Катаемся эпично

Aug 10, 2011 08:10

5 крепостей по Украинской Оборонительной Линии за 1 день.




(Фото с воздуха - не мои, а нагуглены на просторах интернета, авторство точно установить не представляется возможным пока. На них изображены Алексеевская и Св. Михаила крепости)

Такой маршрут мне давно приглянулся на х.туристе ( http://tourist.kharkov.ua/phpbb/viewtopic.php?f=17&t=39897 ). Но тогда у меня не сложилось поехать с х.туристами и я просто сохранил себе его в свои гуглокарточки чтобы наверняка его как-нибудь проехать. Уроки истории, книжки и фильмы - ничто по сравнению с возможностью побывать на месте самостоятельно. Из школьного курса только словосочетание "Украинская Оборонительная Линия" и запомнилось. А где это, что это, как оно выглядело и какие виды открывались с крепостей этой линии - казалось из разряда исторической фантастики. Теперь же оказалось можно своими глазами увидеть, руками пощупать. Ногами почувствовать расстояние между крепостями и масштабы этой линии вцелом.

Карта с нанесенным маршрутом, этими 5-ю крепостями, а так же с еще 5-ю крепостями, в другом направлении и возможным будущим маршрутом их посещения.

И вот, наступили выходные, когда время такого исторического пробега настало. Когда мы с Димоном только планировали покатуху, с нами заявилась еще пара наших одногрупников. Но как подошло дело поближе - как всегда все отвалились, и остались мы вдвоем. Ну, это дело уже привычное. Планировать и хотеть поучавствовать могут все, а вот проснуться в 04:48 и в 05:30 выехать и покрутить по холодку педали на вокзал уже не у всех выходит.

Маршрут мы планировали немного расширить. Хотели сделать крюк на Краснопавловское водохранилище а также покупаться и переночевать на Северском Донце. Т.е. из бодрого однодневного рывка сделать более размеренный двудневный тур. Ну почти получилось. Второй день вышел таки размеренным, а первый как всегда залосили до ночи. Ну это я вперед забегаю. Приехали на ст. Лихачево, добрали воды и хлеба и потряслись до первой крепости, которая должна была быть вот рядом с Первомайским совсем. Потряслись, потому что асфальт этому способствовал. Ну ничего, хорошо что мы не шоссеры, по Украине туризмом можно только на МТБ и заниматься, имхо.




(эти и дальше - уже мои фото)

Доехали до первой крепости Алексеевской, или Св. Алексея. Перед входом торчит крест "Памяти жертвам голодомора". Крепость освоена какими-то фестивальщиками. Построены бревенчатые ворота, внутри что-то типа рыночных рядов, места для сидения и возможно сцена. Все из необработанного дерева. И кое где кучи мусора. Ну точно какой-то фестиваль проходил. А сейчас среди этих конструкций только небольшая отара овец и несколько коз пасется. Еще стоит заметить и сразу предупредить любителей достопримечательностей, что крепости так гламурненько выглядят только сверху, с высоты птичьего полета или со спутника хотя бы. А с уровня земли - валы и валы. С какой стороны не подойди - валы. Не зная что это крепости, проезжая мимо можно и не заметить что это что-то интересное. Только если подгружать контекст - что это остатки крепости, что на эти крепости возлагались огромные надежды по защите от непрошенных гостей, что вот эти ямы и горы возводились руками наших предков, и они тут жили и служили - тогда осознается и чувствуется величие этих крепостей. Выполнила ли Украинская Оборонительная Линия свое предназначение или нет - вопрос третий. Но колесить, высматривая на горизонте очертания очередной крепости из линии - это нечто замечательное.

Посмотрели, поехали к сделующей, Св. Михаила. От предложенного мокрософтом на х.туристе маршрута отклонились, чтобы съехать с трясучего асфальта и поехать укатанными грунтами. Вторая крепость стоит далеко от дороги, минут пять к ней надо пробираться вдоль подсолнечного поля, и потом она неожиданно выскакивает слева. Вся совсем заросшая, нормальных тропинок даже нет ни к ней, ни по ней.




Взобрались, полюбовались просматриваемыми пейзажами, поехали дальше.
По пути небо совсем просветлело. Дорога зажглась живописными красками. Проехали горящее поле. Сухой бурьян, но я все-равно не понимаю, зачем палить-то. "Удобрение почвы пеплом" - не катит, гниющей травой намного сочнее удобряется, чем пеплом.









Подъезжая к очередному селу, заметили в далеке какие-то развалины. Что-то типа коровника, но не из кирпича или плит, как обычно, а из природного камня, слегка обработанного. Когда мы подошли поближе, оказалось что там тусовались овцы, которых мы спугнули. Чуть дальше еще одна овца тоже рада была бы убежать, но была привязана на длинный повод.













Дальше до третьей крепости добрались быстро. Это была крепость Слободская. Она выглядела интересно - трава на ней сгорела и крепость была черной, обожженой. На ближнем ее острие был установлен какой-то мемориал, возможно советский, не относящийся никоим боком к истории самой крепости.





Чуть дальше мы встретили то, о существовании чего могли только подозревать - частные хрущевки. Некоторые достроены и заселены, некоторые нет.




Путь к четвертой крепости оказался самым длинным, т.к. мы во-первых останавливались на большой перекус, а во-вторых, поехали полями, и, как водится, приехали в тупик. Т.е. на гуглокартах дальше дорога есть, а реально нет - распахали и кукурузу с подсолнухами посадили, тупик. Вернулись и решили ярок переехать\перейти напрямую. Идиоты. Ярок оказался с болотцем и камышами на дне. В итоге пол часа продирались через камыши, которые были значительно выше человеческого роста. Слава богам, болото хоть само подсохло и вода только в одном месте проступала. Вылезли на дорогу - она оказалась совсем заброшеной. Асфальтовой, но заброшенной - она местами так заслонена и завалена деревьями, что машина там не проедет. А мы сидели на асфальте, смотрели на болото, из которого вылезли и ржали над собой, вытрухивая репьяхи из носков, ботинок, шорт. Очистились, поехали дальше. Разведали аммиачное хранилище, к которому с тыла подбиралась эта заброшенная дорога. С другой стороны вела нормальная дорога. Она спускалась в большой яр и с нее открывались очень красивые виды в вечернем солнце. Особенно в динамике, когда с горочки катишься, вливаясь в эти самые панорамы.









Закрутив педали на противоположную сторону этого большого яра, подобрались к четвертой крепости наконец - Тамбовской. Солнце всем своим золотым уже не жаращим видом говорило, что время поджимает, и делать крюк на Краснопавловское вдхр наверное не получится, и хорошо что раньше не получилось. Крепость здесь оказалась самой красивой - в довольно заброшенном месте, с отличным видом вокруг. На ближнем к подъездной дороге углу был установлен крест, и о боги, на нем наконец-то была нейтральная надпись - "Отцам нашим", которую хоть можно было отнести в адрес тех, кто эту крепость строил и служил в ней.








Под крепостью лежало полузаброшенное село Марьевка. С двумя перпендикулярными улицами, и несколькими дворами. Людей ни видно, ни слышно не было. А жаль, нам как раз была нужна вода. Поехали дальше, смотреть на канал, ведущий от Краснопавловского водохранилища к северскому донцу (и по сути являющийся продолжением несколько-сот-километрового мегаканала от Днепра до Краснопавловского вдхр, целью которого было наполнять по мере надобности Северский Донец водами днепра, так как Харьков значительно высасывал Северский Донец, а он еще очень нужен был Донбассу).





Пообщались с охотниками, они были уже практически готовые (оно и хорошо, звери целее будут) и их очень впечатлил велик Димона с одноногой передней вилкой. Начали его фоткать. Предлагали нам попробовать их кулеш и отпить водочки. Еле убрались от них, зато выяснили что вдоль канала отлично проедем, и еще они поделились литром воды - нам как раз хватило чтобы не отказывать себе в жидкости до самого Петровского. Солнце зашло.





В Петровском наша поездка стала еще более социальной. Мы это заметили, т.к. обычно у нас вполне получается путешествовать вообще не общаясь с местными людьми. Тут уже не вышло. Сумерки спускались, а нужно было найти воду, и место у реки на ночлег, не говоря уже о том, чтобы посетить последнюю крепость. В первом же дворе сидели люди, мы узнали у них, где набрать воды можно. Колодцы есть кое-где во дворах, но не у всех. Также узнали, у кого можно молока свежего купить. Воду набрать нам дали с удовольствием, и вода оказалась не простая, а солено-содовая, аки Поляна Квасовая. Ну это ж даже лучше, еще и минералы-электролиты пополнять будем. Димон в качестве благодарости предложил маленькой девочке, что бегала там, сникерс, но мама ей запретила, мол нельзя ей эту вашу отраву. Но на помошь вышла старенькая бабуля и сказала "а давайте мне ваш сникерс!" .)

Потом Димон еще пошел в другой двор за молоком. Минут пятнадцать его не было, я пока навинчивал фонари на вел, т.к. темнота стремительно окутывала село. Уже с молоком поехали в ночь. Это очень занимательно по полной темноте ехать по незнакомому селу в свете фонарей. Gps с гуглокартами был конечно незаменим - крепость нашли без проблем. Крепость носила то же имя что и село - Петровская, или Св. Петра.




Полночи еще не было, поэтому 5 крепостей за день мы таки увидели .)) Хоть еще и предстоял день дороги до точки эвакуации. От крепости до реки тоже добрались быстро и хорошо, и принялись искать место. Сильно перебирать не стали, на первом подходящем и остановились. Оказалось очень хорошо - никаких шумных компаний вокруг, да и вообще не видно и не слышно было других людей, только иногда проезжали мимо рыбаки-или-кто-там-еще, уезжающие с реки куда-то назад, в Петровское. И чуть вдалеке стояли люди с палатками. Как выяснилось утром - они сюда на байдарках пришли и стояли ночь перед тем как с Петровского десантировать куда-то. Ночь опускалась холодная, и чтобы как-то с этим бороться, решили освежиться и скупнуться в ночном донце .) Поставили фонарь на залазе в воду, чтобы видеть куда плыть назад. Течение в том месте сильное, а вода холодная, поэтому купание было недолгим. Дальше костер-чай, звезды, палатка, спальники. Все как полагается.









Давняя привычка вылазить рано утром снова подняла меня на рассвете, и я успел речной туман поснимать. Холод был просто невыносимый, я оделся еще теплее чем был и опять полез в спальник спать до следующего, теплого утра. И оно настало через мгновение, не успел я закрыть глаза. Увидел наконец при свете, какую систему безопасности я наворотил для наших великов.





Утром мы уже скупались хитрее - прошлись пешком далеко против течения, там кинулись в воду и нас принесло на наше место. Поели, потупили, собрались, поехали. Проезжая мимо того самого единственного лагеря что был в округе, мы были окликнуты мужичком из него, который оказался велосипедистом тоже, который первый раз подвязался на байдах походить. Он нам рассказал что выше по течению, там где Чепель впадает в Сев.Донец, есть красивая меловая гора. Мы примерно так и думали ехать, но не знали что там есть что-то еще. Дорога из Петровского в Протопоповку - просто сказка - широченный ровный асфальт и почти нет машин. Из Протопоповки узнали кратчайший путь к меловой горе (снова таки, social navigation в действии). Он оказался очень красивым. По пути мы еще раз скупались в Донце, встретили живописный родник.








А чуть дальше и саму меловую гору. Прямо под ней протекал Чепель и повидимому впадал в Донец. Но мы в этом ручье его не сразу признали, честно говоря.





Только уже потом, по картам, поняли что это был он. Через этот ручей-Чепель переезжали на велах вброд, чтобы посомтреть чего там. Оказалось классно, но купаться каждые пол часа тоже не стоило, время не резиновое. Проехали по ручью назад и дальше в село, опять таки, Чепель. Дальше полями на Красную Гусаровку. Где уже захотелось скупаться. Спустились к Донцу, но там оказалось все забито отдыхающими и кайфа никакого, разве что охладились. Дальше большой асфальт на Балаклею. Через балаклею промчались насквозь к вокзалу. Где, оказалось, стояла с открытыми дверями электричка Балаклея-Харьков, в которую мы и залетели. Боги похоже одобрили наш славный эпичный маршрут, и решили что негоже нам на вокзале торчать, и вот подкатили электричку как раз к нам, на 16:50. Поехали на железной собаке, и через 2 с хвостом часа были уже в Харькове.



карты, выгулки, фото, вело

Previous post Next post
Up