Nov 14, 2011 16:09
“...в 1914 году, через несколько дней после того, как Турция связала свою судьбу с судьбой имперской Германии и вступила в мировую войну, небольшая толпа собралась на демонстрацию под окнами резиденции испанского консула в Иерусалиме. Граф Антонио де ла Сьерва Левита Баллобар вышел на балкон, чтобы приветствовать толпу, а затем записал в своем дневнике, что жители города демонстрируют свою лояльность султану. На молитве в мечети Эль-Акса турецкое дело было объявлено джихадом - священной войной.
Еврейская община также поторопилась заявить о cвоей лояльности. Мэр Тель-Авива Меир Дизенгоф рассказывал, что многие евреи, хотя и неохотно, надели фески и нарочито выказывали себя патриотами. Когда стало известно, что британский военный министр, лорд Китченер, утонул в море (его корабль подорвался на германской мине - прим. перев.), тель-авивские евреи украсили улицы и организовали шествия, празднуя это событие...
[Однако, многие евреи боялись быть призванными в турецкую армию].Многие иммигранты в Палестину не отказались от своего прежнего гражданства; среди таковых были тысячи евреев, в большинстве своем - подданных Российской Империи. Союз России с Францией и Великобританией поставил палестинских евреев перед тяжелым выбором. Они могли покинуть страну либо ждать, пока их вышлют; или же, наоборот, они могли принять турецкое подданство и пойти в армию. Угроза депортации породила сионистский почин по принятию гражданства Османской Империи, несмотря на воинскую повинность; целью было предотвратить уменьшение количества евреев в стране. Среди активных сторонников этой инициативы были две знаковые для политического сионизма фигуры - иерусалимский лингвист Элиезер Бен-Иегуда, прославившийся в дальнейшем как “отец” возрожденного иврита, и политик невысокого ранга Давид Бен-Гурион, которому тогда еще не было тридцати. Расхаживая по городу с целью убедить евреев принять османское подданство, Бен-Гурион щеголял своей феской и одевался как турецкий правительственный чиновник; говоря об Османской империи, он называл ее “наша страна”. Он считал, что турки выиграют войну, и надеялся, что с наступлением мирного времени в память о лояльности евреев они помогут с организацией еврейской автономии в Палестине. Поэтому он предлагал создать в рядах турецкой армии еврейский батальон - вопреки другой активной группе сионистов, которая была убеждена в победе Британии и предпочитала поэтому связать свое будущее с союзными державами. Эта группа выступала за создание еврейской армии, которая примкнула бы к британцам. “Возможно, мы ошибались, а может быть - и нет” - писал впоследствии Бен-Гурион”.
(Том Сегев, “Пора анемонов - евреи и арабы под Британским мандатом”. Иерусалим-Нью-Йорк, 2000 г., с. 15-16)
Сионизм,
История,
Так они и жили