Не могу сказать, что получил от поездки на авиасалон только положительные впечатления.
Да, МАКС стал немного больше - но на пользу ему это, по-моему, не пошло.
Слишком много смежных областей - попытка что-то изобразить и пустить пыль в глаза?
Много досадных организационных недоработок - вялые волонтеры (студенты или даже школьники), невнятная карта, беда с едой и туалетами.
Нет, я понимаю, что в суровой России туалетной бумагой пользовать не принято, но для международного салона можно было сделать исключение?
Сосиска, которая стоит 65р в “Стардоге” у платформы "Отдых", дорожает в три раза, как только оказывается на поле аэродрома.
Подтвердилось то, о чем так долго говорили “охранители” - наши люди стали жить лучше и веселее - сегодня на поле собралась толпа, в составе которой было немало семей с маленькими детьми. Напомню - вторник, среда и четверг - “дни для специалистов”. Билет стоит 2200р.
Людей где-то в два-три раза больше, чем два года назад, и они действительно мешали работать (редко когда можно было спокойно сфотографировать стенд).
Хорошо конечно, что люди богатеют и что их тянет к авиации и космонавтике, плохо, что организаторы салона не могут справиться со своими обязанностями и организовать всё так, чтобы никто никому не мешал!
Как я уже говорил - карта салона невнятная, распределение участников неочевидное, а вдобавок к этому, автобусы теперь ходят только от первого входа (об этом мы узнали, когда дошли до дальнего - второго)
Ладно, может быть я злой потому, что так и не добрался до пресс-центра. Говорят, там прессу угощали бесплатным пивом.
Перейдем к экспозиции. Космическая её часть в основном компактно расположена в павильоне Роскосмоса. Есть отдельные вкрапления (некоторые довольно крупные, например Южмаш) и в других ангарах.
Из интересного - новый макет (всё ещё весьма и весьма примитивный) ПТКНП.
Пытаются повторить “
Зарю” из 80ых - молодцы. Всё-таки уже не 60ые годы копируют :)
Смешно выглядит “гонка” за американцами (вспоминается эпизод с эллочкой-людоедкой) - у тех на “Орионе” теперь четыре человека и наши сокращают экипаж.
Заокеанские господа запускают X-37, наши предлагают космоплан “Беркут” на РН “Союз” (ролик с этим космопланом крутился на стенде РКК Энергия).
Планы освоения Солнечной системы напоминают немного измененную копию “гибкого пути” NASA. Хотя, должен сказать, плакаты выглядят очень профессионально - видимо, обратились в дизайн-студию :)
Стараниями дизайнеров РКК полетит в 30ые на спутник Сатурна Гиперион - он был приглашен на роль астероида на плакате.
Обсуждать эти планы даже не хочется - как говорит Великий Оракул форума НК - "Нигде, никогда и никаких шансов”.
Также на стенде “Энергии” было представлено нечто без таблички (с подписью - КА ДЗЗ). Нечто напомнило мне почему-то аппараты СПРН.
Порадовал (без шуток) центр Келдыша - они представили макет ядерного буксира с ЭРД и показали турбину машинного преобразователя. По их словам - таких турбин на аппарате будет четыре (для компенсации момента). Видно, что работа над проектом идет.
Интересно, что разработчики ещё не выбрали, какие радиаторы будут установлены на КА - обычные или капельные. Вроде в этом году должны определиться.
Ядерный буксир - это то, с чем Россия могла бы участвовать в крупных международных программах.
НПО им. Лавочкина показало “Фрегат”, телескопы и лунные зонды (посадочный и орбитальный). Я уверен, что в 2015 году посадочный зонд не полетит, да и насчет 16го сомневаюсь. Надеюсь - окажусь неправ.
Странно, что уникальный и успешный “Спектр-Р” задвинули в глубину стенда. Почему? Казалось бы - именно про него нужно рассказывать!
Ещё по мелочам - стенд Молодежного космического центра и студенческий спутник с солнечным парусом, небольшой павильон с поделками школьников (там была представлена и ракета-гитара с Питерского РакетФеста), закуток Музея с космонавтики с рассказом о конкурсе CanSat, космическая ракета воздушного базирования (подвешивается под истребитель, “проект” от Южмаша).
Я провел переговоры с Самарой - возможно, скоро они начнут поставки ракет для одного магазина. Пока, правда, моделей :)
Кстати, о моделях. Пожалуй, больше всего запомнились на МАКСе промо-девушки (особенно двухметровые (!) рекламщицы какого-то пива - жаль не успел сфотографировать). Эх, видимо я старею…
Полеты тоже были на высоте :) В этот раз (насколько я помню - впервые на МАКСе) даже пару раз показывали “воздушный театр” - атаку блокпоста с террористами (работа разнообразных вертолетов, высадка десанта) и тушение лесного пожара (сначала разожгли слишком рано, потом не потушили с вертолета). Было очень интересно! Техника работала почти в реальных условиях.
Т-50 летал, “Витязи” и “Стрижи” тоже.
Я посещаю авиасалоны более 20 лет (и на МосАэроШоу - 92, фактически - первом МАКСе, тоже был), так вот, за эти 20 лет люди так и не придумали антигравитационных летающих блюдец :) , даже атомных самолетов не сделали - всё также на керосине летают (эх, что там атом - где Ту-155 на водороде?).
Сравните прогресс с 30го по 50ый и сделайте грустные выводы :(