"Арабская община Израиля: финансовое бремя?.."

May 25, 2010 13:28

Статья экономиста Бориса Дубсона, с сокращениями опубликованная 6.05.2010 в "Вестях". Предлагаю полный вариант статьи под авторским заголовком.

Арабская община Израиля: финансовое бремя государства или потенциальный источник экономического роста?

Б. Дубсон

О социально-экономических проблемах арабской общины в Израиле вспоминают в основном после публикации очередного доклада Института Национального Страхования с данными о масштабах бедности в стране. Поскольку основную часть семей с доходами ниже порога бедности составляют представители двух общин - ультраортодоксы и арабы, то обсуждение этой проблемы в израильских СМИ завершается однозначным выводом: обе эти группы сами выбрали такой образ жизни, который обрекает их на нищенское существование. Надо работать, а не рассчитывать на социальные пособия Института Национального Страхования (Битуах Леуми) - назидательно рекомендует представителям израильских национальных меньшинств автор статьи, опубликованной в прошлом месяце в газете "Маарив". "Государство не может выступать в роли дойной коровы", - подчеркивает журналистка "В любом здоровом обществе предполагается, что члены той или иной общины, сектора позаботятся о себе сами, окажут помощь себе и своим близким. Увы, в нашей стране это далеко не так. В результате предоставления государственной социальной помощи некоторые группы населения попали в зависимость от социальных пособий и льгот, превратились в безвольных получателей государственного вспомоществования. Они не желают брать ответственность за свое благосостояние, что усиливает праздность и отчание в их среде".

Не говоря уже о неуместном пафосе автора, легко убедиться в несправедливости этих упреков по отношению к арабской общине в целом - для этого достаточно привести две цифры из официальной израильской статистики. Уровень экономической активности (измеряемый долей работающих и безработных в общей численности трудоспособных граждан), мужского населения в арабской общине практически не отличается от аналогичного показателя для еврейского населения - 62%, а доля заработков в среднем доходе арабской семьи составляла в 2008 г. 79%, что даже на один процент больше, чем аналогичный показатель для средней еврейской семьи. Роль пособий Битуах Леуми в доходе арабских семей действительно выше, чем в еврейских семьях (в среднем соответственно 17 и 9%), но эти цифры не дают оснований обвинять арабскую общину в паразитизме. Вместе с тем проблема бедности и в более широком контексте низкого жизненного уровня арабского населения существует. Разница в уровне средних доходов еврейского и арабского населения в последние годы даже увеличивается: по данным ЦСБ Израиля в 2003 году она составляла 35 %, спустя четыре года она выросла до 43%.

Поэтому представляется вполне естественным, что правительство предложило в марте этого года программу стимулирования экономического развития десяти арабских населенных пунктов, в которую включены четыре наиболее крупные арабские города - Нацерет, Сахнин, Умм-эль-Фахм на севере и Раат на юге страны и еще 6 крупных арабских сел на севере. Но чтобы оценить программу, целесообразно предварительно все же более детально рассмотреть актуальные проблемы арабской общины Израиля.

В первую очередь надо подчеркнуть, что она далеко не однородна по своему составу. Не говоря уже о различной религиозной принадлежности, (из почти 1,5 миллионов арабского населения в 2008 г. 83% составляли мусульмане и по 8% христиане и друзы), арабское население заметно различается по месту проживания, моделям репродуктивного поведения, социальному составу и уровню образования. Всего в Израиле насчитывается 129 чисто арабских населеных пунктов, 92 из которых ЦСБ Израиля относит к категории городских (с числом жителей превышающих 2 тысячи). Более 50% проживают в городах с населением более 10 тысяч, в том числе в 6 городах с населением более 30 тысяч человек, в крупнейшем из которых - Нацерете - в 2008 г. проживало 64 тысячи человек. Четверть всего арабского населения является жителями 9 городов со смешанным составом населения. В Иерусалиме, где арабы составляют более трети всего населения, их численность составляет 269 тысяч, крупные арабские общины имеются в Хайфе, Лоде, Акко, Нацерет-Илите и Тель-Авиве-Яффо. ЦСБ классифицирует социально-экономический уровень всех населенных пунктов страны по 10-уровневой шкале, где 1 означает самый низкий уровень развития, а 10 - самый высший. На низших (с 1 по 4) уровнях этой шкалы большинство (70%) составляют арабские населенные пункты, тогда как на уровнях с 7 по 10 нет ни одного арабского города или деревни. Особенно острая социально-экономическая ситуация наблюдается в "непризнанных деревнях". Эти деревни, по большей части бедуинские, официально не признаются законными. В результате их жители лишены каких бы то ни было муниципальных услуг, включая электричество, водоснабжение, канализацию, службы здравоохранения, к ним не доходят общественные автобусы, да и асфальтированных дорог в них нет. По данным ЦСБ в 2008 г. в таких поселках проживало 57 тысяч арабов, в основном бедуинов в Негеве и на севере Израиля.

Чем меньше арабские поселки и чем дальше они от крупных городских агломераций, тем прочнее в них черты патриархального жизненного уклада и выше уровень бедности их жителей. Так, арабы-христиане живут в основном в городах со смешанным арабо-еврейским населением или в крупных арабских городах на севере страны. Эта группа имеет наиболее высокий уровень образования - достаточно сказать, что доля выпускников школ, получающих аттестат зрелости (багрут) в семьях арабов-христиан не меньше, чем средний аналогичный показатель для еврейского населения. В этой группе населения уже давно произошел демографический переход к малодетной семье - среднее число детей составляет 2.,2 ребенка на женщину, меньше, чем в среднем в еврейских семьях. Уровень доходов арабов-христиан выше среднего показателя и лишь немногие из них входят в категорию бедных.

На другом полюсе в арабской общине находятся арабы-мусульмане, в частности бедуины, часть из которых до сегодняшнего дня сохранила традиционный жизненный уклад, обусловленный кочевым образом жизни. Для этой группы характерны относительно низкий уровень образования, многодетные семьи (в 2008 г. на одну женщину приходилось 3,6 ребенка), более низкий уровень вовлечения женщин в общественное производство. Но и в этой группе в последние десятилетия произошли заметные изменения уровня рождаемости: если в 1965 г. среднее число детей на одну женщину составляло 8,4 ребенка, то через 20 лет оно снизилось до 4,4, а сейчас, как уже отмечено выше, этот показатель ненамного превышает средний уровень в еврейских семьях, составлявший в 2008 г. 2,9 ребенка на женщину. Между тем уровень экономической активности арабских женщин растет намного медленнее, чем снижается число детей в арабских семьях, хотя мировой опыт свидетельствует о тесной взаимосвязи этих показателей. В 2008 году лишь 21% женщин - арабок было вовлечено в общественное производство, а аналогичный показатель для еврейского населения составлял 57%.  В действительности этот показатель несколько выше, поскольку значительная часть арабских женщин (как и мужчин), работает "по-черному" на уборке домов, сельскохозяйственных сезонных работах, в мелких лавочках и т.д. К этому надо добавить, что почти половина арабских женщин работает неполный рабочий день (46% против 38% женщин - евреек), что предопределяет скромность их вклада в семейный бюджет. Но в 56% арабских семей единственным кормильцем является глава семьи, тогда как в еврейском населении аналогичная ситуация характерна лишь для 16% семей.

Однако приведенные выше показатели не объясняют, почему, несмотря на уменьшение числа детей и рост уровня образования арабских женщин, их активность на рынке труда остается низкой. Разумеется, определенную роль играют сохраняющиеся ограничения участия женщин в общественной жизни, характерные для патриархального арабского общества, но не стоит преувеличивать роль этого фактора. Существуют вполне материальные причины, предопределяющие низкий уровень женской занятости в арабской общине. Один из них - недостаточное развитие системы детских учреждений в арабских населенных пунктах. Только 13% арабских детей в возрасте до 2 лет получают уход в детских учреждениях, в то время как в еврейском секторе аналогичный показатель составляет 53%. И все же процессу вовлечения арабских женщин в общественное производство препятствует главным образом дефицит рабочих мест по месту жительства. В одном из интервью мэр города Раат несколько лет назад приводил пример - на открывшуюся вакансию воспитательницы в одном из городских детских садов претендовало примерно пара сотен жительниц. Собственно говоря, работа в детских учреждениях, школах и медицинских пунктах в арабских поселениях является чуть ли не единственной возможностью трудоустройства для молодых арабок, получивших высшее и среднее специальное образование. В 2008 г. 42% всех работавших арабских женщин было занято в сфере образования. Кстати, доля проучившихся более 13 лет в возрастной группе от 15 до 44 лет в арабском секторе среди женщин выше, чем среди мужчин. Однако образование хотя и облегчает трудоустройство, но не гарантирует занятости в соответствии с полученной профессией. Что толку в дипломе, если невозможно найти работу по специальности?

По оценке сотрудников амуты "Экватор", занимающихся трудоустройством арабов - специалистов с высшим образованием, 38% из них заняты на рабочих местах, не соответствующих уровню полученного ими образования. Лишь немногие из арабских инженеров сумели найти работу в сфере хай-тека, в израильских университетах из пяти тысяч преподавателей арабы составляют примерно 1%, хотя их доля в числе соискателей третьей академической степени больше в 4 раза. Но и в тех случаях, когда арабы находят работу по специальности, их заработок намного меньше, чем у их коллег - евреев. Так средняя зарплата арабок, имеющих академическую степень, составляет 5,9 тысячи в месяц, на 31% меньше, чем аналогичный показатель в еврейском секторе. Среди мужчин эта разница еще заметнее: средний заработок арабов-"академаим" составляет 9,5 тысячи шекелей, что на 37% меньше заработка их еврейских коллег.

Эксперты ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), в которую собирается вступить Израиль, назвали неудовлетворительное экономическое положение национальных меньшинств в числе главных препятствий для приема Израиля в эту организацию. Одобренная в марте программа развития арабских населенных пунктов, которая является своего рода ответом на критику ОЭСР, предусматривает выделение 800 млн. шекелей в течение нескольких лет на реализацию проектов в сфере модернизации инфраструктуры и транспорта, строительство жилья, субсидирование развития малого бизнеса и на программу "город без насилия" (не совсем понятно, как будут использованы 150 млн. шекелей, выделенных на ее реализацию). Вместе с тем в программе не предусмотрены ассигнования на развитие школьного образования. Разумеется, можно сказать, что даже относительно скромные инвестиции государства в арабский сектор лучше, чем их отсутствие, но нельзя не отметить, что она охватывает лишь десять населенных пунктов, в которых проживает менее 30% всего арабского населения. Возникает естественный вопрос - сколько ждать жителям остальных арабских поселков участия государства в решении своих наболевших проблем? Остается надеяться на то, что в перспективе арабской общине достанется большая толика плодов экономического роста, что, в свою очередь, создаст предпосылки для общего повышения жизненного уровня всего населения Израиля.



Арабы в Израиле

Previous post Next post
Up