"Нео-сионисты, или Элвис в Иерусалиме" - 2

Feb 03, 2010 16:14


(Часть1. Предисловие здесь)

Перед статуей Герцля-1

(Мечта Герцля претворена/Тоскуя по Стране Израиля/Британский мандат и сионисты/Достижения Израиля/Герцль как пост-сионист)

Над шоссе Тель-Авив-Хайфа, на холме при въезде в Герцлию, стоит памятник Теодору Герцлю, в честь которого и назван город. Возведением этого похожего на бумажный силуэт памятника герцлийский муниципалитет внес свой вклад в повышение сионистской сознательности. Скульптор Ури Лившиц изготовил весьма курьезного Герцля: плоский, как фанерка, он одет в черный сюртук и водружен на водокачку. Чтобы фигура не опрокинулась навзничь, она укреплена с помощью стального жгута.

Через несколько лет после создания скульптура потребовала починки, и, пока длились ремонтные работы, с водокачки свисал транспарант, на котором красовалось имя подрядчика: Мохаммед Махaмид, какой-то израильский араб. По окончании работ транспарант убрали, и под статуей снова стала видны слова: «Герцлия, город мечты», вызывающие в памяти знаменитое пророчество Герцля об еврейском государстве: «если захотите, сбудется мечта».

История сионизма доказала правоту этого утверждения. За сто лет своей деятельности сионистское движение привело часть еврейского народа к частичной независимости на части земли Израиля, то есть, несмотря на свою оборотную сторону, предприятие явно увенчалось успехом.

Тоска по Стране Израиля сопровождала евреев всегда. Все написанное ими, начиная с Библии, пронизано этой тоской, неотъемлемой частью их сущности. В каждой стране, в любую эпоху евреи верили в Исход из Египта и в дарование Торы. Они помнили о Царстве Израильском и о Вавилонском изгнании, и помнили клятву этого изгнания: «Если я забуду Тебя, Иерусалим, да забудет меня десница моя». Год за годом они обещали: «В будущем году - в Иерусалиме». Большинство евреев, однако, не пытались взаправду вернуться на землю Израиля; она была для них объектом религиозного устремления, часто - абстрактным духовным понятием, а не географически определенным местом, куда они собирались бы по-настоящему переселиться.

Первые сионистские поселения были основаны в Палестине в конце 19 века, но всего лишь горстка евреев поселилась в них. Мощный толчок сионистское предприятие получило, когда движению удалось добиться поддержки Британской Империи. Британия завоевала Палестину в течение Первой мировой войны и правила ею на протяжении 30 лет. Коллективная память израильтян имеет тенденцию придавать особое значение борьбе против британского режима. Кроме всего прочего, англичане запомнились ограничениями, которые они налагали на еврейскую иммиграцию и на покупку земли. Их обвиняют в поддержке арабов и во враждебности по отношению к евреям. Террористические акты евреев против англичан описываются как освободительная борьба.

Более широкий взгляд на вещи рисует другую картину. Британцы открыли Палестину для массовой иммиграции евреев, и еврейское население в стране за период Британского мандата выросло более чем в десять раз. Сионистскому движению было разрешено приобретать землю, заниматься сельским хозяйством и основать сотни новых поселений, в том числе несколько городов, один из которых - Герцлия. Палестинские евреи создали выборные политические органы, армию и экономическую инфраструктуру, включающую промышленные предприятия и банки. Сионисты получили разрешение основать независимую систему школ. Эти школы, вмести с большим количеством других общественных учреждений, содействовали развитию ивритоязычной культуры и национальной самоидентификации в рамках страны. Все это помогло евреям одолеть арабов и создать Государство Израиль.

Израиль - это одно из величайших достижений двадцатого века, несмотря на все свое несовершенство. В течение первых лет, жить в Израиле означало находиться в состоянии непреходящей гложущей тревоги. Всепроникающим было ощущение, что ничего постоянного нет и кто вообще знает, возможно, через пару лет не будет и самой страны. Это может служить объяснением странному обычаю, возникшему у пассажиров израильской авиакомпании Эль-Аль: когда самолет приземлялся в Тель-Авиве, они разражались аплодисментами. Рабочей гипотезой было, что самолет должен развалиться. Успешное приземление служило поводом для торжества.

Трудности и в самом деле были огромными, и Израиль справился с большинством из них. Лишь немногие теперь аплодируют пилотам компании Эль-Аль после посадки. Появилось третье и четвертое поколение израильтян: они говорят со своими родителями на иврите, учатся в тех же школах, что их папы и мамы, служат в тех же самых армейских частях, имеют аналогичный жизненный опыт. Они ведут одинаковый образ жизни, у них одинаковое чувство юмора, одинаковые устремления. У сегодняшних израильских детей есть то, чего зачастую не было у их родителей и родителей их родителей: живые и досягаемые бабушки и дедушки. То, что этот очевидный в своей простоте факт воспринимается как нечто само собой разумеющееся, и есть главное достижение этой страны.

Израиль защищает своих граждан. Время от времени происходят террористические акты, но в целом государство обеспечивает жителей личной безопасностью. Данные ООН, Всемирного Банка, Международного денежного фонда, Международной организации здравоохранения и ЮНЕСКО показывают, что большинство израильтян живут гораздо лучше, чем многие другие народы мира. Таблицы данных обычно включают около 150 стран; в них сравниваются такие показатели, как валовой национальный продукт, выживаемость детей, продолжительность жизни, грамотность. Израиль по всем этим показателям находится в первой двадцатке. Уровень и качество жизни граждан ставит Израиль в один ряд с некоторыми европейскими странами. Большинство израильтян живут все лучше с каждым годом, и эта тенденция продолжается, несмотря на растущий разрыв между богатыми и бедными. Большинство израильтян, таким образом, могут надеяться, что их дети будут жить лучше, так же как они сами живут лучше своих родителей.

Статуя Теодора Герцля при въезде в носящий его имя город вырисовывается на фоне целого строя высотных оффисов из стали и стекла. Эти здания захватывают дух своей вызывающей импозантностью, из них так и прет преуспеяние и роскошь. Большинство их  владельцев - гигантские компании высокой технологии, как израильские, так и международные, и все это в духе пророчеств Герцля: он мечтал о процветающем урбанизме. В Герцлии есть шикарные магазины и первоклассные рестораны вроде того, о котором мечтал сам Герцль. Магазины носят такие названия как Топстор, Колумб, Беверли Хиллз; имеется также Макдональдс. Все это совершенно в духе провозглашенной Герцлем Американской Эры, включая магазин деликатесов Мизра, который продает гастрономические изделия из свинины, продукцию одного из киббуцев на севере страны. Его просторный торговый зал представляет собой некое Святилище Ветчины, где вам предлагаются лакомые куски, свезенные со всего света. Толпы израильтян отовариваются здесь; по субботам вы не найдете поблизости ни одной стоянки. Герцль был бы, по всей вероятности, восхищен. По правде говоря, живи Герцль в Израиле в наше время, он бы подвергся нападкам как пост-сионист. Во многих отношениях он действительно был первым пост-сионистом.

Герцль считал, что евреям необходима их собственная страна, потому что большинство из них не могут быть полноправными гражданами в странах своего проживания. Он видел преследования и дискриминацию евреев как непреходящий факт. Пока евреи живут в рассеянии, они могут быть жертвами антисемитизма. Герцль размышлял о двух возможных решениях проблемы: ассимиляции или эмиграции в другую страну, где евреи смогли бы создать собственное государство. В ассимиляцию Герцль не верил. Поэтому он призывал к еврейскому государству.

Герцль признавал, что Земля Израиля была древней и бесспорной родиной евреев, но он, пожалуй, слишком  преувеличил ее прелести в своем стремлении завоевать сердца еврейской публики для идеи сионизма. Со своей стороны, сам он не считал, что еврейское государство должно быть создано обязательно на исторической Земле Израиля. Аргентина была подходящей возможностью: Герцль отзывался о ней с похвалой как о богатой стране с огромной территорией, очень разбросанным населением и умеренным климатом. В дальнейшем дипломатическая деятельность Герцля побудила Британскую империю предложить еврейскому народу национальную автономию в Восточной Африке - предложенная территория позднее ошибочно ассоциировалась с Угандой. Герцль считал, что нужно принять предложение, хотя бы как временный выход.

Первый протест арабов против устремлений сионизма прозвучал еще при жизни Герцля. Если учесть его видение мира, он, вероятно, не посчитал бы Землю Израиля достойной войны за нее. С Аргентиной все было бы проще. Он также осознавал, что в христианском мире поднимается оппозиция сионистской идее и соглашался, что Иерусалим не должен быть включен в территорию еврейского государства. Герцль также не признавал особой важности за древнееврейским языком. «Кто из нас владеет ивритом в достаточной степени, чтобы, пользуясь им, купить билет на поезд?» - писал он. Он считал, что евреи в Израиле будут говорить на своих родных языках. Образцом ему служила Швейцария. В его представлениии еврейское государство было нацией еврейских иммигрантов: «И на Земле Израиля мы останемся такими, какие мы есть, и так же точно мы не перестанем любить, с сожалением об утрате и страстной тоской, те страны, где мы родились и откуда были изгнаны,» - писал он. Точно так оно и вышло, к великому неудовольствию некоторых отцов-основателей израильского сионизма.

Менахем Бегин писал, что еврейское государство было создано благодаря книге Герцля с аналогичным названием. Однако тот сионизм, который был сформулирован в тексте этой книги - фундамента сионистского движения - никогда не был принят большинством израильтян. Все как один отцы-основатели, поселившись а Палестине, культивировали здесь местный вид сионизма, который очень отличался от провозглашенного Герцлем. Самое главное отличие этой доморощенной идеологии от теории Герцля состоит в том неоспоримом факте, что сионизм, утвердившийся в Палестине, перестал видеть в создании государства средство для решения проблем мирового еврейства и начал понимать его как самоцель и как локальную задачу.

Таким образом, по сравнению с израильским сионизмом, сионизм Герцля стал казаться неотчетливым, бледным, умеренным и склонным к компромиссу, в самом деле совсем не патриотическим - в точности тем, что израильские правые политики называют сейчас «пост-сионизмом». Герцль, возможно, даже не был бы этим удивлен. С самого начала его сионистские убеждения критиковали, в основном, евреи: религиозные, либералы и марксисты. Еврейская оппозиция сионизму - совсем не современное израильское изобретение; она преследовала сионистское движение с момента его возникновения. До создания государства Израиль большинство евреев не были сионистами. А после его основания, израильтяне примирились с весьма туманным, почти пост-сионистским, определением их характера как нации.

(Продолжение следует)

Сионизм, Израиль, Сегев "Нео-сионисты"

Previous post Next post
Up