![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/cache/703__400x400_DSC_4024.jpg)
Подземная база подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС) - сверхсекретный военный объект времен холодной войны в Балаклавской бухте. ГТС или Городская Телефонная Станция - название объекта в целях конспирации. В настоящее время - самый крупный из всех рассекреченных военных объектов.
В период после войны, обе сверхдержавы - СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Необходимо было найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки в случае войны и откуда могли нанести ответный ядерный удар. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву. В 1957 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Подземный комплекс, так называемый «Объект 825 ГТС», строился 4 года - с 1957 по 1961.
![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/tavrika/thumbs/thumbs_DSC_4014.jpg)
![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/tavrika/thumbs/thumbs_DSC_4037.jpg)
![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/tavrika/thumbs/thumbs_DSC_4040.jpg)
Строительство объекта 825 ГТС
При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.
![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/tavrika/thumbs/thumbs_DSC_4016.jpg)
![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/tavrika/thumbs/thumbs_DSC_4018.jpg)
![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/tavrika/thumbs/thumbs_DSC_4022.jpg)
![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/tavrika/thumbs/thumbs_DSC_4023.jpg)
![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/tavrika/thumbs/thumbs_DSC_4029.jpg)
![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/tavrika/thumbs/thumbs_DSC_4030.jpg)
Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады для хранения торпедного и иного вооружения. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой, находится два выхода. Со стороны бухты - вход в штольню. В случае необходимости он перекрывался батопортом, который поддувался воздухом и всплывал. Для выхода в открытое море был оборудован выпуск на северной стороне горы, который также перекрывался ботопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями. В завод одновременно вмещается до семи подводных лодок. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 8 до 12 м. Общая площадь помещений завода превышает 5000м², площадь подземной водной поверхности равна 3000м².
Завод не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт, он мог вместить до трех тысяч людей и обладал развернутой системой жизнеобеспечения.
![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/cache/717__640x640_chembalo%20-%20pano2.jpg)
Завод для ремонта и обслуживания подводных лодок в Балаклаве
Объект 825 ГТС, для обслуживания которого была сформирована 155-я бригада подводных лодок, предназначался для ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов предназначенных для этих субмарин. В центральной штольне объекта могло разместиться 7 подлодок указных проектов, а при необходимости, во всех штольнях - до 14 субмарин разных классов. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В арсенале также хранилось ядерное оружие.
![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/tavrika/thumbs/thumbs_DSC_4031.jpg)
![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/tavrika/thumbs/thumbs_DSC_4032.jpg)
![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/tavrika/thumbs/thumbs_DSC_4033.jpg)
![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/tavrika/thumbs/thumbs_DSC_4034.jpg)
![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/tavrika/thumbs/thumbs_DSC_4035.jpg)
![](http://akimboyko.in.ua/wp-content/gallery/tavrika/thumbs/thumbs_DSC_4036.jpg)
Имел проект и свои недостатки. За время строительства на вооружение стали поступать новые дизельные подлодки 641-го проекта просто не вмещавшиеся в каналы. При небольшой качке войти на лодке через выпуск на северной стороне горы тоже было невозможно, входили лодки только со стороны бухты. По этой же причине нахождение одновременно более трёх лодок в каналах было проблематично. Зато при спуске воды с сухом доке, рыбу можно было собирать лопатами, не зря по одной по одной из версий название города происходит из турецкого языка и переводится как «рыбный мешок».
Поскольку завод являлся секретным объектом, в 1957 году Балаклава была переведена в состав Севастополя, лишившись статуса города, и стала закрытой территорией. До конца холодной войны Балаклава оставалась закрытым городом. В 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка и завод прекратил свою деятельность. После закрытия в 90-х большая часть комплекса не охранялась и около шести лет разворовывалась. Сейчас часть завода является музеем. Экскурсии стали водить с 2003 года.
Текст из статьи Wikipedia
Подземная база подводных кораблей в Балаклаве (Объект 825 ГТС). Ещё фото объекта 825 ГТС:
подземная база подводных лодок и
топливохранилище.
База подводных лодок в Балаклаве Объект 825 ГТС © akimboyko.in.ua