На один закрытый пост "Выдавливаю виноватость по капле" и в подарок тому, кто хочет иметь собственное, осмысленное понятие вины, а не просто использовать навязанное средой, сложился
выстраданный, прочувствованный текст: :)
Я буду говорить, а вы берите себе то, что вам подходит, и оставляйте все остальное.
В общем так:
0. Про чувство вины тем, кто курит -
смотрите здесь.
1. Как говорят мои любимые А.Х., "винить себя за нелюбовь к себе - не лучший способ себя полюбить".
Винить себя за чувство вины - не лучший способ .. я не буду говорить "освободиться от чувства вины" или "избавиться от чувства вины", я скажу "быть свободным".
2. Новый способ разбираться
выход к солнцу, который я сейчас активно осваиваю, может быть применен и при приступе чувства вины. Не забудьте съезжать, насколько можно, с описаний обстоятельств "я чувствую, что я сделала что-то плохое" на описание чисто ощущений "я чувствую себя виноватой", "я чувствую конфликт внутри меня".
Тому, кто считает, что "чувство вины можно заболтать, но вина остается", ответ будет ниже.
3. "Я учусь говорить Нет" - скажите это по-другому.
На семинаре тантры ведущая нас научила: "Когда вы хотите кому-то сказать "Нет", а вместо этого говорите "Да", то этим вы говорите "Нет" себе. И наоборот."
И вот теперь один нюанс: во взаимодействии с другими не начинайте быть сосредоточенными на том, что вы говорите им "Нет". Будьте сосредоточены на том, что вы говорите "Да" себе. "Как я могу сказать "Да" себе?"
Когда своя душа пустая, другому нечего дать, что бы ни говорили те, кто призывает посвящать свою жизнь помощи другим, во имя обретения своего смысла жизни.
Когда есть такая ситуация, что есть конфликт между своими интересами и чужими, позвольте себе оставить беспокойство о других в покое (почему - об этом позже) и подумайте о себе, только о себе. Как если бы другим было все равно, что вы выберете. Как если бы всем было хорошо, если вы выберете то, что вам хорошо.
"Как я могу сказать "Да" себе?"
Я хочу привести тут кусочек "Иллюзий" Ричарда Баха:
"23. И там, на вершине горы, голос сказал ему, и голос тот был ни мужским ни женским, ни громким ни тихим, и голос тот был безгранично добрым.
И голос сказал ему: "Да исполнится воля не моя, но твоя. Ибо для тебя твоя воля - это моя воля. Иди своим путем, подобно всем остальным, и будь счастлив на земле".
24. И услыхав это, Мессия обрадовался и, поблагодарив, спустился с горы, напевая незатейливую песенку. А когда толпа окружила его, моля его лечить за нее и учить за нее, и пичкать ее постоянно его пониманием и забавлять ее его чудесами, он, глядя на них, улыбнулся и сказал: "Я ухожу".
25. На мгновение толпа от удивления оцепенела.
26. И сказал он им: "Если человек сказал Богу, что больше всего он желает помочь миру, полному страданий, и неважно какой ценой, и Бог ответил и сказал ему, Что он должен сделать, следует ли ему поступить, как ему было сказано?"
27. "Конечно, Учитель!" - закричала толпа. "Ему должно быть приятно испытать даже адские муки, если его об этом попросит Господь!"
28. "И неважно, каковы эти муки и насколько сложна задача?"
29. "Честь быть повешенным, слава быть распятым и сожженным, если о том попросил Господь," - сказали они.
30. "А что вы сделаете", - сказал Мессия толпе, - "если Господь обратится прямо к вам и скажет: Я ПРИКАЗЫВАЮ ТЕБЕ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ В ЭТОМ МИРЕ ДО КОНЦА ТВОЕЙ ЖИЗНИ. Что вы тогда сделаете?"
31. И толпа стояла в молчании, ни единого голоса, ни единого звука не было слышно на склонах горы и во всей долине, где они стояли.
32. И Мессия сказал в наступившей тишине: "На пути нашего счастья, да будет так, чтобы нашли мы учение, ради которого выбрали мы именно эту жизнь."
Иногда, кстати, в таких случаях вы можете вдруг почувствовать, что удовольствие других тоже включено в "как я скажу Да себе", и увидите решение, которое даже в этих противоречивых обстоятельствах сможет, даже сразу распознаваемо, удовлетворить всех. Но начинать все равно стоит с себя.
Может показаться, что в этой смене слов всего лишь меняется взгляд на это, "но факт-то остается фактом, я говорю им Нет!"
На самом деле все гораздо глубже: этой сменой взгляда меняется смысл происходящего. И происходит переключение, с постоянного выбора, кому сказать Нет - себе или кому-то другому, с постоянного ощущения этого конфликта интересов между вами и окружающими, на картину мира (и реальность), когда вы просто осознаете, что для вас предпочтительно, и идете с этим, и видите, как это benefits everyone, служит всем. Мир начинает быть сложен по-другому. В жизни проявляется гармония.
"Я учусь говорить себе Да."
4. Используйте свой внутренний GPS. Раз уж он у вас есть. :)
Речь о том, что эмоции наши отражают, насколько наши мысли, наш настрой во время этих эмоций, соответствуют нашему Источнику, тому, что для нас возможно, нашей жизни в полный рост.
Подробнее об этом
здесь, но что еще интересно, - Источнику ведь можно так задавать вопросы! Для этого достаточно прикинуть две мысли и сравнить, на какой из них вы чувствуете, что сжимаетесь, отрываетесь от своей Силы, а на какой вы чувствуете свою силу и теплую поддержку Источника.
Например:
"я виноват"
"я все сделал хорошо. это на пользу нам всем, даже если я этого сейчас не вижу"
(кстати, когда вы настроены на ощущение вины, вы и не можете обычно видеть, как то, что вы сделали, может быть хорошо, потому что вы смотрите в совсем другую сторону, энергетически вы слишком далеко от возможности восприятия этой стороны. На этом этапе можно только пробовать прикинуть, почему это может быть хорошо для всех, а лучше просто довериться Источнику)
Используйте доступные ресурсы, которые показывают дорогу к соединению с Собой.
5. Только в одном случае обвинение себя будет приносить некоторые положительные эмоции: когда вы приходите на эту ступеньку эмоциональной шкалы с более низкой ступеньки (бессилие, беспомощность, депрессия).
Например:
"это так ужасно, и ничего невозможно с этим поделать.."
"а что если я сама виновата и могла бы что-то сделать?!"
Но это промежуточный этап, и с него можно и нужно подниматься дальше, выше. Например,
так,
так,
так или
так.
6. В корне навязанного нам обществом понятия вины находится одно общее, очень распространенное заблуждение: что мы каким-либо образом влияем на жизнь других.
A помните, Иешуа сказал Понтию Пилату что-то вроде "ты не имел бы надо мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше"?
Весь опыт человека, в смысле все его переживания, все его ощущения, определяются его вибрацией. Что бы ни было в этой вибрации, мир принесет такие обстоятельства, которые у этого человека эти ощущения вызовут. (И какие бы ни были те обстоятельства, человек их воспримет именно так, как его активная вибрация определит.)
То есть если вы делаете что-то, с вашей точки зрения. хорошее, - вы будете это делать только человеку, у которого в вибрации это есть, и если бы не вы, мир принес бы ему кого-то другого или что-то другое, которое дало бы ему те же ощущения. Если вы делаете что-то "плохое" - и тут с вами рядом будет человек, который если бы не вы, получил бы это все равно, просто через другого посредника.
Поэтому можно сказать, что относительно других людей мы всегда орудие в чужих руках. Остается только выбирать, в каком со-созидании вам приятнее участвовать.
Помните, в книге "Если наступит завтра" героиня ведь совершенно искренне собиралась отомстить всем тем, кто ее посадил, но в результате одного оставила в покое.
Все потому, что как бы вы ни хотели причинить что-то конкретному человеку, - если у человека в вибрации этого нет, вы не сможете этого ему сделать, хоть тресните. :) А если есть - как хотите защищайте его, он все равно это найдет. И исправить может только он сам, поворотом своей вибрации в нужную сторону.
Один знакомый миллионер как-то говорил мне, что нет хуже, чем оплачивать чужие долги. Тоже поэтому.
Кстати, как работает "наказание" - тоже очень просто, и вовсе не высшие силы его на человека обрушивают "за плохие дела". Просто, когда человек совершает поступок - он его совершает исходя из неких предпосылок. Упрощенно говоря, человек не станет вредить другому, если он знает, что он может получить ВСЕ что он хочет и другим способом, легким, приятным и интересным для него и не вредя. Поэтому дальнейшие события, выглядящие как наказание, - развертывание его картины мира, "в которую" он совершал тот поступок.
Башар говорит, что мир так устроен, что если человек чего-то хочет (а как бы ни рисовал себе человек обстоятельства того, что он хочет, на самом деле он хочет ощущений, которые, как он считает, он испытает от этих обстоятельств), то он может это получить не вредя ни кому-то другому, ни себе.
7. Башар говорит нечто.. что по-русски меня тянет перевести не слишком приличным "первый раз не ...".
Он говорит, что вначале мы можем испытывать чувство, например, вины "по умолчанию", потому что мы этого набрались от среды и т.п., но уж после того, как мы осознали, что это такое и из-за каких заблуждений мы это испытываем - дальше испытывание этих чувств уже выбор.
Зачем бы нам испытывать чувство вины, какая выгода нам от этого может быть? Ну например, Landmark тренеры говорят, что в нас просто где-то подспудно сидит убеждение, что если себя успеть обвинить, то другие уже не будут нас наказывать, потому что мы уже сами себя осудили.
8. Наверно, самый важный пункт.
Как-то, несколько лет назад, я заказала аудио курс Абрахам-Хиксов "Сексуальность". Я думала, что это поможет мне разрешить некоторые мои внутренние конфликты относительно секса. Но сила того, что я там услышала, повергла меня в шок.
Им там порывались задавать вопросы, "а какой секс правильный? правильнее моногамность?" и т.п.
А они в ответ сказали (цитата неточная): "Все ваши сомнения, табу, вопросы проистекают из того, что вы не осознаете свою силу. Не осознаете, что вы сами создаете свою жизнь, своей вибрацией.
Из-за того, что вы этого не понимаете, вы считаете, что есть некие посторонние силы, влияющие на вашу жизнь. Поэтому вы стремитесь найти критерии, по которым вы бы "правильно себя вели", чтобы эти силы ничего плохого вам не сделали. Вы ищете некий авторитет, который бы уже определил, что правильно и что нет, и вы бы только придерживались этих правил.
Но вы сами можете определять, что правильно для вас и что нет. Это ваша жизнь, вы в ней создаете."
Наверно, мы приходим к этим поискам авторитета, приученные родителями, что они нас обеспечивают, и жизнью и любовью, а мы должны себя вести так, чтобы они нами были довольны. Но теперь, когда мы понимаем, из чего жизнь разворачивается, у нас есть выбор.
9.
Миф об Адонае знаете? Башар говорит, что мы сюда на Землю пришли именно в это время (и особенно в прошлые времена) для того, чтобы Изучать Ограничения. Жизнь без памяти о своей силе. Только сейчас наступает время, когда мы "просыпаемся" к осознанию своего могущества (и это феерическая жизнь вообще-то, от жизни в ограничениях переходить к свободной жизни в полный рост, к воплощению мечт и осуществлению желаний. Может, этот наш разговор сейчас - тоже часть замысла?).
А чувство вины, по его определению, самое лучшее средство ограничения. Потому что когда человек испытывает чувство вины, он считает, что он недостоин.
Помните у Зеланда, что основной работой внутреннего намерения должно быть "позволить себе иметь" (то, что вы хотите)? Так вот попробуйте "позволить себе иметь", когда вы считаете себя в чем-нибудь виноватым - вам придется прорываться через чувство, что вы не заслужили.
Вина с получением благ никак не уживается. И поэтому является отличным средством испытывать ограничения, "отдыхать от всемогущества". Но если "первый раз не ...", то теперь у вас есть выбор - испытывать ограничения и дальше или попробовать жить свободно. Отдохнуть от отдыха от всемогущества. :)
10. Обо всем этом можно поговорить немного, чтобы прояснить, откуда в нас вина появилась и для чего она служит, но все равно, наверно, в отдельных случаях вопрос себе: "Да что же я за дура такая, зачем я испытываю это чувство вины, ведь я этим только приношу вред себе. Сколько можно наступать на те же грабли!" уводит не в ту сторону, куда вопрос "Почему я знаю, что я свободна? Почему я знаю, что всем от этого будет хорошо?"
Не так важен вопрос, как направление, в котором поиски ответа уводят ваши мысли.
Можно просто обратить внимание на ощущения от первой серии вопросов и от второй, чтобы знать, к чему какая серия ведет.
Кстати, один пример того, как бывает всем хорошо в результате, даже если сначала это совсем неочевидно: однажды позвонила мне моя тетя и сказала, что я просто обязана ее спасти: поехать с ней на занятия йогой, а то там будет недостаточно людей и занятие не состоится. Я взвесила в себе, постаралась отвлечься от чувства вины, что из-за моего эгоизма тетя может не попасть на занятия, и поняла, что мне сейчас не хочется туда ехать. И сказала тете, что я не поеду.
Казалось бы. А через некоторое время позвонила тетя и сказала, что благодаря тому, что йоги не было, она съездила полазить (она альпинистка), и это получилось просто отлично.
Еще на эту тему читайте приложение ниже. :)
11. Если с виной по отношению к другим людям можно так разобраться, то с чувством вины в отношении себя бывает сложнее: когда мы делаем что-то, что мы считаем, делать не надо, что, мы считаем, нам приносит вред, то нам очень трудно отвязаться от чувства вины на эту тему, потому что уж слишком эта вина очевидна получается.
Справляться с ней нужно постепенно. :)
Сначала понять, что все наши действия, особенно те, которые ну никак не сдержать, - порождение нашей вибрации. И поэтому не стоит себя осуждать за эти действия, можно расслабиться и заботиться о вибрации только.
А тут-то кстати и фокус: заботиться о вибрации значит приводить себя к большему миру сз собой и своими действиями, какими бы они ни были! То есть чувство вины за свои поступки, наоборот, уводит в сторону, противоположную желаемой!
Насчет "сколько раз я обещала себе не жрать, но с утра опять наедаюсь сладкого" читайте
тут.
А поможет в постепенном приведении себя к соединению с Собой следующее упражнение:
12. Зеланд в 4-й книге "Трансерфинга реальности" приводит схему, которая является очень хорошим упражнением в случае, когда нужно увидеть хорошее там, где кажется, ничего хорошего увидеть нельзя.
Предшествует этому объяснение:
Каждое событие мы оцениваем, в принципе, по тому, как это событие повлияет на нашу дальнейшую жизнь. То есть от этого события мы можем попасть на "хорошую линию жизни" - ту, где это событие приносит нам что-то хорошее, и соответственно "плохую". И единственно, от чего зависит, на какую линию жизни мы с этого перекрестка попадем - это наше отношение к этому событию. То есть примем мы его как хорошее - так и будет.
Поэтому схема объяснения с самим собой, когда что-то происходит, что нам не нравится, такая:
1. Нравится ли мне это событие? - скажите честно "Нет."
2. Но хочу ли я, чтобы это привело к чему-то еще худшему? - я думаю, тут вы скажете точно "Нет". :)
3. "В таком случае я поверю, просто приму на веру, что это событие чем-то хорошо для меня, даже если я сейчас этого не вижу. Я верю, что я еще увижу, почему оно для меня хорошее."
И дальше можно повспоминать, как вы себя чувствуете, когда только что случилось что-то очень хорошее, и попробовать сейчас соединить это ощущение с тем событием, которое только что произошло. Представить себе, что вы уже знаете, что это очень хорошее событие, и ваши ощущения после в результате.
То есть да, и в пожирании сладкого тоже находить хорошее, иначе свобода выбора так и не наступит.
Для чего бывает "плохое", например, - чтобы расширить наш опыт хорошего. Чтобы увеличить копилку того, с чем мы можем соединиться в будущем и получить. Мы как бы испытывая то, что мы не хотим, копаем колодец, который потом будет наполнен нашим счастьем. Надо только идти в сторону счастья. Потихоньку.
13. Упражнение выхода: выбирая, какая мысль дает более приятные ощущения, пройти следующую цепочку мыслей:
* я сделала плохое
* что если это не так уж и плохо?
* что если это даже чем-то хорошо?
* что если это даже очень хорошо?
* что если это просто замечательно?
* что если это лучшее, что могло быть, просто я этого пока не знаю, но узнаю?
14. Точка зрения, что другие более важны, чем вы, вам навязана.
Но:
15. Сравните две мысли, какая дает более приятные эмоции:
"Окружающим выгодно навешивать на меня чувство вины, потому что так им легче мной управлять."
или
"Окружающие просто не знают, что им не надо управлять кем-то, чтобы получить то, что они хотят. Я тоже не всегда это знала."
Не вопрос важен, а направление, куда поиск ответа уводит мысли.
16. Это мой любимый пункт. :)
Когда вы будете сравнивать ощущения от разных вопросов и мыслей и выбирать те, от которых они лучше.. вы начнете чувствовать, как на тех мыслях, от которых эмоции лучше, вас как будто держит теплая поддержка.. когда вы почувствуете, что такое жить, чувствуя себя ценным.. и что желания ваши ценны.. и что все хорошее в вашей жизни заслуженно.. ах какая жизнь тогда постепенно наступит. И вы почувствуете в окружающем мире соответствующую перемену. Это будет совсем другое качество жизни. И жить вам будет.. сладко. :) Легко и приятно. Воодушевляюще. Восторженно. С чувством собственной ценности и достоинства. Какие еще эмоции вам здесь чувствуются?
Обобщим: в отношении других людей мы всегда орудие в чужих руках, в отношении себя - все поступки нейтральны и могут быть обращены на пользу. То есть вины НЕТ. Вины НЕТ.
Вины НЕТ.
Хотите играть со старыми понятиями - играйтесь, но помните: вины НЕТ, а все это - теперь только ваши игрушки. Отдых от всемогущества.
Или наоборот - обогащение всемогущества новыми ощущениями: что можно и такое испытать. Что можно себе что-то не разрешить, когда весь мир тебе пытается это дать. Что мир - пластичный и послушный, куда поведешь(ся), туда и пойдет. Интересная жизнь получается. Куда ни крути - свободная. Даже в выборе несвободы.
Твой выбор, товарищ. ;)
Приложение,
отсюда:
-Я уже умер?-спросил человек.
-Угу,- кивнул демиург Шамбамбукли, не отрываясь от изучения толстой внушительной книги.- Умер. Безусловно.
Человек неуверенно переступил с ноги на ногу.
-И что теперь?
Демиург бросил на него быстрый взгляд и снова уткнулся в книгу.
-Теперь тебе туда,- он не глядя указал пальцем на неприметную дверь.- Или туда,- его палец развернулся в сторону другой, точно такой же, двери.
-А что там?- поинтересовался человек.
-Ад,- ответил Шамбамбукли.- Или рай. По обстоятельствам.
Человек постоял в нерешительности, переводя взгляд с одной двери на другую.
-А-а... а мне в какую?
-А ты сам не знаешь?- демиург слегка приподнял бровь.
-Ну-у,- замялся человек.- Мало ли. Куда там мне положено, по моим деяниям...
-Хм!- Шамбамбукли заложил книгу пальцем и наконец-то посмотрел прямо на человека.- По деяниям, значит?
-Ну да, а как же ещё?
-Ну хорошо, хорошо,- Шамбамбукли раскрыл книгу поближе к началу и стал читать вслух.- Тут написано, что в возрасте двенадцати лет ты перевёл старушку через дорогу. Было такое?
-Было,- кивнул человек.
-Это добрый поступок или дурной?
-Добрый, конечно!
-Сейчас посмотрим...- Шамбамбукли перевернул страницу,- через пять минут эту старушку на другой улице переехал трамвай. Если бы ты не помог ей, они бы разминулись, и старушка жила бы еще лет десять. Ну, как?
Человек ошарашенно заморгал.
-Или вот,- Шамбамбукли раскрыл книгу в другом месте.- В возрасте двадцати трёх лет ты с группой товарищей участвовал в зверском избиении другой группы товарищей.
-Они первые полезли!- вскинул голову человек.
-У меня здесь написано иначе,- возразил демиург.- И, кстати, состояние алкогольного опьянения не является смягчающим фактором. В общем, ты ни за что ни про что сломал семнадцатилетнему подростку два пальца и нос. Это хорошо или плохо?
Человек промолчал.
-После этого парень уже не мог играть на скрипке, а ведь подавал большие надежды. Ты ему загубил карьеру.
-Я нечаянно,- пробубнил человек.
-Само собой,- кивнул Шамбамбукли.- К слову сказать, мальчик с детства ненавидел эту скрипку. После вашей встречи он решил заняться боксом, чтобы уметь постоять за себя, и со временем стал чемпионом мира. Продолжим?
Шамбамбукли перевернул еще несколько страниц.
-Изнасилование - хорошо или плохо?
-Но я же...
-Этот ребёнок стал замечательным врачом и спас сотни жизней. Хорошо или плохо?
-Ну, наверное...
-Среди этих жизней была и принадлежащая маньяку-убийце. Плохо или хорошо?
-Но ведь...
-А маньяк-убийца вскоре зарежет беременную женщину, которая могла бы стать матерью великого учёного! Хорошо? Плохо?
-Но...
-Этот великий учёный, если бы ему дали родиться, должен был изобрести бомбу, способную выжечь половину континента. Плохо? Или хорошо?
-Но я же не мог всего этого знать!- выкрикнул человек.
-Само собой,- согласился демиург.- Или вот, например, на странице 246 - ты наступил на бабочку!
-А из этого-то что вышло?!
Демиург молча развернул книгу к человеку и показал пальцем. Человек прочел, и волосы зашевелились у него на голове.
-Какой кошмар,- прошептал он.
-Но если бы ты её не раздавил, случилось бы вот это,- Шамбамбукли показал пальцем на другой абзац. Человек глянул и судорожно сглотнул.
-Выходит... я спас мир?
-Да, четыре раза,- подтвердил Шамбамбукли.- Раздавив бабочку, толкнув старичка, предав товарища и украв у бабушки кошелёк. Каждый раз мир находился на грани катастрофы, но твоими стараниями выкарабкался.
-А-а...- человек на секунду замялся.- А вот на грань этой самой катастрофы... его тоже я?..
-Ты, ты, не сомневайся. Дважды. Когда накормил бездомного котёнка и когда спас утопающего.
У человека подкосились колени и он сел на пол.
-Ничего не понимаю,- всхлипнул он.- Всё, что я совершил в своей жизни... чем я гордился и чего стыдился... всё наоборот, наизнанку, всё не то, чем кажется!
-Вот поэтому было бы совершенно неправильно судить тебя по делам твоим,- наставительно произнёс Шамбамбукли.- Разве что по намерениям... но тут уж ты сам себе судья.
Он захлопнул книжку и поставил её в шкаф, среди других таких же книг.
-В общем, когда решишь, куда тебе, отправляйся в выбранную дверь. А у меня еще дел по горло.
Человек поднял заплаканное лицо.
-Но я же не знаю, за какой из них ад, а за какой рай.
-А это зависит от того, что ты выберешь,- ответил Шамбамбукли.