Радио-(он же радар-)споттингом нынче не занимаются только самые ленивые. Они открывают небезызвестный flightradar24.com и часами наблюдают движуху самолётов по карте. Более продвинутые покупают ADS-B приёмники, ставят себе антенны и ловят сами, и даже сливают данные на флайтрадар.
Вообще, если говорить именно про ADS-B, мне куда больше нравится radarbox24.com - там как-то и данных побольше, и в целом сайт лично у меня в браузере побыстрее работает.
Но не ADS-B единым, что называется. Самолёты излучают в эфир кучу радиоволн на разных диапазонах. В некоторых из них даже содержится полезная информация. Здесь я расскажу о двух куда более небанальных, чем ADS-B, способах радиоспоттинга, которые, судя по дрочерским статьям и форумам, соответствующий контингент практически не знает. Disclaimer: данным постом я не пытаюсь повысить своё ЧСВ.
Всем прекрасно известен авиационный голосовой диапазон 118-136 МГц. Однако в этом диапазоне можно не только слушать голоса, но и принимать цифровые данные, отправляемые в сети ACARS. Эта система использует авиационный диапазон и по факту обычную АМ модуляцию (поэтому для приёма подойдёт любой приёмник авиационного диапазона) для организации низкоскоростного цифрового канала связи между самолётом и наземными службами. По факту там передаются флайт-планы, информация о загрузке, метеоинформация. Всё это используется (в цивилизованных странах, конечно же) для общения между бортом и аэронавигационными службами/центром управления полётами авиакомпании. Кроме того, частично дублируется то, что передаётся в ADS-B, т.е. позиция, скорость, курс, высота полёта и т.п.
Для приёма ACARS я использую свой Tecsun PL-660, а в качестве программы-декодера мне крайне понравилась KG-ACARS. Данный софт написан японцем и работает по принципу "сделай сам", т.е. все данные для красивого вывода необходимо подавать самостоятельно. Т.е. все регистрации, типы самолётов, маршруты полётов рейсов, ассоциации регистрации самолёта с А/К и типом и т.п. надо делать вручную. Карту также нужно загружать вручную. Зато на выходе мы имеем огромную гибкость, да и в целом работать с программой одно удовольствие (лично для меня). Вот как это выглядит:
Как я уже говорил, программа написана японцем и для японцев же предназначена, поэтому интерфейс в английской версии винды отображается вопросиками. Обсуждать как это фиксится я тут не буду - в инете достаточно мануалов на этот счёт.
В окне справа внизу - принятые сообщения. Сообщения передаются как наземными станциями, так и бортами. В данном случае борт запрашивает погоду, а станция ему её передаёт.
Есть однако в KG-ACARS одна проблема, которая некоторых может раздосадовать. Для графического отображения пути самолёта она хочет чтобы борт передавал данные в каком-то особом формате. На картинке видно, что за без малого 4 часа наблюдения надо мной пролетел только один борт, который посылал данные в "правильном" формате, поэтому кучи треков там нет. Хотя совершенно ясно видно, что борты, в общем-то, информацию о своём местоположении отправляют: в окне с сообщениями чётко видно сообщение от B-6073 с координатами, скоростью, эшелоном, курсом, скоростью встречного ветра, температурой и т.д. Просто программа не умеет использовать эту информацию. Есть мнение, что если сильно хочется графических треков, то лучше будет юзать PlanePlotter, но я не проверял как он работает с ACARS. Возможно, он бы рисовал всё.
Конечно, пролетающие над нами борты - это хорошо. Однако хочется заглянуть и за пределы зоны прямой видимости. И на этот случай у самолётов так же есть "решение" - HFDL. Если говорить кратко и без задротств по поводу технических различий - это такая тонкая разновидность ACARS, только работающая на коротких волнах. А короткие волны, как мы знаем, могут распространятся очень далеко без особых усилий. Что нам и нужно. Собственно, факт: всего 15 (16, по некоторым данным) станций HFDL достаточно для покрытия этим типом связи всего земного шара. В то же время, станций ACARS нужно значительно больше: УВЧ сигнал распространяется только в зоне прямой видимости наземной станции и антенны, а это - километров 500-600, в зависимости от рельефа, погодных условий и высоты полёта.
Само-собой, что для приёма HFDL нужен коротковолновый приёмник, причём обязательно с поддержкой SSB. Раньше им у меня был тот же Tecsun, недавно я попробовал Icom для этих целей (что, собственно, и сподвигло меня на написание этого поста). Далее нам понадобится декодер сообщений. Перебрав несколько вариантов, я остановился на платном PC-HFDL. Пробовал также небезызвестный в радиолюбительской среде MultiPSK (декодер большого количества цифровых видов связи "для всего"), но "не осилил", что называется. Также плюсом PC-HFDL является тот факт, что его можно состыковать (через костыли, но можно) с PlanePlotter'ом. Что и было сделано. Конечно, разочаровывает тот факт, что обе софтины - платные. Но ничего не поделать, такова участь радиоспоттера по непопулярным диапазонам.
А теперь позитивный момент. Многие заметили, что на флайтрадаре Китай практически не покрыт. Хотя совершенно очевидно, что траффик там достаточно интенсивный, посмотреть его не представляется возможным. Для ADS-B приёмников. Для HFDL такой проблемы за счёт распространения коротких волн нет. Поэтому "судите сами":
Скриншот PlanePlotter + PC-HFDL за несколько часов работы. Серые следы за самолётами - их треки. Окно PC-HFDL особо ничем не примечательно, показано просто до кучи. Единственное что, истинного радиолюбителя порадует спектр сигнала сверху и разделители, показывающие таймслоты (для избежания коллизий в системе используется мультиплексирование по времени, наземная станция назначает каждому борту временной слот, в который ему следует передавать данные). Сразу говорю, что достоверные данные тут только по позиции и рейсу. Регистрации некорректны. Хотя в пакете с данными регистрация передаётся (ясно видно B-6596 в окне PC-HFDL, например), PlanePlotter в расчёт их не берёт (не умеет?) и вместо этого расставляет регистрации только по одним ему ведомым принципам. И видимо из-за необратимого наличия ошибок в принятых данных (на КВ всё же помех побольше будет, чем на УКВ), у нас возникают глупые регистрации типа RA-200734, как на картинке.
PlanePlotter также ведёт список бортов. Вот, например, я недавно радиоспоттил на айком:
Вот в этом случае некоторым регистрациям вполне даже можно верить. Допустим, я вполне готов поверить, что рейс SIA637 выполняется бортом 9V-SKM. Однако в то, что ANA966 выполняется RA-58659 - увольте. Идея в том, что данные тут на уровне "доверяй, но проверяй". Вообще да, интересно, что PlanePlotter в области испорченных регистраций тянет именно на RA- :)
Скорость, кстати, рассчитывается самим PlanePlotter'ом, равно как и курс.
Но что именно значит "дальность" в случае с HFDL? А вот что:
Да, тут нет никакой ошибки. Я действительно принимал борт, находившийся в 2000 км от меня. Спасибо коротким волнам и тому, что называется "прохождением" в радиолюбительской среде за это. Конечно, у меня есть более-менее, но коротковолновая антенна. Часть успеха в т.ч. и в её заслугах.
Чтобы не было никаких сомнений, открываем тот же самый флайтрадарчик и видим там:
Иными словами, самолёт действительно существует. И находится именно там. Однако его наличие на флайтрадаре - заслуга Федерального авиационного агентства США, в то время как я принимаю этот борт самостоятельно, на своё оборудование. И весьма успешно. И именно в этом и заключается прелесть HFDL споттинга лично для меня.
Кстати, "внимательный читатель заметил" ©, что картинка со скриншотом KG-ACARS сделана была ещё в январе прошлого года. Да, это именно столько я хотел написать этот пост.
Интересующиеся вопросом могут всю техническую информацию (частоты и т.д.) найти в интернетах. Здесь она (почти) не приводится намеренно.
Также я должен сказать отдельно очевидную вещь: ACARS и HFDL оборудованием оснащён не каждый самолёт. Ситуация примерно та же, что и с ADS-B транспондерами.