День десятый. Баянхонгор-Арвайхир-Хархорин.
С утра удалось застать «волшебный час» и немного побегать с фотоаппаратом вокруг лагеря.
Тревожное небо, восходящее Солнце, мощно подросший за ночь зелёный лук…
…дорога, откуда мы приехали…
…и куда поедем, следы вчерашних потоков воды.
Затем, пока мы завтракали и собирались, нас посетили верблюды.
Ну, как посетили: паслись в окрестностях, жрали лук, косились на нас и отходили при попытке приблизиться и сфотографировать.
И далее - дорога.
В это утро по дороге до Баянхонгора во всей красе раскрылась монгольская «многополосная» просёлочная «федеральная» трасса. Местами ширина её без преувеличения достигала сотни метров, а то и больше.
Эти же места в движении.
Click to view
В Баянхонгоре мы пообедали (вкусно, с толком, с расстановкой), заправились и поехали дальше.
На выезде с нас взяли дорожный сбор в размере 1000 тугриков (рублей 27 на тот момент), и мы выехали на более горную часть дороги. Тут, слегка поднявшись мы встретили поля уже цветущего лука:
Затем встретили последствия дождя. Я уже отмечал, что асфальтовые дороги в Монголии имеют периодические места понижения до уровня земли, предназначенные для перетекания воды. На этот раз перетекающая вода была, видимо, очень похожа на сель, а потому дорогу покрывал толстый слой грязи, по большей части уже счищенный трактором.
Click to view
Ехать по этой дороге было интересно. Регулярно открывались приятные глазу места. Обратите внимание, что участки для перетекания потока воды не асфальтированы, а сделаны из бетона. В конце ролика мы остановились…
Click to view
…и я сделал эту панораму.
Следующим городом в этот день был Арвайхир. Его мы проехали транзитом, остановившись один раз: сфотографировать монументального Будду.
На выезде с нас снова попытались взять дорожный сбор, но показанный баянхонгорский чек снял вопросы.
После Арвайхира мы ощутили прелесть старой монгольской асфальтированной дороги. Если кратко: без асфальта лучше. Здесь мы не только впервые увидели монгольскую дорожную полицию (а всего 2-3 экипажа за весь срок пребывания в Монголии встретили), но даже были остановлены, и мне довелось подуть на датчик монгольского устройства анализа выдыхаемого воздуха. Я оказался чист перед законом.
Click to view
Последний участок дороги был самым сложным. После поворота на Хархорин пошёл горный просёлок. Дорога красивая, но сложная и медленная.
Наконец, перед выездом на дорогу Хужирт-Хархорин, Железная Голова нас завёл совсем. Надо сказать, наш навигатор и так не выделяется умом и сообразительностью, но в Монголии он показал себя во всей красе. Например, если бы мы поехали до Хужирта, а потом до Хархорина, дорога была бы длиннее, но удобнее. Но Голова не ищет лёгкий путей, предпочитая самые короткие. И в конце концов привёл он нас к броду через маленькую речушку. За бродом была видна асфальтовая дорога (Хужирт-Хархорин, да), но брод был немного глубоковат по фарватеру, а при попытке исследовать его окрестности ногами я завяз в иле и еле выполз. Замаячила перспектива ехать обратно через все горы, искать новых проездов, внепланово ночевать в поле. Но перед этим попробовали мы проехать чуть дальше по дороге, с которой Голова нас погнал в сторону асфальта. И о чудо! Нашёлся мост через эту самую речку, мы выехали на хорошую дорогу и долетели до Хархорина.
Как выяснилось, рано расслабились. Хархорин это такой туристическо-мистический центр Монголии. Как результат, стоимость номера в гостинице весьма немаленькая. Например, в гостинице приличного вида минимальный номер начинался от, если не изменяет память, порядка 180 тыс. тугриков. В итоге заселились мы в придорожный мотель. Причём опрометчиво решили остановиться на два дня и заплатили сразу по 80 тыс. за ночь.
Также мы разделились с Аней (напоминаю, что от Алтая с нами ехала автостопщица), которая пошла искать ещё менее дорогой гостевой дом. Договорились связаться через интернет.
Но в гостинице нарисовалась проблема с интернетом (он был обещан, и он, типа, был, но открывался только ФБ). Пока разбирались что к чему, продираясь через полное незнание девушкой на рецепции русского и фактическое незнание английского, удачно познакомились с подъехавшей компанией. В ней был парень, слегка говоривший по-русски. Он позвал жену, которая уже владела языком хорошо. Молодая девушка оказалась солидным врачом-травматологом, училась в Иркутске. Ребята нам немного помогли, раздав интернет со своего телефона.
В лёгком раздрае от всяческих неинтересных приключений в конце пути мы отправились спать.
Статистика: 416 км со средней скоростью 51 км/ч. 8 часов 8 минут движения.