Нет, конечно, не всем не дали. Некоторым очень даже дали...
Но давайте по порядку. Как известно, у нас праздник - Суккот, Праздник Кущей. По всей стране строят эти самые кущи, или суккот - навесы, покрытые пальмовыми листьями. Обедают там, приглашают гостей, украшают их по-всякому.
Есть традиция устанавливать в Суккот "кущи мира" - "суккот-ха-шалом" - в которые приглашаются и евреи, и арабы. Есть такие в Акко (устраивает рав Мельхиор), в Негеве (устраивает "Форум Ду-Киюм", "За сосуществование"), и в других местах. В этом году активисты солидарности с выселяемыми палестинскими жителями иерусалимского района Шейх Джаррах решили установить и там "кущу мира" - перед домом одной палестинской семьи, выразившей это желание. И напротив дома, захваченного поселенцами, выгнавшими оттуда другую палестинскую семью.
Вчера, в день, когда двое палестинцев были убиты в другом иерусалимском районе, Силуане, охранниками, стерегущими дома еврейских поселенцев, строительство сукки в Шейх Джаррах приобрело особый смысл. Важно было показать, что, несмотря ни на что, еврейско-арабская солидарность не нарушена, и призыв к сотрудничеству и терпимости, в том числе религиозной, остается в силе. Поэтому, несмотря на напряженную атмосферу в Восточном Иерусалиме, сооружение сукки началось.
Началось - да сразу же и закончилось.
Явились, в сопровождении полиции, смотрители муниципалитета, и сломали еще недостроенную сукку. Начальник смотрителей толкнул речь, что сукка - "незаконна".
Заодно арестовали и увезли в участок девочку-активистку - ни за что, просто так, для устрашения. Позже арестовали еще одну - сообщив, что увозят ее из опасения мести со стороны поселенцев. Пока везли, однако, передумали, и уже в участке проинформировали ее, что она напала на полицейского.
Сломанную сукку попытались восстановить, но этого опять не дали сделать. Разрушение сопровождалось бурными дискуссиями между активистами и представителями власти. Впрочем, этот вот мент с тремя "фалафелями" на погонах был единственным говорящим полицейским. Остальным, видимо, приказано было молчать, и они только скрежетали зубами в ответ на колкости активистов.
Третью малюсенькую сукку, однако, дали достроить до конца. Укрепленные силы полиции и пограничников наблюдали со стороны.
Активисты украшали сукку:
Покрывали ее пальмовыми ветвями:
А потом решили сфотографироваться перед ней на память:
И тут менты двинулись на операцию по захвату и разрушению:
Сорвали плакаты:
Стащили с крыши пальмовые ветви:
Погрузили всё в специально подъехавшую машину от муниципалитета:
Другие менты наблюдали за разрушением - по-моему, со смешанными чувствами:
И уехала, конфискованная, наша "опасная и нарушившая общественный порядок" сукка:
Победители, доблестные борцы за охрану порядка. Двух поселенческих суккот неподалеку они не тронули - наверное, не решились. Или их просто раздражало слово "мир".
А вот и дом, захваченный поселенцами. Один из них, проходя мимо нас во время разрушения очередной сукки, сказал быстро-быстро, глядя в землю: "Хорошего праздника вам, хорошего праздника!" Прозвучало вполне искренне, или, во всяком случае, вежливо. Я решила было, что тут есть, с кем говорить, и вцепилась в него: "Хорошего праздника и Вам! Может, вмешаетесь: вот, нам не дают построить сукку".
Он так же быстро, и так же не глядя в глаза, ответил: "Приходите в нашу сукку, приходите к нам, я вас приглашаю". - "Но среди нас есть арабы, арабов вы тоже приглашаете?" - "Ну уж нет! В сукку разрешено входить только евреям" - "Но это противоречит традиции, как раз в сукку приглашают всех..."
Ничего не ответил, скрылся в доме.
На доме, как видим, поставлена фанерная менора, и красуется гордая надпись: "И вернулись сыны в свои пределы". Гранаты и лимоны, растущие в палисаднике, не посажены руками новых хозяев.
Кстати, эти поселенцы, в отличие от хевронских, не прятались от камеры и не сопротивлялись фотографированию. Впечатление же эти гордые сыны и дщери израилевы производили довольно убогое. Оборванцы какие-то, с неумытыми, нечесаными и, прямо скажем, не очень-то одетыми, даже несмотря на праздник, детьми:
Честно говоря, давно не доводилось видеть детей, разгуливающих голышом по грязной улице...
Интересно было бы узнать, что это за люди, откуда они. Моя арабская подруга на обратной дороге из Иерусалима их жалела и убеждала меня, что "Их тоже используют. Смотри, нашли, наверное, каких-нибудь разорившихся, или наркоманов бывших, которые не в состоянии за квартиру платить, и впихнули туда: живите, мол, здесь, если хотите получать помощь..." Но мне все-таки кажется, что для жизни в таких условиях необходима изрядная доля фанатизма.
Арабские же их соседи - кто откуда: из Хайфы, Лода, а тот, который захотел сукку рядом с домом - из Аджами в Яффо, "сосед" мой. Беженцы 48-го года. Иорданские власти дали им эти участки земли, и они построили свои домишки. Теперь все они - перед угрозой очередного выселения, очередного превращения в беженцев. Они-то "в свои пределы", в Хайфу и Яффо, не могут вернуться, не будучи гражданами.
А сказки про "единый Иерусалим" - это сказки, не верьте. Так же, как и про "еврейское государство", в котором, оказывается, одним евреям можно строить кущи, а другим - нельзя.