Есть у Сергея Лукьяненко роман "Черновик", там рассказан интересный подход к множественности миров и путешествиям между ними: заходишь в башню, тебе открывают нужную дверь, и ты уже не в Москве сегодняшнего дня, а в Советском Союзе (например) или в в государстве, выбравшем когда-то теократический путь развития, ну или еще где-то там,а не здесь.
Тут история примерно такая же: открываешь дверцу едешь какие-то 25 км от Москвы и вот ты стоишь на опушке леса в окружении деревянных церквушек: то ли на сто с лишним лет назад перекинуло, то ли в Архангельскую область.
Но, обо всем подробнее. Году в 2007 кооператив Крестьянской оратайской школы взял в аренду участок земли в (тогда еще) Московской области. Оратай, если кто не знал, то это пахарь. "Вот родина моя… // Вот дикие пустыни!.. // Вот благодарная оратаю земля! // Дубовые леса, и злачные долины, // И тучной жатвою покрытые поля!" С. Т. Аксаков, «Избранные стихотворения», 1858 г.
На участке планировалось воссоздать Русскую православную общину и жить в единении с землей и по слову божьему. На
сайте можно посмотреть цели, задачи, да и всякое другое описание проекта. Проект хороший и добрый, наивный и напоминающий о сферическом коне в вакууме, то есть отрешенности от проблем мира сего.
В рамках объединения земного и духовного были возведены 2 церкви, часовня и звонница.
А потом проект оказался не таким вакуумным, как думали его создатели: по соседству начали строить коттеджный поселок, через лес проложили дорогу из плит (кстати, очень неплохую, можно добраться на машине почти до урочища, а потом пройти еще около километра). Дальше была совсем грустная и некрасивая ситуация, которая случается в тех случаях, когда инвестору надо что-то построить, а жители против: оратаям-пчеловодам, которые против сильно были, надавали по шее, они обиделись и позвали активистов, письма, жалобы, прокуратура, немногочисленные публичные мероприятия и все прочие
атрибуты прилагаются.
Закончилось все, как обычно, не хэппиэндом: коттеджи стоят недостроенные, на дороге накатанных следов от большегрузной техники не видно. Урочище тоже грустное: есть все те же церкви, несколько срубов разного размера и степени недостроенности, да ферма в дальнем конце урочища. На ней несколько лошадей, техника, но все это совсем не похоже на удачную реализацию проекта "восстановления единства человека с землей, возвращению любви к миру Божию, бережного отношения к природе" (с).
"Стекло очень утло" написано на доске, которым заколочены выбитые окна. Философски...
Побродим немного по урочищу.
Двуглавая деревянная церковь - Введенская. Построена в начале 2000-х, под стилизацию форм деревянного зодчества XVII в. - двухшатровый четверик с небольшой трапезной и отдельно стоящей шатровой колокольней. Внутри, как пишут, не завершена, да и с учетом ситуации, уже вряд ли будет. Место сие прославилось явлением иконы Введения Богородицы во Храм, которая явилась местной крестьянке на сосне и храм в Введенском-Борисовке, видимо, существовал еще до Смуты. В XIX в. тут находилась часовня, сломанная в 1960-х.
Отдельно стоящая звонница - самая высокая точка, куда можно беспрепятственно залезть пофотографировать. Высота не ахти, но все же лучше, чем ничего.
Колокола относительно новые - на одном видна дата - 1992 год. Период распада Советского Союза, падение железных занавесов и массовое приобщение население к религии был благодатным временем для восстановления старых технологий производства колоколов.
Крыша проложена берестой. В целом, несмотря на свою простоту, звонница выглядит достаточно добротно и уютно.
Вторая церковь - четверик под высокой клинчатой кровлей на подклете. В интернетах говорят, что она похожа на церквь из села Спас-Вежи, находящуюся в
музее деревянного зодчества Костромы, хотя по мне она ближе к той, что стоит в
Василево.
Рядом из достроенного - избушка-баня. Баня и баня, но крепление крыши красивое. Тоже, кстати, напоминает Костромской музей деревянного зодчества.
Вообще, несмотря на то, что все строения новоделы, они бы не затерялись на просторах музеев Василево, Костромы или Суздаля. Да и здесь поляна вполне позволяла сделать в непосредственной близости от на территории Москвы хороший красивый музей, монетизируя его. Но, увы, что есть, то есть. Вряд ли проект получит развитие, как по части оратайства, так и по части деревянного зодчества. А жаль, там красиво.
п.с. С монгольского "Оратай" переводтся, как "он мертв". На этом, думаю, можно закончить.
В посте были использованы материалы сайта
http://my-msk.ru/topic/53039/