Nov 20, 2012 21:58
Алуф Бен, военный обозреватель газеты "Ха-Арец":
ИЗРАИЛЬ КАЗНИЛ СВОЕГО СУБПОДРЯДЧИКА
Ахмед Джабари был субподрядчиком, ответственным в Газе за обеспечение безопасности Израиля. Такое определение его должности, без сомнения, звучит абсурдно для тех, кто вот уже несколько часов слышит, как Джабари называют “архитеррористом”, “террористом во главе штаба” и “нашим Бин-Ладеном”.
И тем не менее, это было правдой на протяжении последних пяти с половиной лет. Израиль потребовал от Хамаса контролировать соблюдение перемирия и заставить принять его все многочисленные военные группировки в секторе Газа. Ответственным за эту задачу был назначен Ахмед Джабари.
В обмен на поддержание спокойствия - которое никогда не было полным - Израиль финансировал режим Хамаса, посылая в бронированных грузовиках пачки шекелей в банки Газы, и продолжал поставлять ее жителям услуги в области инфраструктуры и медицины. Джабари был также партнером Израиля на переговорах по освобождению Гилада Шалита; именно он обеспечивал безопасность и благополучие пленного солдата, и это он прошлой осенью проводил Шалита домой.
Теперь Израиль утверждает, что его субконтрактор не выполнил своей задачи и не обеспечил полного спокойствия на южной границе. Ему постоянно предъявлялась претензия, что Хамас не может добиться контроля над всеми группировками, несмотря на то, что он не заинтересован в эскалации. После открытого предупреждения (корреспонденты Ави Иссахаров и Амос Харэль сообщали в начале недели, что будут возобновлены убийства ведущих деятелей Хамаса), он был казнен в среду публичной казнью, за которую Израиль поспешил принять ответственность. Урок прост и ясен: не справился - умри. Или, как любит говорить министр обороны Эхуд Барак, “На Ближнем Востоке для слабых нет второго шанса”.
Убийство Джабари останется в истории как еще одна демонстративная военная акция уходящего правительства накануне выборов. Как сформулировал этот принцип профессор Ягиль Леви: “Подогревание конфликта как стратегия внутренней власти”. Противостояние внешнему врагу позволяет правительству укрепить свои позиции внутри страны, так как народ сплачивается вокруг армии, а социально-экономические проблемы отступают с общественной повестки дня.
Этот рецепт восходит к 1955 году, когда Бен-Гурион вернулся из своей “ссылки” в Сде-Бокер и повел армию на развернутую “операцию возмездия” в Газе, - а свою партию МАПАЙ - к победе на выборах. (В своей речи памяти Моше Даяна на прошлой неделе Барак с ностальгией вспоминал о тех временах). С той поры и по сей день, когда правящая партия начинает ощущать угрозу своей власти, она позволяет армии нажать на спусковой крючок. Примеры всем известны: стрельба ракетами “Шавит-2” в разгар “дела Лавона”, бомбежка иракского реактора в 1981 году; операция “Гроздья гнева” в Ливане в 1996-м; и операция “Литой свинец” в Газе накануне выборов 2009 года. В двух последних случаях это привело, наоборот, к поражению на выборах.
Историки спорят о том, не добавить ли к этому списку также и войну Судного Дня, вспыхнувшую перед выборами 1973 года. Арабы начали тогда первыми; но их решение начать войну было принято на фоне радикализации политики правительства Годы Меир, которое отвергло мирные предложения президента Египта Ануара Садата и объявило о расширении поселений в Синае. Таково, например, мнение профессоров Моти Голани и Шошаны Айшони-Барри.
Сегодняшняя операция “Облачный столб” относится к той же категории. Глава правительства Биньямин Нетаниягу заинтересован в нейтрализации любого потенциального противника, а министр обороны Эхуд Барак воюет за количество голосов избирателей. Война в Газе уничтожит кандидатуру колеблющегося Ольмерта, сторонники которого ожидали, что он сегодня объявит о своем намерениии баллотироваться, а также уберет с повестки дня социально-экономическую тему, служащую интересам партии Авода и ее председателя Шели Яхимович. Когда звучат пушки, на экранах телевизоров появляются только Нетаниягу и Барак, а все остальные политики должны иим аплодировать.
Политические результаты войны прояснятся 22 января. Ее стратегические последствия - это сложнее: Израилю придется найти нового субподрядчика, который охранял бы его южную границу вместо Джабари, и найти способ гарантировать, что операция в Газе не уничтожит мирного договора с Египтом, управляемым сейчас “Мусульманскими братьями” - патронами Хаммаса. Это - непростые задачи, и результаты “Облачного столба” будут оцениваться по мере их выполнения.
Война,
Дух Времени,
Газа