Apr 05, 2014 18:05
В рамках возросшего интереса к исламу, прочитала я российский школьный учебник религий. С трудом уложив в башке тонну абсолютно новой информации, заинтересовалась я, как же существуют братья наши во Мухаммеде на Святой земле. Вот живут вроде рядом, мимо минаретов все мы проезжаем с завидным постоянством, но о религиозной жизни местных арабов лично я знаю чрезвычайно мало, хотя и живу с ними бок о бок уже более 20 лет.
И сегодня у меня появилась уникальная возможность удовлетворить свое любопытство, благо от Бэер-Шевы до Тель-Авива даже при 130 км/ч минимум час пути, а водитель попался толковый и разговорчивый. Итак, записываю, чтобы не забыть.
1. Израильские арабы - сунниты в подавляющем большинстве своем. Исключение составляют чеченская, друзская и бахайская община, которых мусульмане и за своих-то не вполне признают, хотя ноги растут там именно из ислама.
2. Три основные книги ислама это: Коран - что-то вроде Торы, Сунны исполняют функцию Талмуда, Фард (я пол дороги училась это правильно выговаривать, нифига, у меня в такой шифер горло не складывается) - это предписания на каждый день и сборник молитв. Разумеется, все параллели приблизительны.
3. Каждой мечетью управляет местный имам. Чтобы стать имамом нужно учиться. Самые популярные среди наших арабов "школы имамов" есть в Хервоне и Иордании. Раньше ездили еще учиться в Египет, но в связи с напряженной политической обстановкой, предпочитают больше туда не соваться. Все местные имамы подчиняются управлению с невозможным названием, которое сидит в Иерусалиме, кормит их министерство по религиям. А самый главный мусульманин сидит в Мекке.
4. Все арабы очень не любят Иракцев, они, мол, жуткие экстремисты. Для них у Каабы выделяется отдельное время и остальных держат подальше, чтобы не было разборок, до которых Иракцы очень охочи.
5. Поскольку каждый мусульманин обязан раз в жизни совершить хадж (ритуальный обход Каабы, которая находится в Мекке), то я заинтересовалась, как же наши местные арабы попадают в Саудовскую Аравию, с которой у нас нет дипломатических отношений, так что лично мне, например, попасть туда законным путем не светит. Оказалось, что с 1979 года у нас с Иорданией договор, согласно которому Иордания вывозит наших мусульман в Мекку, причем принимает на себя ответственность за их цивилизованное поведение на месте. Выглядит это так: араб, желающий совершить хадж или более скромное, мини восхождение, к святым местам, через Бейт-Шеан въезжает в Иорданию. Там он получает одноразовую визу со строго ограниченными датами. Его погружают на автобус (Иорданский) вместе с другими такими же товарищами, и везут, куда договорились - в Мекку, Медину или в другое какое-то святое место. Их селят в гостиницу, заказанную Иорданией, возят с место на место и зорко следят, чтоб ни-ни. Иорданцы здорово на этом наживаются, потому что помимо всего, оказывается за каждого мусульманина, совершающего хадж, платит король Саудии, так что все, что заплатили наши израильские товарищи (а это весьма значительные суммы) идет напрямую в карманы иорданцам, несправедливо, правда? (поддержим наших!) Причем король платит за все: за гостиницу, еду, привоз на место действия (к Каабе). Лично меня потрясла подобная щедрость, речь ведь идет о сотнях тысяч человек в год. Правда, надо признать, что хадж можно совершить лишь единожды. Потом приезжай за свои сколько хочешь. И еще родители моего «языка», которые как раз совершают очередное «восхождение», говорят, что в Мекке все фантастически организовано: везде очень чисто, вылизано прямо, никакой давки и беспорядков у святынь нет. Прямо захотелось поехать взглянуть, но увы.
6. Итого:
Во-первых, учиться, учиться и еще раз учиться. А то ничего не знать о своих прямых соседях, это как-то не вежливо.
А во-вторых, пользуйтесь услугами такси! самого интеллектуально развивающего транспорта Израиля!