Этот автобус из Павлова по праву можно считать самым красивым творением советской школы автодизайна. Которая на самом деле была крайне бедна в плане создания чего-то внешне стоящего. Именно поэтому уход ПАЗ-672 с улиц был для меня весьма грустным фактом. Проездив на нем почти все детство и юность, сложно не скучать по этому силуэту. И тем не менее они встречались в Грузии все реже. Пока я не решил посетить пригород Тбилиси Цхнети.
1. Да, автобус выкрашен в какой-то наркоманский цвет и явно использовался в качестве бара какими-то столичными торчками, которые теперь хотят его продать. К тому же у него отсутствуют колеса с внутренней стороны оси. Но тем не менее это ПАЗ-672 собственной персоной.
2. Эти автобусы выпускались более 20 лет - с 1967 по 1989 годы и разошлись по миру огромным тиражом в 288688 экземпляров. Но стоит упомянуть и тот факт, что ПАЗ-672 по сути был доведенным до ума ПАЗ-652.
3. Внешне главным отличием ПАЗ-652 от знакомого нам всем ПАЗ-672 были гофрированные борта кузова. Как вот на этом автобусе, который в годы ГССР принадлежал АТК кахетинского городка Ахмета.
4. Но под капотом разница была еще более ощутимой. ПАЗ-652 оснащался рядным шестицилиндровым мотором ГАЗ-11 мощностью 90 л.с., который вел свою родословную аж с 1938 года, когда он начал использоваться моделями ГАЗ М-1 и ГАЗ-61. После войны этот же мотор ставили на ГАЗ-63, ГАЗ-51 и ГАЗ-52, который выпускался до 1993 года.
5. И хотя этот мотор для ПАЗ-652 был весьма хилым, другого советский автопром в 1958 году предложить не мог, да и не хотел особо. Поэтому приходилось ездить на нем не только по равнине, но и в горы. Вот ПАЗ-652 приехал из столицы Аджарской АССР в райцентр Хуло, расположенный в горах Малого Кавказа.
6. Эти автобусы также часто использовались в качестве экскурсионных, хотя должного уровня комфорта ПАЗ-652 не обеспечивал. Но поехать на нем из какого-нибудь Кутаиси до Багдади или Саирме в принципе можно было.
7. Но были и куда более горячие головы. На этой фотографии с экскурсионным ПАЗ-652 из угольной столицы всея Грузии Ткибули имеется подпись, которая гласит "Ейск в 1973". Если вбить этот маршрут в гуглокарты, то будет два варианта: 886 и 965 километров. Скорее всего более длинный вариант через Сухуми с Гагрой и был использован в данной поездке. Потому что более короткий - это поездка по убитой напрочь Военно-Осетинской дороге через Мамисонский перевал, которая уже в 1970-х годах почти никем не использовалась! Но почему ткибульцы решили поехать именно в Ейск?
8. Всего с 1958 по 1968 год был выпущен 62121 автобус ПАЗ-652. Вживую я ни разу такой не видел - скорее всего их списали и порезали в чермет еще во времена СССР. А с 1967 года ему на смену пришел уже любимый всеми нами ПАЗ-672. У него был новый восьмицилиндровый мотор ЗМЗ, который имел объем 4.2 литра и мощность 115 л.с.
9. Вот фотография из Ткибули начала 1970-х годов. В правом углу снимка виден как раз новый ПАЗ-672, который скорее всего держит путь в Кутаиси. Кстати, надпись "Слава КПСС" на здании ткибульской АТК еще можно было увидеть в первой половине 2010-х годов.
10. В 1982 году автобус был модернизирован и стал называться ПАЗ-672М. Внешне главными отличиями стали квадратные поворотники и задние фонари. На этой фотографии 1985 года из Кутаиси ПАЗ-672М вместе с ЛАЗ-695 обслуживает постояльцев гостиницы "Хвамли". С 1993 года там живут беженцы из Абхазии, а бывшая гостиница выглядит так, будто находится в трущобах Бомбея или Карачи. Но 40 лет назад все смотрелось очень даже цивильно.
11. А потом наступили 1990-е и ПАЗ-672 стал практически единственным автобусом, курсирующим между большими городами Грузии и райцентрами. Вот автовокзал в Кутаиси у Цепного моста во второй половине 1990-х годов. На боковой улице стоят сразу несколько ПАЗ-672, они ходили с этого места в города типа Амбролаури, Цагери или Лентехи. ЛАЗ-697 туда точно не ходил, это я отлично помню.
Кстати, из Кутаиси в Ткибули 25 лет назад тоже почти исключительно ходили ПАЗ-672. Иногда был ПАЗ-3205, но он появлялся на данном маршруте крайне редко. Летом автобусы ходили с открытой передней дверью, а задняя не работала: это было сделано для того, чтобы меньше зайцев ездило. А еще в проем задней двери набивали всякий скарб типа мешков с мукой или комбикормом - жители небольших городов и деревень часто спускались за продуктами в города, так как там закупаться было намного дешевле.
Но в целом поездки на ПАЗ-672 я любил. Потому что у автобуса были мягкие сиденья, а форточки сдвигались и поездка из Кутаиси в Ткибули не грозила превратиться в баню. И конечно же окна в крыше, сквозь которые можно было разглядывать небо. Надо добавить к этому всему еще вечное хрюканье шестеренками газовской четырехступенчатой коробки при старте с первой передачи (вроде бы там синхронизаторов не было) и вот она, моя традиционная летняя поездка в 1999-2003 годах.
12. Где-то со второй половины 2000-х годов ПАЗ-672 начал сдавать позиции маршруткам. Они уже в 1990-х конкурировали с "огурцом", но тогда тот уверенно держал позиции благодаря тому, что мог ездить на любом бензине и спокойно чинился кувалдой.
Помнится, в 2009 году я дважды был в Армении и очень удивился тому, что пассажирские перевозки от Баграташена до пригородов Еревана были полностью под властью ПАЗ-672. В Грузии "огурец" к тому времени встречался лишь в глубоко провинциальных райцентрах, а в первой половине 2010-х годов окончательно ушел с рынка пассажирских перевозок. Примерно с 2014 года он не встречался мне больше на дорогах до того момента, когда я поднялся в Цхнети.
13. А через месяца полтора после той встречи я решил съездить в Зеленый мыс. И у входа в батумский ботанический сад увидел еще один ПАЗ-672, который использовался в качестве самоходного кафе-бара. Именно на таком автобусе работал водителем мой дед, пока не вышел на пенсию в 1989 году - том самом, когда "огурец" окончательно ушел на пенсию и уступил место на конвейере ПАЗ-3205. Я даже вырезку из газеты перестроечных лет помню (ее бабушка в архиве хранила), где была статья о том, что мой дед получил премию за безаварийную езду и содержание автобуса в превосходном техническом состоянии. Вот только до ПАЗ-672 дед работал на междугородних рейсах и водил Ikarus 250, а на "огурец" и пригородные рейсы его перевели после второго инфаркта. Но что самое удивительное - на Икарус его пересадили после первого сердечного приступа с карьерного самосвала БелАЗ, на котором он возил железную руду.
14. Хотя это явно ПАЗ-672М 1982-1989 годов выпуска. Поворотники у него квадратные, а задние фонари хоть и неродные, но тоже должны быть квадратными. Ну а люк в корме до сих пор регулярно используется для проводов умерших в последний путь. Когда мой дед умер летом 1992 года от третьего инфаркта, то на кладбище его вез именно ПАЗ-672 из той автоколонны, где он работал.
15. Уезжая из Зеленого мыса, я остановился возле одного дома, так как краем глаза заметил обилие красного цвета. Там обнаружился небольшой частный заповедник автотранспорта советских времен, среди которых был еще один ПАЗ-672М! Скорее всего, желтый и красный автобусы принадлежат одному человеку. Потому что два одинаковых автобуса в 5 минутах ходьбы друг от друга - в конце 2024 года это было удивительным совпадением, если бы ими владели разные люди.
Что касается данной небольшой частной коллекции, то о ней будет отдельная публикация со временем.