Джордж сказал:
- Поедем [...] по реке.
Он пояснил, что у нас будет и свежий воздух, и моцион, и покой. Постоянная смена ландшафта займет наши мысли (включая и те, что найдутся в голове у Гарриса), а усиленная физическая работа вызовет аппетит и хороший сон.
Тему про заплыв на плоту я
поднимал еще в прошлом году, но все время что-то мешало: то планы, то погода, то озверевшие клещи средней полосы России. Но, то о чем так давно говорили большевики, свершилось. В первые выходные августа мы с Антоном собрали плот, нагрузили его вещами и алкоголем и пошли вниз по течению.
Попробую тезисно рассказать, что и как.
Плот.
Впоследствии я почувствовал влечение к воде и много плавал на плотах по различным загородным прудам. Это занятие гораздо более интересно и увлекательно, чем кажется с первого взгляда, в особенности, когда вы находитесь посредине пруда, а на берегу внезапно появляется с большой палкой в руке владелец материалов, из которых построен плот.
При виде этого джентльмена у вас прежде всего появляется чувство, что вам почему-то не хочется быть в обществе и разговаривать и что, если бы не боязнь показаться невежливым, вы бы охотно уклонились от встречи с ним.
Поэтому вы ставите себе целью добраться до противоположного берега и быстро и бесшумно уйти домой, притворяясь, что не видите вашего врага. Но тот, напротив, прямо-таки жаждет взять вас за руку и поговорить с вами. Выясняется, что он близко знаком с вами и знает вашего отца, но это не привлекает вас к нему. Он кричит, что научит вас, как брать его доски и связывать из них плот, но поскольку вы и так умеете это делать, предложение кажется вам излишним, и вам не хочется его принимать - зачем же затруднять человека!
При строительстве плота
все вопросы упирались в 2 проблемы: как сделать плот достаточной грузоподъемности и как привезти все это барахло на точку старта.
Первый вопрос я ненавязчиво закинул нескольким друзьям, любящим упоминать, что "яжинженер", но вразумительных ответов так и не получил. Пришлось вспоминать школьные знания и применять банальную логику, проводя расчеты в условиях сферического коня в вакууме.
Второй вопрос был решен с помощью имеющегося у
my3puk прицепа. Тут можно пошутить про то, как было бы круто, если бы я не продал пикап и возил бы все на нем.
Мальчик ушел и через пять минут вернулся, с трудом толкая вперед какой-то допотопный деревянный обрубок. Его как будто недавно откуда-то выкопали, и притом выкопали неосторожно, так что он от этого пострадал. При первом взгляде на этот предмет я решил, что вижу перед собой остатки чего-то древнеримского; чего именно, неизвестно - вероятнее всего, гроба.
Местность в районе верхней Темзы богата древнеримскими реликвиями, и мое предположение казалось мне вполне правдоподобным; но один из членов нашей компании, серьезный молодой человек, немного причастный к геологии, поднял мою древнеримскую теорию на смех. Он заявил, что всякому сколько-нибудь разумному человеку (он явно сожалел, что не может отнести меня к этой категории людей) ясно, что предмет, найденный сыном лодочника, есть скелет кита. Он отыскал множество признаков, доказывающих, что этот скелет относится к доледниковому периоду.
Вариантов конструкции было 2: деревянный каркас с подложкой из пенопластовых листов или из металлических бочек. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Если есть интерес, то могу рассказать об этом подробнее. В итоге остановились на варианте с 4 бочками по 200 литров каждая. Чертеж плота и его конструкция - заслуга Антона. Он на даче сделал основной каркас, который нам на месте оставалось лишь собрать, прицепить бочки и настелить пол.
Click to view
В результате полутора часов работы у нас получился плот 3*3 метра, достаточной грузоподъемности, чтобы принять на борт 250 кг экипажа и необходимый груз (имея запас плавучести для третьего члена экипажа).
Чтобы разрешить спор, мы обратились к мальчику. Мы просили его не бояться и сказать нам чистую правду: что это такое - скелет доисторического кита или древнеримский гроб?
Мальчик ответил, что это "Гордость Темзы". Сначала мы сочли его ответ очень удачным, и кто-то даже дал ему за остроумие два пенса. Но, когда он продолжал стоять на своем, мы сочли, что шутка затянулась, и обиделись.
- Ну, ну, паренек, - сказал наш капитан, - довольно глупостей. Унеси это корыто домой и приведи нам лодку.
Управление плотом.
Для управления у нас было 2 весла и руль, установленный на специальной треноге. После первых нескольких километров пути у нас начало получаться править рулем, держась середины реки, практически не прибегая к помощи весел.
Река.
Нижнее течение здесь очень сильно, и если попадешь в него - все в порядке. Обелиском отмечено место, где утонули уже двое во время купанья; теперь со ступенек обелиска ныряют молодые люди, которые хотят убедиться, действительно ли это место так опасно.
В качестве реки для сплава была выбрана Тверца, во-первых, потому, что на ее берегах мы неоднократно бывали, в т.ч. в ходе
поездок на Тверецкий бечевник, а во-вторых, из-за ее транспортной доступности.
Нас сильно смущала скорость течения реки: сможем ли мы удержать плот и избегнуть резкого столкновения с берегом, чреватого утоплением всех вещей?
Для этого в ходе
майской разведки группой британских ученых была замерена скорость течения р. Тверца. Ученые отмерили шагами 100 метров по берегу, бросили палку и включили секундомер. Результат эксперимента удовлетворил ученых, и они пошли дальше кушать шашлык и пить вино. Не могу гарантировать точности результатов данного эксперимента, но ученые были успокоены и стали переквалифицироваться в отважных моряков.
Кстати второй вывод, полученный в ходе эксперимента, заключался в том, что полученные 1 м/с или 3.6 км/ч выглядят довольно страшно и быстро, значительно быстрее, чем нам всегда казалось.
На практике мы разгонялись в лучшие моменты до 7.5 км/ч, это довольно быстро, если вы не едете на машине, а плывете на плоту. В остальные моменты скорость была около 4 км/ч, что вполне соответствовало нашим исследованиям.
Click to view
Скорость - оптимальная для сплава, с одной стороны, плот уверенно держится на середине реки, не причиняя излишних неудобств и сложностей в управлении, а с другой - плавание получается не скучным.
Вещи и логистика.
Первый наш список пришлось аннулировать. Было ясно, что в верхнем течении Темзы нельзя проплыть на лодке, достаточно большой, чтобы вместить все то, что мы считали необходимым. Мы разорвали список и молча
переглянулись. Джордж сказал:
- Мы на совершенно ложном пути. Нам следует думать не о тех вещах, которыми мы как-нибудь обойдемся, но о тех, без которых нам никак не обойтись.
C логистикой у нас было не очень. Так получилось, что мы стартовали вдвоем на своих машинах, на которых нам надо было привезти все на место старта, потом поставить машины в относительно безопасное место, а потом еще одна машина должна оказаться на месте нашего предполагаемого финиша.
Все вещи у нас были нагружены на плот и притянуты стяжками во избежание утопления. Глядя на получившуюся кучу, я в очередной раз задумался о том, как хорошо, что я не занимаюсь пешим туризмом. Тренировки укрепили мои спину и ноги, но необходимый мне для комфортного пребывания объем барахла, я вряд ли смогу унести.
Гаррис несколько повеселел. Джордж предложил взять с собой мясные и фруктовые пироги, холодное мясо, помидоры, фрукты и зелень. Для питья мы запаслись какой-то удивительно липкой микстурой, изготовленной Гаррисом, которую смешивают с водой и называют лимонадом, достаточным количеством чая и бутылкой виски - на случай аварии, как сказал Джордж.
Мне казалось, что Джордж слишком уж много говорит об аварии. Это не дело пускаться в путь с такими мыслями.
Но все же хорошо, что мы захватили с собой виски.
Сборка плота заняла около 2 часов, таким образом, в 14 часов мы стартовали из-под Торжка. Уже в пути мы узнали, что к нам под вечер прибудут Наташа с подругой, готовые обеспечить нам эвакуацию.
Река - когда солнце пляшет в волнах, золотит седые буки, бродит по лесным тропинкам, гонит тени вниз со склонов, на листву алмазы сыплет, поцелуи шлет кувшинкам, бьется в пене на запрудах, серебрит мосты и сваи, в камышах играет в прятки, парус дальний озаряет, - это чудо красоты.
Мы плыли, наслаждаясь размеренным течением реки и испытывая какое-то умиротворение. Места давно нам известные и несколько раз езженные, однако, с воды они выглядят совсем по-другому. Один за другим позади оставались валунные Львовские мосты.
Click to view
Мы болтали о жизни, загорали на солнце (в результате последнего я обгорел и стал похож на well done стейк), купались. С плота очень удобно купаться, если кто-то не знал.
Вина и пива мы с собой не взяли. Пить их на реке - большая оплошность. От них становишься грузным и сонливым. Стакан пива вечером, когда вы бродите по городу, глазея на девушек, - это еще ничего. Но не пейте, когда солнце припекает вам голову и вам предстоит тяжелая работа.
Помимо 5 литров пива у нас был еще яблочный джимбим. Поэтому река периодически оглашалась криками "Джииим! Бииим! Вы где? Ооо, вот и вы, как я вас рад видеть!" Буль-буль-буль...
За субботу мы прошли около 22 километров и к закату планировали встать лагерем на берегу немного западнее пос. Зеленый. Но тут в дело вмешался его величество случай. Получилось так, что немного нас не поняв в условиях почти отсутствующей связи, наш сухопутный экипаж встал лагерем километров на 6 ниже по течению, чем были мы.
Click to view
Дальше был ночной сплав при луне, романтика, сожри меня акула...но очень сложно. Потом было десантирование в болото, попытка тащить плот через это болото по берегу вверх по течению, да и много чего еще, о чем отчет умалчивает.
Попробую подвести итоги заплыва.
Плот - это здорово, очень здорово! При правильной организации процесса заплыв на плоту наносит удовольствие и причиняет радость. Это лето подходит к концу, а в следующем году мы планируем повторить действо. Может быть, получится вырваться на майские или июньские праздники, где будет не 2 дня.
Click to view
За один полный (и даже немного переполненный) ходовой день и маленький кусочек другого было пройдено 33 км. На выходные можно уверенно планировать 50-километровый маршрут при аналогичной скорости течения.
Плот в следующий раз стоит строить в 2 раза длиннее: 6*3 метра, на 4-5 человек экипажа, он будет более управляемый за счет формы.
Причалить к берегу на плоту практически невозможно: на веслах его скорость и маневренность мала, а течение все время будет тащить плот вдоль берега. Обычно причаливание сопровождается криками: "Прыгай! Верещагин, уходи с баркаса! Давай прыгай, ближе к берегу мы уже не будем!" Бултых! "Аааа! Бл*! Это мои последние чистые штаны! тут глубоко!" Тяни, давай тяни, пока нас не унесло!"
- Ну что же, - сказал Гаррис, протягивая руку к стакану, - мы совершили хорошую прогулку, и я сердечно благодарю за нее нашу старушку Темзу. Но я думаю, мы правильно сделали, что вовремя с нею расстались. За здоровье Троих, спасшихся из одной лодки! И Монморенси, который стоял на задних лапах у окна и смотрел на улицу, отрывисто пролаял в знак своего полного одобрения этому тосту.
За качество фотографий извиняюсь, фотоаппарат на плот я не брал из-за опасений утопить его, снимали на телефон и соневскую экшнамеру. С последней произошел какой-то глюк, в результате чего таймлапс становится с каждой секундой все туманней и туманней. Кто в теме, подскажите, в чем дело, при съемке коротких роликов подобного не было.
За цитаты спасибо Джерому К.Джерому и его бессмертному произведению "Трое в лодке, не считая собаки".