О советской культуре

Mar 14, 2013 23:51

Оригинал взят у wrlfck в О советской культуре
Оригинал взят у hrolv99 в О советской культуре
Оригинал взят у runo_lj в О советской культуре



Корнев очень интересную мысль высказал ( которую я уже цитировал):

«Советчина» - это не внешняя инфекция, а определенный этап развития самого русского сознания, нечто вроде трудного возраста у подростка. В этом смысле от советчины нельзя «отмежеваться», ее можно только перерасти.

Заметим, это не я сказал - это сказал полусоветский-полурусский Корнев. И мысль эта очень точно описывает то, в каком положении находился русский народ при Совдепии - это именно заключенный или "трудный подросток", которого поместили в специальное учреждение для "перевоспитания" - с окошками в клеточку, замками на дверях, предписанным пайком и всем прочим, что положено в такого рода казенных заведениях. Ранняя Совдепии (ленинско-сталинская) - это, конечно, была обычная тюрьма или лагерь, и вся страна и в самом деле напоминала огромный ГУЛАГ. С пыточными и расстрельными камерами, карцерами, тюремным пайком и тюремным режимом. А потом русских, - изрядно покромсав, попытав и поизуродовав, - слегка окатили из ведра холодной водой, отмыли кровавые подтеки (20 съезд и развенчание культа Сталина), и перевели в более гуманное заведение - то ли в воспитательный дом для трудных подростков, то ли в психиатрическую лечебницу.

Вот это и была поздняя Совдепия, столь дорогая большинству нынешних совков и россиянцев. Спору нет, там и режим гораздо легче, и пыток уже регулярных нет, и даже бананы и мандарины стали выдавать, по праздникам. Только все равно это было учреждение исправительно-карательного свойства, и над пациентом там могли делать все, что хотели.

Так вот, по поводу советской культуры. Я уже писал как-то, что отличительной чертой совка является глубоко присущий ему инфантилизм сознания ( Кто такие советские?). И значительная часть советской культуры производилась для того, чтобы превратить народ в инфантильных дурачков или придурков. То есть это было что-то вроде регулярных укольчиков, которые советская власть делала запытанному русскому народу - дабы он расслабился, улыбаться начал, ручками-ножками шевелить. И вот эта советская придурь - и есть вся суть советской культуры и советской жизни в поздней Совдепии. Это жизнь дурачков, которые уже вполне забыли о своем прошлом, забыли и о недавних пытках в советской тюрьме, и теперь ходят по белым коридорам советской психиатрической больницы и радуются жизни, под действием укольчиков советской культуры.


Мне вот эта черта советской культуры очень заметна (а я достаточно много видел советских фильмов, и советскую литературу знаю неплохо, и о жизни в Совдепии много чего читал - благо все это в Эрэфии воспроизводится тоннами, и россиянской властью, и ностальгирующим совками). Ну, скажем, я уже как-то публиковал советские плакаты, связанные с темой космонавтики. Всмотритесь внимательно в эти плакаты, и вы увидите, что они, в общем-то, рассчитаны на людей с детским сознанием - там и изображены часто дети или подростки в скафандрах, и весь антураж, как из детской книжки. Какие-то добрые дядьки машут руками, улыбаются, позы и жесты все пафосно-подростковые. Но это плакаты не для детей и не из детских книжек. Эти плакаты были предназначены для взрослых советских людей. То есть предполагалось, что по уровню сознания и восприятия средний взрослый советский человек находится где-то на уровне ребенка или подростка.

Ну или взять тему 8 марта, по поводу чего на днях совки постили в ЖЖ советские открытки. В поздней Совдепии 8 марта уже утратил свой идеологический коммунистический смысл, и никто открытки с Кларой Цеткин и Розой Люксембург уже не присылал (а если бы прислали, этого бы не поняли, ибо уж слишком страшными и уродливыми были эти две еврейки из Коминтерна).Вообще говоря, в поздней Совдепии 8 марта уже стало "женским днем" - когда мужчины дарят женщинам цветы, поздравляют и все такое прочее. И что же мы видим на советских открытках? Все тех же детей, белочек и зайчиков. Там нет ничего, что говорило бы об отношениях между мужчинами и женщинами - ни в семье, ни в качестве любовниц или подруг. Отношения между мужчинами и женщинами - это отношение между зайчиком и белочкой, или между Чебурашкой и Винни-Пухом. Там не может быть чего-то серьезного. Это все та же инфантилизация советского сознания - на этот раз в области отношений между полами.

Конечно, все это выглядит очень привлекательно, и позитивно, и местами сделано с талантом, я не спорю. Но я сейчас не об этом. Я говорю о том, что весь советский позитив и практически вся совесткая культура конструировались на целенаправленной инфантилизации сознания людей, и советский человек позднего Совка - это такой полудебил-полупридурок подросткового возраста, с которым можно говорить только на уровне детских сказок, риcyнков и мифов. И я утверждаю, что это была не какая-то случайная черта отдельных плакатов или открыток, а было главное свойство всей советской культуры - в том числе и особенно позднесоветской, когда совкам стали проводить вот эту терапию после ленинско-сталинских пыток и ужасов и прописали успокоительные укольчики.

Придурковатость и сознательно внушаемый инфантилизм были, конечно, характерны не только для позднесоветской культуры. Все это уже ясно просматривается и в ленинско-сталинской Совдепии. Ну кто такой был Ленин для советских? Над образом Ленина советские много и долго работали, но в итоге сложился почти что сказочный персонаж: кудрявый малыш подрос, надел кепку и пошел освобождать мировой пролетариат (как какой-нибудь Карлик Нос шел завоевывать царство или освобождать принцессу). Ленин - это добрый дедушка, почти что Дед Мороз, который детишкам (мировому пролетариату) подарочки принес. И советские с этим жили, это было частью официальной идеологии и мифологии. Когда советские дети носили октябрятские звездочки с кудрявым малышом - эту советскую сказочку еще можно назвать феноменом культуры. Но проблема в том, что эти советские сказочки были предназначены не для детей, а для миллионов взрослых людей, у которых вообще-то когда-то была взрослая жизнь и взрослая история. И вот их всех в один момент низвели до уровня имбецилов, и на полном серьезе годами, десятилетиями рассказывали им сказки - про Ленина, про Дзержинского, про коммунизм.

Из Сталина тоже пытались слепить подобный образ: хороший ученик Ленина продолжает делать подарки для русского народа и всего прогрессивного человечества, любимый Вождь любимой Партии. Но образ доброго дедушки из Сталина не слишком клеился - уж слишком много крови и ужаса было связано с этим именем. Слепили образ мудрого старого кавказского аксакала, который ведет непутевый сопливый русско-советский народ от победы к победе в окружении врагов, вредителей и шпионов. Но это был все тот же феномен мифологизированного и инфантильного сознания, сознания дикаря или ребенка, а не человека 20-го века.

Корнев там что-то пишет про то, что "советский период стал этапом взросления русского народа, его вхождением в современность и цивилизацию". Я не знаю, что он под этим понимает. То, что в советское время появились трактора, электростанции и телевидение, еще ничего не говорит о взрослении сознания и культуры. В советское время произошло как раз обратное - архаизация и деградация русского общественного сознания до уровня ребенка или имбецила. Когда австралийские дикари верят, что мир был создан Радужным Змеем и стоит на Черепахе - это понятно. Но когда советские в 20-м веке верят (ну почти что верят), что мир был создан добрым дедушкой Лениным и стоит на КПСС - это, извините, уже не культура, это клиника. А по степени мифологизированности сознания советские мало чем отличались от австралийских аборигенов. Ведь в этом мире мифов даже технический прогресс становился только частью большого советского мифа.

Нацисты, подражая советским, попытались создать свою мифологию (собственно, это не секрет, что нацистская мифология выстраивалась в целях противодействия советско-коммунистической мифологии, и многое нацисты позаимствовали у советских). Но нацистская мифология - рыцарство, расовый идеализм, Чаша Грааля, музыка Вагнера и все такое прочее - это была все же мифология для взрослых, из которых готовили властителей мира. Там не было этого советского инфантилизма, напротив, правоверный нацист должен был быть готов к "взрослым поступкам" - и во имя Германии и Фюрера он должен был быть готовым пролить кровь, свою и чужую, и пойти на любое преступление. Это феномен кризисной, декаденской, но все же культуры. И поэтому образцы нацистской эстетики до сих пор остаются привлекательными и созвучными современности.

Из советских же делали просто дебилов, которые должны были быть готовы пойти на любые жертвы (свои жертвы, а не чужие!) во имя дела доброго дедушки Ленина. Цели этой мифологизации и архаизации советского сознания были прямо противоположные - превратить русских в топливо для мировой революции, в бессловесный материал, с которым можно делать все, что угодно. Поэтому советский человек в образах советской культуры - это либо фанатик (Пашка Корчагин), который надрывается на стройке или бросается под танк, или же просто полупридурок, жизнерадостно улыбающийся и полными от счастья глазами взирающий на Ленина-Сталина-КПСС.

Особенно хорошо, конечно, над образом русского мужика поработали (советскую культуру, в особенности на первом этапе, делали нерусские - главным образом, евреи, и для них образ русского - это был, прежде всего, образ русского мужика-крестьянина). Эти толпы советских "простых людей" с советских плакатов и из советских фильмов должны были изображать "русско-народный характер" советского режима. И они все такие душевные, песни поют ("Чапаев"), пляшут в присядочку, но немного все непутевые и нескладные, и только какой-нибудь коммунист или комиссар - дельный, трезвый, но твердый и грамотный в коммунизме человек (чаще всего нерусский) -  помогает определиться всем этим русским недотокомыкам, поправляет по-дружески заблудшихся и беспощадно карает впавших в антисоветские заблуждения или вставших на путь гибельного антисоветизма и морального разложения.

Русский мужик-крестьянин в советской культуре  - это дед Щукарь из шолоховской "Поднятой целины". Забавный такой, смешной, нескладный, и все у него через жопу. Ну чисто еврей какой-то. То есть это полупридурок. Но я вот еще застал русскую деревню, и слышал рассказы бабушки, еще помнившей Ленина и ленинский голод. И знаю, что русский дореволюционный крестьянин, вообще говоря, был мужиком сурьезным. И мир его - хотя и простой и ограниченный - был миром очень взрослым. Не правильно сено положил - сгниет к черту, и останешься без сена и без коровы. Плохо лошадь запряг или колесо в телеге поставил - можешь где-нибудь в лесу или в лугах так и остаться. Придуриваться русскому крестьянину было никак нельзя, ибо он жил в реальном - и порой довольно суровом - взрослом мире, и он каждый день решал пусть простые, но взрослые хозяйственные и жизненные проблемы. Это был человек из реального взрослого мира.

Скоморохи и юродивые, песни, пляски, прибаутки - все это замечательно и интересно, но вовсе не это составляло повседневный быт русского мужика. Все это было только отдушиной  - к свадьбе или празднику. А юродивых ведь потому и любили, что они представлялись выходом из суровой взрослой жизни в какой-то иной мир, православно-духовный, и потому их и ценили. Но любовь к юродивым - это любовь представителей взрослого и часто сурового крестьянского мира к чему-то, что находится за пределами этого мира. Сам русский крестьянин не был ни юродивым, ни придурком.

А потом появился советский колхозник, дед Щукарь. Совсем другой тип человека. Полупридурок, который за что ни возьмется - все у него не так. Непутевый, придурковатый, но душевный такой, забавный. И я таких советских мужиков в советской деревне тоже видел, в позднем Совке они уже составляли основную массу. Сидели под водочку, балагурили, душевно все так, по-советски. Потом напьются, поюродствуют немного - и брякнутся в канаву до утра. Ну а каким еще мог стать русский мужик при Совдепии? Свое хозяйство у него отняли, в колхоз записали. При Сталине пахал, проклиная весь свет и советскую власть. А потом и этого делать перестал. В придурковатом советском мире только и оставалось - водочку пить и придуриваться. И советские сказочки слушать.

wepr, история, страна Педвемутия, перепост

Previous post Next post
Up