Среди "крайних" путешествий по России, экспедиция в Псков оказалась, пожалуй, самой тяжелой и эмоционально и физически.
Я не разрабатывал план поездки, более того, даже идея была не моя - а ответственность, почему-то, пришлось нести мне.
1200 км по нашим дорогам, сломанный радиатор на
Kawasaki ER-6n Лены,
неожиданное (для меня) изменение маршрута, в результате которого домой я возвращался на поезде (ещё 630 км).
Поэтому не удивляйтесь моему брюзжанию в стиле “мааасквич познает Россию” ;)
Итак, из Москвы мы выдвигались двумя группами - Игорь (
buchwurm) с семьей на машине (а также примкнувший к ним я), и Лена и её знакомые с мотофорума - на мотоциклах.
Проблемы начались почти сразу - на мотоцикле (за исключением эндуро) невозможно проехать по Ново-Рижскому шоссе (после Ржева на протяжении 100км дорога отсутствует - welcome to Russia), поэтому ребята поехали через Смоленск, а Игорь хотел заехать за сыном на дачу, расположенную как раз неподалеку от Ново-Рижской дороги, и через Смоленск ехать не мог.
В итоге в сторону Пскова мы продвигались раздельно.
Чтобы избежать пробок, пришлось выехать из Москвы в 6 утра. Я “сова” и крайне плохо переношу такие встряски - а тут ещё и
CanSat наложился (два дня подъемов в пять утра) - в общем, тежеловастенько.
На фазенде
buchwurm`а нас пытались накормить две бабушки - такого плотного завтрака я не вкушал со времен поездки в Турцию :)
В целом, дорога до
Пскова прошла без особых приключений, лишь “шоссе” после Ржева потрясло (в том числе и в прямом смысле) - как можно разобрать (для ремонта) одну из основных трасс и не предложить ничего взамен?
Нет асфальта, нет двух полос (а все едут в две полосы - куда деваться?), ничего нет - и это шоссе?
Неоднократно вспоминал мемуары Гудериана - из них понятно, что даже не каждый танк подходит для “путешествий” по России.
До Пскова мы добрались ~ за 12 часов (с учетом заезда на дачу Игоря). Лена прибыла на час раньше и уже заселилась в заранее забронированный домик.
В этот раз, место комнат в гостинице, мы решили снять целый двухэтажный дом на берегу реки. Увы, как показала практика, это было ошибкой.
Дом отлично подходит для группы друзей, празднующих день рождения, но плохо приспособлен для двух семей, одна из которых с ребенком.
На природе хочется устроить “чад кутежа” с сауной, шашлыками и разговорами до трех часов ночи - всё это плохо стыкуется с полным отсутствием двери на второй этаж.
Кстати, душ в доме тоже без двери (!!) - только шторкой отделен. Да и туалет один (и как всегда в России - туалетной бумаги кладут не просто мало, а очень мало).
Может быть я махровый индивидуалист, но в таких условиях мне плохо отдыхается.
Например, в первую ночь мы с Леной всё-таки воспользовались сауной в доме, и как потом выяснилось - запах дыма от печки очень даже чувствовался на втором этаже.
Сауна это конечно хорошо, но в нашем случае (смешанный состав группы) - нужно было всё-таки брать отдельные номера в гостинице (тем более, отели намного ближе к центру города, чем частный дом).
Вечером мы нашли в себе силы дойти до центра города - до
Псковского Крома (кремля).
Вскрылась ещё одна неожиданная проблема - скорость передвижения смешанной группы.
Как корабли в ордере - группа движется со скоростью самого медленного участника процессии. В итоге байкеры убегают вперед, Лена хочет двигаться с ними, а мне неудобно бросать
buchwurm`а с семьей.
Наверное, нужно было сразу разделиться.
Я раньше никогда не сталкивался с такими проблемами в поездках - так как обычно все поездки планировались из расчета - “удобно лично мне” :)
В итоге группа всё-таки распалась - мы с Леной и
buchwurm с семейством выдвинулись на берег реки Псковы, впадающей в реку Великую.
Чудесный вид на крепостные стены, суровая красота - кажется, вот-вот над крепостью, под колокольный звон, пройдет строй морских ракетоносцев.
Да, состояние стен и города в целом - неплохое, но далеко не “европейского уровня” - там-то города и памятники словно игрушечные.
На стене есть места, где нет перил, а внизу пропасть метров в 10-15. Я понимаю, жизнь в России строга, и естественный отбор работает постоянно, но в Псков могут и иностранцы с экскурсиями забрести :)
За стеной у реки Великой обнаружился настоящий песчаный пляж, где желающие смогли пройтись босиком по мелководью.
На обратном пути в наш домик,
buchwurm обнаружил в одном из дворов планетарий :)
Фазенда
buchwurm`а.
"Хайвей по-русски".
Наш домик в Пскове.
Церковь Иоакима и Анны.
Церковь Успения с Полонища.
Церковь святого угодника Николая, Мирликийского Чудотворца (Николы со Усохи).
Памятник святой равноапостольной княгине Ольге.
Молодой Ленин с нимбом.
Колокольня Церкви Михаила и Гавриила Архангелов со Городца.
Троицкий собор в Псковском Кроме.
Башня в Кутекрома, Красная (или Кутий Костёр).
Плоская башня.
На переднем плане - Высокая (Воскресенская) башня.
Ионная пушка планетарной обороны Мемориальный комплекс в ознаменование 30-летия освобождения Пскова.
На второй день нашей экспедиции мы планировали отправиться в
Изборск и
Печоры, а также пробиться к берегу Псковского озера и запустить модели ракет, которые я захватил с собой.
Решили стартовать после полудня, так как в 12:00 к нам на автобусе прибывала Наташа (
pustoj-perron) из Санкт-Петербурга.
К тому времени от необходимости синхронизировать всех и вся у меня уже начали кипеть мозги.
Утром выяснилось, что в мотоцикле Лены отсутствует антифриз - первый звоночек будущих неприятностей.
В ожидании Наташи мы прогулялись по территории Крома и осмотрели величественный
Свято-Троицкий кафедральный собор.
Часто возникало чувство deja vu - подобные ракурсы (стены, башни, ворота) я уже видел в
Каркасоне и
Мон-Сен-Мишеле.
Очень жаль, что мы не смогли (просто не успели) воспользоваться услугами гида и не услышали рассказ о Пскове из первых уст. Теперь придется довольствоваться купленными путеводителями и скаченными фильмами.
Анекдотичный случай произошел с Леной на территории Псковского кремля - не знаю даже, смеяться или плакать. На вопрос - “а где туалет” (указателей, столь распространенных в Европе, почему-то нет) - ей указали направление.
В итоге, Лену просто заперли в этой самой кабинке и не хотели выпускать - оказываться, нормальный туалет, в который она попала, только для избранных (сотрудников музея?), а для туристов система “встаньте, дети, встаньте в круг”.
Какой жуткий треш! В пустынях Туниса, джунглях Шри-Ланки - практически везде нам встречались нормальные туалеты. А в Псковском кремле - нормальный туалет только для избранных. Бред же!
Ладно, не будем о грустном, будем о мрачном :)
Псковский тигр :)
Власьевская башня.
Троицкая (Часовая) башня над входом в кремль.
Троицкий собор.
Итак, мы стартовали в Изборск (около 30 км от Пскова). И снова рассинхронизация - мотоциклисты прибыли на полчаса позже (покупали антифриз для мотоцикла Лены).
По мне - нужно было их подождать хотя бы на входе в крепость, но коллектив решил иначе - а я в этой поездке не являлся организатором и тем более командиром. Такие дела.
Изборская крепость издалека показалась просто грудой щебня, притом, что в Вики сказано - “дошедшая до наших дней крепость на Жеравьей горе относится к XIV в. и находится в относительно приемлемом состоянии” ;)
Когда мы подошли поближе, выяснилось что не всё так плохо. Восстановительные работы всё же ведутся, туристы ходят и фотографируются, сувенирные лавки присутствуют.
Честно говоря, я согласен заплатить за входной билет в 10 раз больше (билет нам обошелся всего в 20 (!!!) рублей) - но увидеть крепость в лучшем состоянии и получить вокруг объекта полноценную туристическую инфраструктуру.
От крепостных стен открываются потрясающие виды - хоть сейчас картину пиши.
Один из самых неприятных для меня моментов поездки - во-первых я узнаю, что
buchwurm не собирается в понедельник ехать Москву, а значит я должен как-то решать этот вопрос своими силами, а во-вторых все уходят к Словенским ключам не дождавшись мотоциклистов.
В итоге я остаюсь один у крепости, с невеселыми мыслями - что билет за день до поездки в России просто не купить. Попытки дозвониться в «Псковавиа» только подтверждают эту догадку.
Кстати, желаю «Псковавиа» разорения. Компания, которая не продает билеты через Интернет, назначает цену в 10 000р за перелет Москва-Псков-Москва и не отвечает на звонки в воскресенье (у них выходной) - не имеет права на существование.
«Псковавиа», вы потеряли в моем лице своего клиента и деньги, которые могли бы на мне заработать. Наверняка ваши самолеты летают полупустые и ваше банкротство только вопрос времени!
Да, Wi-Fi в Изборске я так и не обнаружил, поэтому пришлось вылезать в Интернет через 3G соединение в роуминге (отдельное “спасибо” Мегафону, за то, что он отделяет Москву от России).
В общем, когда Лена появилась, настроение мое уже дошло до точки кипения. Лишь кружка медовухи помогла успокоиться.
Словенские ключи - очень интересное место. Настоящие водопады, каждый из которых, по преданию, дарует определенное счастье: Любовь, Силу, Богатство, Здоровье - все вместе они сливаются в Реку жизни.
Я умылся под одним из этих ключей - действительно, настроение как-то улучшилось :)
Самое вкусное место Изборска с видом на древнее кладбище. Справа не ларек, а деревянная часовня Фрола и Лавра начала XVIII века.
Никольский собор.
На смотровой площадке башни Луковка.
Словенские ключи.
Байкеры стартовали в Печоры, а Игорь с женой и сыном, Наташа (
pustoj-perron) и я отправились к машине.
Не обошлось без приключений, мы пропустили поворот на “платную” дорогу (как выяснилось, на самом деле она бесплатная) и вынуждены были 16 км ехать по “грунтовке”. Ладно бы просто “грунтовка”, так ещё и “тёрка”. Жуть! Интересно, нельзя ли от всех жителей России вчинить иск коммунальным службам, правительству, и мирозданию за состояние наших дорог?
Тяжело в нашей стране без танка…
В Печорах мы долго крутились - искали
Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь - неужели так трудно установить указатели?
Во время поисков монастыря мне пришла SMS`ка с грустной новостью - байкеры вернулись в Псков чинить радиатор лениного Kawasaki. Неспроста исчез антифриз - радиатор оказался пробит. Вот такие российские дороги, за которые нам прислали транспортный налог в 3500р рублей. Хочется засунуть налоговую бумажку и заодно сломанный радиатор дорожным рабочим в то место, откуда у них растут руки, а налоговикам и чиновникам - в их основную голову (и не туда, куда они едят).
В общем, до города
Печоры Лена так и не добралась. Ужасно обидно, ведь монастырь там очень необычный - кажется, он расположен в кратере (хотел бы рассказать про аллюзии на
Мегатонну в Fallout 3 - но не буду, за такие разговоры в нашем клерикальном государстве могут запросто дать “двушечку” или “трешечку”).
Место действительно “намоленное” и мне там было немного неуютно, впрочем, как всегда в православных храмах - чувствуешь себя слоном в посудной лавке, чуть что не так и сразу кара (а теперь ещё и уголовная).
Суровая у нас вера, такая же суровая, как и вся Россия.
Поразила необычная Большая звонница монастыря. К ней мы шли на звук - колокольный звон разносился по всей округе.
Ведь есть и в нашей стране красивые места, которые могут стать центрами туризма - почему нет желания развить инфраструктуру и получать деньги от туристов? Хватает нефтяных и газовых сверхдоходов, а думать тем местом, в которое едят, наши государственные деятели необучены?
Грустно всё это. Неплохая в общем-то страна, ей бы жить и жить ;)
Никольская башня и церковь Николы Ратного (надвратная).
Михайло-Архангельский собор.
Ризница и библиотека, звонница, часовая башня 17-го века, Успенская и Покровская церкви.
В сувенирной лавке у монастыря я купил фарфоровую (если не ошибаюсь) фигурку пузатого кота. Когда-то я
видел его в Угличе, но тогда почему-то не приобрел.
Милейшее создание! Та фигурка, что мне досталась, имеет небольшое пятнышко от краски, но мне не хотелось её менять - стало жалко котика :) Все наверное от него отказываются, пусть у меня живет :)
Ещё один анекдот - единственный городской туалет города Печоры работает до 18ти часов. Россия настолько сурова, что в ней люди даже в сортиры ходят по расписанию!
Из города я выезжал далеко не в самом лучшем настроении - Лена не осмотрела монастырь, в который стремилась, я не пообедал (собирался пообедать с байкерами в Печорах) и выяснилось, что
buchwurm не горит желанием устраивать вечерние посиделки с шашлыками.
На обратном пути в Псков (к Псковскому озеру мы уже не поехали) я пару раз запустил модели ракет. NATO`вские цели на территории Эстонии успешно поражены. Всё-таки приятно запускать ракеты на больших удобных полях, за пределами московской воздушной зоны.
Совсем закошмарили ракетомоделистов чиновники, для пусков маленьких бумажных ракет в Подмосковье приходится разрешение брать - видимо, развитие технических видов творчества стране не нужно.
После прибытия в Псков, пришлось немного подождать Лену с ключами от нашего домика - очередная российская странность (практикуемая и в гостиницах) - один ключ на всех проживающих.
Итак, радиатор пробит, мотомастерских в Пскове найти не удалось, как ехать в Москву не понятно. Непонятно не только Лене - я тоже остался без транспорта,
buchwurm решил продолжить путешествие и поехать в Питер.
В мои планы это не входило - конечно, теоретически, я бы мог отпроситься с работы, но Лена-то не смогла бы составить мне компанию. Да и такие вещи обычно планируются заранее, а не с бухты-барахты.
Снова пришлось задействовать 3G-интернет в роуминге и найти билет до Москвы из Питера. Welcome to Russia - новое правило РЖД - чем ближе к дате отправления, тем билет дороже. Да уж - гении маркетинга, 1000 лет плацкартных поездок Москва-Владивосток вам в посмертии.
Билет на то, что я посчитал “Сапсаном” (впоследствии оказалось, что это “Невский экспресс”) стоил 5500 рублей. Цензурных комментариев нет.
Раз желание сделать шашлык поддержки не получило, пришлось развлекаться самостоятельно - мы с Леной и компанией байкеров отправились на прогулку.
Ребята пол дня возились с радиатором мотоцикла и не успели пообедать!
Такси до центра города обошлось нам в 120 рублей, как и во всех маленьких городах, поймать “частника” не реально. Люди в России слишком богаты, чтобы пытаться немного подзаработать частным извозом, даже если ехать по пути.
Решили начать кутить в кафе “Сундук”, что в самом центре Пскова. Увы, ожидания не оправдались. Половина меню отсутствует (интересно, зачем давать посетителям меню с отсутствующими пунктами?), официантки словно на зарплату живут (чаевые не нужны?), мясо невкусное, Егермейстер, похоже, разбавленный, шашлыков в наличии нет.
Хотя, должен сказать, что борщ всё-таки удался :) Или мне с голодухи так показалось.
Из кафе мы “выкатились” не в самом лучшем настроении, но более-менее сытые.
Очередной perdu monocle - Кремль на ночь закрыли. Погулять по его территории ночью и полюбоваться подсветкой (есть ли она изнутри кремля?) не удалось. А ведь можно, опять же, за ночной вход на территорию брать дополнительные деньги и зарабатывать…
Пришлось удовлетвориться очередной прогулкой по берегу реки Псковы. Красота - стены и башни кремля, подсвеченные закатным солнцем, отражаются в воде, и над всем этим облака совершенно фантастического цвета.
Спокойствие вернулось ко мне - ведь именно ради таких видов я и проделал весь этот путь.
Вечер закончился в баре “Пивной дом” при ресторане “Примостье”. Отличное место на набережной с великолепным пивом и хорошим обслуживанием - рекомендую. Правда, цены в нём московские.
В шесть утра (ох, опять эти ранние побудки) мы покинули домик в Пскове - и для кого-то начался долгий путь домой, а для кого-то - продолжение путешествия.
Я поехал с
buchwurm`ом в Питер, а Лена в составе мотоколонны в Москву. Четырехчасовая дорога до Санкт-Петербурга (~280 км) прошла в полусне. В городе можно было часок погулять по Невскому, но с тяжелой сумкой (Лена сложила в неё и свои вещи) делать этого не хотелось.
Уже на вокзале я узнал, что возвращаюсь домой не “Сапсаном”, а первым классом “Невского экспресса”. Ох, я бы с удовольствием за те же деньги поехал бы вторым классом - так как в нём нормальные автобусные/самолетные сиденья (друг за другом), а в первом классе пассажиры располагаются в купе - напротив друг друга. 4,5 часа сверлить взглядом сидящих напротив людей - то ещё удовольствие.
В Санкт-Петербурге проездом. Московские Триумфальные ворота.
Кстати, желаю всему менеджменту РЖД остаток жизни питаться только обедами из “Невского экспресса” :) Вафли, маленький пакет с водой и упаковка паштета. Да, потом ещё дали “сэндвич” (один кусочек ветчины и булочка) - щедрые ребята.
Можно было заказать еду из вагона-ресторана, но есть в окружении 5 голодных пассажиров я не рискнул и решил самолично заявиться в тот самый вагон-ресторан.
Увы, опять welcome to Russia - поезд отбывает из Питера в 13:10, прибывает в Москву в 17:49, а вагон ресторан работает с 16:15.
Точно также, и как туалет в Печорах - по расписанию!
А SMSки от Лены становились всё более паническими. Без радиатора Kawasaki ехать отказывался, мастерских по дороге не нашлось, попытка остудить двигатель водой из речки успеха не принесла. Появлялась реальная перспектива “влететь”на эвакуатор до Москвы. Обошлось - залепили радиатор Poxipol`ом и Лена прибыла домой в районе полуночи (поездка заняла 18 часов), намного позднее меня.
В общем, в этот раз изучение России нам обошлось в круглую сумму (учитывая, предстоящий ремонт или замену радиатора), и уверенности, что подобные поездки продолжаться, у нас нет. Посмотрим.
Несомненно, в России есть на что посмотреть (хотя некторая минорность всего происходящего вокруг присутствует), да и в этот раз всё было далеко не так уж и плохо.
Более того - совсем неплохо.
Спасибо Игорю (
buchwurm) и его жене Наталье за трансфер “туда”, вкусный завтрак и бутерброды в дороге.
Спасибо Наташе (
pustoj-perron) за компанию.
Спасибо ребятам с мотофорума за то, что помогли Лене с мотоциклом.
Спасибо России за родные просторы :)
Извините, если что-то не так.