3 июля - день древнерусский славы

Jul 05, 2013 00:48

Оригинал взят у rusistka в 3 июля - день древнерусский славы


Святослав. Скульптура Роман Голуб (xtrabass)

На нем лежит, как символ посвященья,
Арийской чистоты последняя печать.
Он - Бог Войны, он - призрак отомщенья,
Мы смотрим на него, и… глаз не оторвать

Сергей Яшин

Йому ще надійде пошана
І встане він о цій порі -
Останній воїн нездоланний,
Як Бог! - на білому коні!

Дан Берест

3 июля в 965 году дружина князя Святослава Игоревича одержала победу над войском хазарского кагана. Русичи захватили и разрушили столицу Хазарии - Итиль и остальные крепости края, которые составляли основу паразитарной власти этого государства.
Что предшествовало этому походу? Длительная бездеятельность Ольги как регента обусловила не только произвол отдельных княжеств Киевской Руси, но и привела к захвату наших земель воинственными соседями (волжскими болгарами, хазарами). Поэтому, вероятно, вятичи встали под власть Киева лишь после уничтожения Святославом их сепаратистских военизированных формирований. По свидетельствам средневековых путешественников, основной частью доходов, кроме посредничества и торгашества, на протяжении всей истории существования Хазарии была работорговля. Регулярные набеги на соседние земли (преимущественно славянские) хазарам давали огромное количество рабов, которых они затем продавали по всему миру. Закрепляясь на славянских землях с помощью построения новых крепостей, хазары все чаще устраивали набеги на коренных жителей, облагая их данью.


Святослав понимал, что противостояние Руси и Хазарии может прекратиться только с гибелью одного из соперников. Парадокс (или закономерность - воспринимайте как хотите), о блестящей победе нашего героя осталось на удивление мало письменных памятников. По отдельному отрывку "Повести временных лет" трудно определить, как именно была разбита Хазария. Исследования доказывают, что Святослав ударил по Хазарии не в лоб, через Дон, а пошел в обход, через земли вятичей. Иначе быть не могло, ведь лобовая атака на Саркел была опасна - это был укрепленный природой и крепостями район. Государство-вампир, который полтора века сосала кровь из соседей, было уничтожено за один, 965-й, год. Русы победили кочевников в их родном доме - в степи. После победоносной войны хазарские населенные пункты Саркел и Самкуш стали - русскими городами Белая Вежа и Тьмутаракань. Их славянское население из данников-полурабов превратилось в полноправных подданных киевского князя. Арабский путешественник Ибн Хаукаль называет после этого "Русской рекой" уже не Дон, как Ал Масуди, а Волгу! То ес не Дон, а Волга стала восточным рубежом Киевской Руси.
И еще один тезис, не менее важный. Основным "товаром" торговцев-хазар были рабы. Справедливо говорят, что арабские, европейские, американские работорговцы затормозили развитие Африки, подорвали ее силы. А какова же роль работорговцев-хазар, имею в виду их роль в замедлении прогресса? Кто-то пытался ее исследовать? В Х веке вместе с Хазарской империей исчезла и индустрия работорговли, по крайней мере, таких объемов торговли "живым товаром" не наблюдалось. Уже в следующем веке в Европе развиваются города, цеховые ремесла, искусство, т.е. идет расцвет Средневековья после ночи Темных веков. Случайность это или закономерность? Думайте, анализируйте сами. Чуда-Юда не стало. Именно так в сказках и былинах называли наши предки угрозу со стороны юго-восточного врага. Не соперника, не оппонента, а именно врага.
Стоит обратить внимание на то, что происходило потом на территории Хазарии. Столичная окраина каганата - Итильщина, в низовьях Волги, впоследствии превратилась в ордынскую Сарайщину (столица Орды), позже с распадом Орды - на Астраханщину, столицу одноименного ханства. Московское царство потом присоединит к себе эту территорию. Основным центром этих земель станет Царицын - сосед крепости Саркел на Дону (где Дон ближе к Волге), сейчас там Волго-Донской канал имени Ленина. Кстати, древние калмыки (джунґари) - братья хазар, предки Ленина по отцовской линии, входили в хазарский союз. Сталин переименовал Царицын в Сталинград, а сейчас - это Волгоград. Как тут не понять ожесточенного сопротивления красных относительно агрессии немцев под Сталинградом! Сколько крови пролилось с обеих сторон! Ведь Сталинград - это хазарский сакральный, мистический и в то же время, реальный и исторический город.
Из-за поднятия уровня Дону во время строительства Волго-Донского канала были затоплены и окрестности Саркела (Белой Вежи). Сталин поздравил строителей и эксплуататоров канала с его открытием. На месте теперешнего Цимлянского водохранилища во время земляных работ нашли хазарские погребения. Район заблокировали военные, причастных к находки археологов нейтрализовали (по-сталинском, а как именно, думаю, объяснять не надо). Как же после этого хазары не будут считаться такими, которые "исчезли без следа".
Значение разгрома Хазарского каганата для Киевской Руси можно заметить даже невооруженным глазом и сейчас. Главным достижением похода было то, что Киевская Русь вернула себе независимость - перестала платить дань Хазарии. Захваченные хазарами земли (в частности, район крепости Саркел) вновь вошли в состав Руси. Разгромив старую хазарскую столицу Семендер (в современном Дагестане), Святослав восстановил господство Руси на всем пространстве от Каспийского моря до Меотиды (Азовского моря). Именно Святославу принадлежит возрождение Тьмутараканского княжества со столицей Таматарха (современная Тамань). Князь Святослав определил места пребывания стратегически важных форпостов для налаживания выгодных торгово-экономических отношений с соседними и отдаленными государствами (Хорезм, Баґдад). Наступил конец работорговле в этом регионе и закончились набеги на земли Киевской Руси с целью захвата рабов, которые угрожали бытию наших предков. Конец Хазарии означал усиление власти Киева, объединение племен, которые находились в составе Руси в одно сообщество. Во время похода были нейтрализованы и независимые от каганата, но и не менее агрессивные племена булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была уничтожена не только в центре Хазарии, но и на ее периферии.
Русь открыла себе свободный путь на Восток, в результате чего торговые связи Руси с Востоком укрепились. Уничтожение Хазарии, руководство которой исповедовало иудаизм и поддерживало его среди соседних и подвластных народов через распространение выгодного им мировосприятия (рабства и покорности), означало исчезновение самого тяжкого гнета - духовного, который мог бы уничтожить основы самобытности наших предков и других народов Европы. Победа Святослава означала, что гегемония над кочевниками Причерноморья от хазар перешла к киевскому князю. Доказательством этого является то, что в походе Святослава 967 года на Дунайскую Болгарию на его стороне воевали венгры и печенеги.
Киевская Русь оказалась самым могущественным и самым последовательным врагом каганата. Освободительная война против каганата, длившаяся почти полтора века, была завершена победоносным походом Святослава. Киевский князь уничтожил основные опорные военные силы врага во главе с каганом и разрушил форпосты хазар на Средней и Нижней Волге, на Северном Кавказе и Нижнем Дону. Святослав лишил власти и торгово-посредническо-торгащескую верхушку Хазарии, принципы которой были основой существования этого государства. Хазария исчезла сразу же после ликвидации основного условия ее существования военного превосходства над соседями и экономических преимуществ, которые гарантировали контроль над важными торговыми путями между Азией и Европой. Вот что о походе Святослава пишет историк М. Котляр в книге "Полководцы древней Руси": "Военные операции по борьбе с Хазарией и Болгарским царством на Волге Святослав провел с большой скоростью, полководческим умением и стратегической широтой. С небольшими силами - ведь в поход отправились только княжеская дружина и, возможно, мелкие отряды приближенных к князю бояр, Святослав сумел одолеть войска и болгар, хазар, которые, вне всякого сомнения, имели многократное численное преимущество. Это свидетельствует о храбрости, стойкости и высокой выучке киевских ратников".
Кто-то из дотошных историков может упрекнуть меня в отношении того, что дата 3 июля довольно условная, "взята с потолка". Не буду спорить. Но скажу несколько слов. У наших предков была другая концепция времени и не важно, когда именно что произошло, с точностью до дня. Важнее другое - что именно произошло и какое значение имело это событие для развития племени, нации, человечества. Если нет точной даты, зафиксированной в более или менее достоверных источниках, то ее можно воспроизвести, анализируя обычаи, обряды и традиции народа. Ведь доказано, что иногда данные о реальности, после исследования фольклора, приводят к тому, что эти опыты рассказывают об истории народа гораздо ярче, чем скупые исторические данные, написанные официальным стилем, лишенным эмоций, творческих средств и экспрессии. Вас не поражает то, что славная победа древнерусского оружия и сама фигура величайшего, на мой взгляд, полководца, которого только давала миру наше Отечество, всячески замалчивалось как раньше так и теперь тоже? Кроме романа С.Скляренко "Святослав", серьезных художественных произведений на эту тему в отечественной литературе нет. О фильмах говорить вообще не стоит - ни одной картины. В современном государстве нет такой отрасли индустрии, которая занималась бы пропагандой культа героев, которые боролись за Украину. Почему так? - вопрос риторический.
Причиной этому - антиукраинская "элита", которая временно находится при власти. Приведу меткое высказывание Богдана Бенюка: "На каждого (х)Азарова найдется свой Святослав!".
А пока что не теряйте времени, самостоятельно пропагандируйте культ Героев, создавайте традиции почитания великих побед! И когда празднование этих событий станет необходимостью, тогда уже не будет так важно, насколько точная конкретная дата. Реальный пример - это празднование Дня Героев. То же самое, только не прозой, а стихами, и отчетливее, высказал Юрий Клен в поэме "Пепел империй":

Предков не имеешь? - будь сам себе предком.
Люди забыли легенды? - новую им создай.
Потеряли веру? - черти на скрижалях им Кредо.
Исчезли герои? - меч тогда в руки бери.
Город сгорел? - сооружай же заново стены.
В каждом событии яви себя как мономах.
Варяг сгинул, но сам будь варягом, будь Рюриком,
Что разоблачает никем еще не посещаемый путь.

[оригинал стихотворения]
Предків не маєш? - тож будь сам собі предок.
Люди забули легенди? - нову їм створи.
Втратили віру? - кресли на скрижалях їм Кредо.
Щезли герої? - меча тоді в руки бери.
Місто згоріло? - споруджуй же заново мури.
В кожній пригоді яви себе як мономах.
Згинув варяг, але сам будь варягом, будь Рюрик,
Що викриває ніким ще не ходжений шлях.


Зореслав Кумпан,
председатель Бердянской городской организации ВО "Свобода"

Использованная литература:

1. Котляр Н.Ф.. "Полководцы древней Руси". - Киев: "Украина",1991;
2. Дан Берест. "Летописные недоразумение". - Винница: "Книга-Вега", 2006;
3. Воеслав Кобза. "Святая Русь - ордынская Москва". - Киев: "Родное", 2011;
4. Озар Ворон. "Святослав Хоробре. Иду на Вы!". - Москва: "Белые альвы", 2006;
5. Галина Лозко. "Святослав Храбрый" / Журнал "Сварог". - № 8.

Источник

Previous post Next post
Up