Русский характер

Feb 21, 2017 14:38

Русский национальный характер складывался на протяжении веков под влиянием таких факторов, как суровый климат Северной Евразии с холодными зимами и ярко выраженной сменой сезонов, необъятные просторы России, многоэтнический характер государства, необходимость обороны протяжённых внешних границ. Значительную роль в формировании национального характера сыграло православие - наиболее распространённая религия и основа мировоззрения в течение столетий.

К основным чертам русского характера относят широту души, стойкость, сострадание, смирение, стремление к справедливости, общинность, способность к подвигу, умение не сдаваться. Русским не свойственны такие черты, как высокомерие, заносчивость, лицемерие (наоборот, весьма распространена болезненная самокритика). Русские, как правило, часто переживают эмоциональные подъёмы и упадки (этому способствует смена сезонов), и хотя могут испытывать трудности по части регулярной ритмичной работы, но зато время от времени способны на героический труд. Русские неплохо умеют находить общий язык с представителями других народов.
В общем и целом, русские не так уж сильно отличаются от остальных народов и не являются «белой вороной». Все народы имеют свои особенности и русские - не исключение. Впрочем, как и во многих других многонациональных государствах, здесь речь может идти уже не о характере собственно русских как национальности по крови, а о преобладающей культуре страны, частью которой давно стали представители многих других национальностей. Поэтому можно говорить как о русском, так и о российском национальном характере.

Способность к подъёму и подвигу
Одной из важнейших черт русского характера, которую отмечают и отечественные и зарубежные исследователи является «чувство революционного подъёма», «героическая доминанта», готовность к подвигу, способность к мобилизации сил в определённый момент. Эта черта обусловлена особой цикличностью жизненного уклада русских, вероятно сформировавшегося под влиянием долгих зим и необходимости быстрого сбора урожая. Большую часть времени русские копят или экономят энергию, стараются не напрягаться лишний раз, проявляют низкий интерес к происходящему, склонны к лёгкой депрессии, поискам смысла жизни, рассуждениям. В такие периоды, как у медведя в спячке, потребности к качеству жизни снижаются до минимума, русские довольствуются малым, воздерживаются от трат. Иностранцы, видящие русских в такой период, делают выводы об их лености, апатичности, разгильдяйстве, долготерпении, рабской сущности.
Периоды низкой активности имеют разный масштаб и продолжительность: в масштабе страны - годы, десятилетия, в масштабе семьи - недели, месяцы. Однако, наступают периоды, когда русские переходят в «режим подвига». Поводом к активным действиям может послужить, война, революция, индустриализация, строительство коммунизма, освоение новых территорий и т. п. В такие периоды русские проявляют свои наилучшие черты: массовый героизм, самопожертвование, чувство локтя, трудолюбие, невероятное упорство, лидерские качества. Русских считают «типичными теневыми лидерами» в экстренной ситуации. Русские часто создают сами себе трудности, чтобы потом их героически преодолевать, например, выполняя месячный план в последнюю неделю. Есть пословица: «Русские долго запрягают, но быстро ездят».
Поводом для небольшого «подвига» может стать праздничная дата: день рождения, Новый год, свадьба. В такие периоды русский перестаёт довольствоваться малым, раскупоривает все заначки, влезает в долги, проявляет беспрецедентную щедрость и расточительность.

Щедрость, широта и гостеприимство
Заметной чертой русского характера является щедрость, широта натуры. Вероятно, причиной этому послужили природные условия: широта территории и изобилие пресной воды. Русские одни из немногих, кто моется под струёй воды. Например, многие англичане и японцы набирают воду и моются всей семьёй, не из-за бедности или дефицита, а из-за традиции экономить.
Русские отличаются добротой, гостеприимством, состраданием, прямотой в общении, не отличаются спесивостью и заносчивостью. Благодаря этому они легко могут находить общий язык с другими народами. Причиной этому служит то, что русское государство с самого основания и до наших дней является многоэтническим. Как следствие, россияне смогли освоить огромные территории от Урала до Аляски.
Смирение и духовность
Важнейшей чертой русских является потребность в вере. Эта потребность реализуется как глубинная уверенность в себе, в своём деле, в своей стране, в своём народе, и, разумеется, как духовность и религиозность. Более тысячи лет назад Россия получила христианское наследие Византии и ревностно хранила его. Идея «Третьего Рима» веками сплачивала страну. Русская религиозность носила и продолжает носить ярко выраженный духовный характер, в отличие, например, от протестантской этики, направленной на достижение материального достатка. Тем не менее, существует и православная этика труда.
Среди русских выработались такие черты характера как нестяжательство, стремление к духовным, а не материальным благам, доброта, отзывчивость, а также христианское смирение - качество, проявляющееся в способности действовать в любых обстоятельствах без заносчивости и гнева. Однако смирение, особенно временами неправильно понимаемое, часто выливается в низкую национальную самооценку, излишнюю склонность к самокритике, раболепие перед другими нациями.
Стойкость
Веками, проживая в зоне рискованного земледелия под постоянной угрозой набегов, как из Великой Степи, так и из Скандинавии, русские, в отличие от европейцев, не могли надеяться, что построенное или посеянное ими точно не пропадёт зря, поэтому русским несвойственен западноевропейский перфекционизм. Если что-либо доведено до работоспособного состояния, русские часто на этом и успокаиваются, в меньшей степени заботясь о долговечности и в ещё меньшей степени - о внешнем виде.
Опыт отражения набегов, когда женщины уводили детей в лес, а затем воспитывали их сами, а мужчины оставались, чтобы задержать противника и тот факт, что, в отличие от Европы, в России большинство войн шли фактически на уничтожение, а также опыт долгих православных постов сильно повлияли на характер русских как воинов. В отличие от, например, поляков русские мало гонятся за личной славой - общая победа важнее. Особенно исключительную стойкость русские могут проявлять в обороне. В средние века только русские крепости могли месяцами обороняться, имея в запасах только муку, овощи, воду и водку (последняя - не только антисептик, но и необходимый антидепрессант для людей, каждый день льющих на кого-то кипящую смолу и т. п.). В других странах крепости обычно сдавались вскоре после исчерпания запасов мяса.
Принцип «умирай, где стоишь» настолько въелся в национальный характер, что яркие его проявления можно найти почти на каждой войне. Примеров тому множество, в частности: Оборона Козельска (1238 г.), Оборона Пскова (1581-1582 гг.), Оборона Троице-Сергиева монастыря (1608-1610), Оборона крепости Белая (1634), Оборона Албазинского острога (1686-1687), Бой брига Меркурий (1829 г.), Оборона крепости Баязет (1877 г.), «Атака мертвецов» (1915 г.), Оборона Брестской крепости (1941 г.), Бой у высоты 776 (2000 г.), оборона Славянска (2014 г.)
Дух взаимопомощи
На Западе (по крайней мере в последнее время) наиболее ярким классом (получающим много денег, раскрученным в прессе, их лексикон просачивается в общеупотребительный словарь и т. д.) являются наёмные управленцы - профессионалы, которые позволяют компании не утонуть в конкуренции: ведь тот, кто плохо организован, будет «съеден» тем, кто организован лучше.
Рискованная жизнь привела к тому, что русские всячески подавляли конкуренцию, ведь она бесцельно тратит ресурсы на саму конкуренцию. Всё с точностью до наоборот: от более удачливых ресурсы «сверху» передавали менее удачливым. Во все времена самым ярким классом в России был тот, кто занимался перераспределением ресурсов (кто бы то ни был - комиссары, номенклатура, бандиты). А самым нижним ячейкам (бригадам, крестьянским общинам…) давалась относительная свобода: сверху приходит задание, а как его выполнить - решайте сами. Это приводит к тому, что русские смотрят на начальника как на волка, но обрастают горизонтальными связями: сегодня ты мне, завтра я тебе. Эти связи, в отличие от народов Средней Азии и Кавказа, организуются по духовному родству, а не по кровному.
Подобный дух взаимопомощи может помогать и мешать. Помогает он, когда работает ячейка в целом. Но когда нужно наказывать конкретных одиночек, начинаются проблемы: русские дают списывать на экзамене, выдают расположение засад ГИБДД. А в те времена, когда доносительство поощрялось, доносы на товарищей чаще объяснялись банальной завистью, чем какими-то объективными причинами.
Со стороны государства этот дух взаимопомощи выливается в широкую социальную политику: везде, где есть центральное отопление, оно не отключалось даже в трудные годы. По мнению оппозиционеров, это мешает политической сознательности: он воспринимает отопление как данность. Но публицист Виктор Мараховский считает иначе: это означает, что у русских в подсознании записано: сохранить людей.

Обострённое чувство справедливости
В американской культуре справедливо всё, что законно. В глазах русских справедливо то, что заслуженно. Русские со скрипом переносят даже творческие династии - а «подарил папа» или «купил на залоговом аукционе» им вообще не по душе. Русский откровенно ненавидит гонщиков на «гелендвагенах». Главной целью постсоветской сатиры было именно незаслуженное неравенство.
Тем не менее, люди изначально неравны, и уравниловка на советский манер - не выход. По мнению Виктора Мараховского, одна из проблем России - как наладить неравенство, которое выглядело бы справедливо в глазах народа.

http://ruxpert.ru/Русский_национальный_характер

интересно, национальные вопросы, интернет

Previous post Next post
Up