Заповедь "Не убий" распространяется не на всех?

Jan 24, 2010 16:08

Раввинистический текст или призыв к терроризму?

Даниэль Эстрин, «Forward», 29.12.2009

Книга с мраморным обрезом, в твердой обложке с вытисненными золотом ивритскими буквами выглядит совершенно так же, как и любая другая религиозная книга в ортодоксальном магазине иудаики. Однако она содержит составленную раввинами инструкцию по приемлимым способам убийства неевреев - мледенцев, детей и взрослых людей.

«Заповедь «Не убий» применима только к «еврею, убивающему еврея», пишут раввины Ицхак Шапира и Иосиф Элицур из еврейского поселения Ицхар на Западном берегу Иордана. Неевреи, говорят они, «по природе своей лишены сострадания», и нападения на них служат к «обузданию их дурных наклонностей», в то время как «младенцев и детей врагов Израиля» можно убивать, так как «ясно, что они вырастут, чтобы причинять нам вред».

«Царская Тора» («Торат Ха-Мелех»), Часть 1: Законы Жизни и Смерти между Израилем и другими нациями», 230-страничное руководство по Галахе - иудейскому религиозному законодательству - опубликовано йешивой «Од Иосеф Хай», находящейся в Ицхаре. Его обложка красовалась недавно на первой странице израильской газеты «Маарив», назвавшей книгу «атрибутом еврейского терроризма».

И вот эта йешива опять фигурирует в сводках новостей. 18 января в Ицхаре был проведен рейд израильстких сил безопасности. 100 военнослужащих силой ворвались в йешиву «Од Йосеф Хай» и арестовали 10 поселенцев. Израильская полиция гозбезопасности ШАБАК подозревает пятерых из них в поджоге и осквернении месяц назад мечети в соседней палестинской деревне  Ясуф.  Поджог вызвал бурную реакцию международной общественности и был осужден израильскими религиозными деятелями, в том числе главным ашкеназским раввином Ионой Мецгером, который посетил деревню,чтобы лично выразить свои сожаления о содеянном.

Однако как Мецгер, так и главный раввин израильских сефардов  Шломо Амар, отказались высказаться по поводу «Царской Торы», а другие видные раввины - в том числе сын самого знаменитого сефардского лидера Овадии Йосефа - одобрили ее.

Генеральный прокурор Израиля Менахм Мазуз также по сей день хранит молчание по поводу «Царской Торы», - в отличие от своих предшественников на этом посту, заводивших на протяжении последних пятнадцати лет уголовные дела против поселенческих раввинов, публиковавших комментарии в поддержку насилия по отношению к неевреям.

«Иногда бывает, что общество начинает заниматься каким-либо явлением, и все улаживается само собой», - сказал корреспонденту «Форвард» пресс-атташе Министерства Юстиции Моше Коэн.

Коалиция религиозно-сионистских организация «Юд-Бет бе Хешван», названная так по еврейской дате убийства израильского премьер-министра Ицхака Рабина, подала в Верховный Суд Израиля просьбу приказать Мазузу конфисковать эти книги и арестовать авторов.

«Когда открываешь эту книгу, впечатление такое, что это - галахическая книга. И в этом состоит ловушка», - говорит религиозный преподаватель Гади Гварьяху, стоящий во главе коалиции «Юд-Бет бе Хешван». На самом деле, по его словам, это - «руководство по методам убийства».

Члены семей обоих авторов, ответившие на телефонные звонки, заявили, что они не желают ничего говорить.

В 2008 году один из авторов книги, Шапира, подозревался в участии в ракетном обстреле палестинской деревни. Израильская полиция провела расследование, но никто не был арестован.

Его соавтор, Элицур, через месяц после выхода в свет «Царской Торы» опубликовал в религиозном журнале статью, в которой говорилось, что «евреи победят арабов насилием».

В 2003 году возглавляющий йешиву «Од Йосеф Хай» раввин Ицхак Гинзбург был обвинен тогдашним Юридическим советником правительства, Элиакимом Рубинштейном, в подстрекательстве к расизму за написание книги, объявляющей арабов «раковой опухолью».

В 2006-2007 годах йешива «Од Йосеф Хай» получила около 250 000 долларов от Министерства просвещения Израиля. В 2007-2008 году ей передала около 28 000 долларов американская неправительственная организация «Central Fund of Israel».

По словам специалиста по поселенческой теологии профессора Иерусалимского университета Авиноама Розенака, «Царская Тора» отражает крайнюю точку зрения, разделяемую меньшинством раввинов Западного Берега. Профессор политологии из университета Бар Илан, Ашер Коэн, считает, что ее влияние будет «нулевым», так как она апеллирует исключительно к экстремизму.

Однако книгу, которая могла бы остаться единичным явлением, заметили именно благодаря ее широкому распространению и горячей поддержке со стороны известных раввинов.

При входе в большой магазин еврейской книги «Мория», в нескольких шагах от Стены Плача, экземпляры «Царской Торы» выставлены на продажу вместе с книгами для детей и другими галахическими комментариями. Директор магазина, сообщивший только свое имя - Моти - говорит, что она раскупается  «замечательно».

Среди прочих магазинов, эта книга продается в «Робинзоне» - известной книжной лавке, торгующей в основном секулярной литературой, в центре тель-авивской торговой зоны; в самом большом магазине еврейской книги «Померанц» в центре Иерусалима, возле пассажа Бен-Йегуда; в магазине иудаики «Фельхендер» в Реховоте, на главной улице этого секулярного города, где расположен Институт Вайцмана.

Йешива отказалась дать статистику распространения книги. Но по словам Ицика, нанятого йешивой для распространения книги в Тель-Авиве, она уже продала в Израиле 1000 экземпляров, как частным лицам, так и магазинам, и еще 1000 находятся сейчас в печати. Ицик отказался назвать свою фамилию из-за характера распространяемой им книги.

Владелец крупнейшего в Израиле издательства литературы по иудаизму «Фельдхайм», Менди Фельдхайм, считает, что это говорит о «хорошем» уровне распродажи для книги, содержашей раввинистические комментарии к Галахе. По его словам, его собственная компания, поставляющая книги в 200 книжных магазинов по всей стране, не распространяет «Царскую Тору», так как издатели книги к ним не обращались.

В предисловии к книге помещены одобрительные письма от известных религиозных деятелей. Раввин Яаков Йосеф, сын бывшего главного сефардского раввина Овадии Йосефа, благословляет в совем письме авторов книги и говорит, что «многие из изучающих Тору не знакомы с этими законами». Йосеф-старший обошел заявления своего сына молчанием.

Главный раввин Кирьят-Арбы Дов Лиор, весьма уважаемый также и многими мэйнстримными религиозными сионистами, замечает, что эта книга «весьма  релевантна именно в наше время».

Раввин Залман Нехемия Гольдберг, один из самых почитаемых религиозных авторов в Израиле, сперва одобрил книгу, но через месяц после ее выхода в свет аннулировал свой одобрительный отзыв, заявив, что в ней содержатся заявления, «которым нет места в человеческом разуме».

Его примеру последовали несколько поселенческих раввинов, в том числе - Шломо Авинер, главный раввин поселения Бейт Эль и директор йешивы «Атерет Иерушалаим», который заявил, что у него «нет терпения» читать эту книгу, и высказался против нее перед своими учениками.

В прошлом Израиль подвергал аресту поселенческих раввинов, поощряющих в своих комментариях убийство неевреев. Кроме Гинзбурга, возглавляющего йешиву «Од Йосеф Хай», в 1994 году правительство посадило за решетку раввина Идо Эльбу из Хеврона, за статью на 26 страницах, провозглашающую, что «это мицва («богоугодное дело» - иврит) - убивать каждого нееврея из тех народов, которые борются против евреев, хотя бы это была женщина или ребенок».

«Сейчас атмосфера изменилась», - говорит Яир Шелег, старший исследователь Израильского Института Демократии, специализирующийся на проблемах взаимоотношений религии и государства. По его словам, предыдущие правительства занимали более жесткую позицию по отношению к такого рода публикациям, но «парадоксальным образом, именно потому что сейчас очень высока напряженность между поселенческим обществом вообще и израильской юридической системой, Генеральный прокурор проявляет большую осторожность, чтобы не усилить напряжения».

Для поселенческих раввинов, в особых условиях жизни поселений Западного Берега, не является чем-то необычным выпуск религиозных постановлений («псаким»), отклоняющихся от нормативной практики еврейства. В 2008 году Ави Джиссер, раввин из поселения Офра, считающийся умеренным, постановил, что евреи могут нарушать Субботу и нанимать неевреев для строительства форпостов на холмах. А в 2002 году газета «Едиот Ахронот» сообщила, что бывший главный раввин Израиля Мордехай Элиягу разрешил евреям обирать для себя маслины с деревьев, принадлежащих палестинцам.

Источник

Поселенчество, Фашизм

Previous post Next post
Up