
Последняя часть определения, по сути, опровергает многих авторов, говорящих о том, что интеллектуальный уровень формируется к 18-20 годам и дальше практически не развивается. Я всё-таки считаю, что чем выше интеллект человека, тем больше его стремление к познанию и, как следствие, к повышению своего  интеллектуального уровня.

Вопрос второй:

Да, на второй вопрос сил писать уже не осталось.
Продолжу размышления внутриличностно :)). Возможно чуть позже обеку их в некий размышленческий текст в дневнике.
Previous post Next post
Up