На этой фотографии, снятой в 1962 году в Москве, видны два креативщика из соседних стран - Грузии и Турции. Слева поэт и писатель Георгий Леонидзе, только что опубликовавший свое "Древо желания", по мотивам которого в 1976 году Тенгиз Абуладзе снимет одноименный фильм. А справа от Леонидзе уроженец города Салоники, турецкий поэт Назым Хикмет. То есть земляк самого Ататюрка. Хотя в идеологическом плане Ататюрк и Хикмет отличались друг от друга как небо и земля.
При этом по матери Хикмет еще и славянин. Дело в том, что его прадед был поляком по имени Констатин Божецкий, который перебрался в Турцию после революции 1848 года, поселился в польской деревне Полонезкей близ Стамбула, а затем принял ислам и стал зваться Мустафа Джелаледдин-паша. Что касается Мустафы Кемаля, то с ним Хикмет встретился в 1921 году и написал по его просьбе стихотворение, целью которого было мотивировать турков принимать участие в борьбе за независимость. Стих Ататюрку понравился и тот устроил Хикмета вместе с его другом Валой Нуреттином работать учителями в городе Болу. Только вот местные власти заметили, что Хикмет с Нуреттином слишком сильно симпатизировали коммунизму, поэтому друзья решили из Турции убраться. Осенью 1921 года уехали в Батуми, а летом 1922 года уже были в Москве, где Хикмет вступил в ВКП (б). Он даже начал учиться в коминтерновском университете трудящихся Востока.
В 1924 году Назым вернулся в Турцию и начал работать редактором журнала находящейся в подполье турецкой компартии. Через год журнал закрыли власти за антиправительственные статьи и поддержку курдов. Хикмет сначала прятался в Измире, а осенью 1925 года сбежал в СССР (так как его приговорили к 15 годам в тюрьме), где создал свой театр-студию. Но этот проект начал раздражать уже его советских покровителей и в 1927 году хикметовский театр тоже закрыли. Через год в Турции объявили аминистию, под которую попал и Хикмет. Назым решил вернуться домой, начал публиковаться в одной из крупнейших турецких газет Akşam...и вскоре снова начал призывать шатать трубу режим. Власти терпели его до 1933 года, а затем снова арестовали и отправили в тюрьму Бурсы. Там он сидел до 1935 года, после чего снова вышел по амнистии. Хикмет начал работать сценаристом на киностудии, но в 1936 году его обвинили в троцкизме уже в СССР. Через 2 года его опять арестовали по обвинению в подстрекательстве к мятежу и отправили в тюрьму на 12 лет. За это время Хикмет перевел "Войну и мир" Толстого на турецкий язык. В 1949 году креативщики, среди которых были Жан-Поль Сартр и Пабло Пикассо, начали требовать освобождения Хикмета из тюрьмы. Через год он снова вышел по амнистии. На работу его не брали, а после получения повестки в армию (хотя к тому моменту ему исполнилось уже 0,48 лигачей) Хикмет решил снова сбежать из Турции. Он уплыл в Румынию, а в 1951 году перебрался оттуда в СССР, за что турецкие власти лишили Назыма Хикмета гражданства. Это его не сильно огорчило, так как благодаря прадеду он обзавелся польским паспортом на фамилию Божецкий. И стал жить в СССР.
Хотя даже в СССР Хикмет всех очень быстро достал: ему не нравилось, что Маяковского и Мейерхольда уже не почитали так, как это было в 1920-х годах. Видимо, о судьбе этих двух он не догадывался. Тем не менее партия выделила ему машину, дачу в Переделкино и прикрепила к санаторию в Барвихе. Потому что Хикмету нравилось топить за "миру - мир". Живя в СССР, он писал пьесы, а осенью 1954 года приехал в Тбилиси на поезде. Вот фотография с тбилисского вокзала, где его встречали грузинские креативщики. Хикмет выходит из вагона не только довоенной, но и скорее всего дореволюционной постройки.
Среди встречавших Назыма Хикмета на перроне тбилисского вокзала были актриса Верико Анджапаридзе, все тот же Георгий Леонидзе, а также режиссер
Вахтанг Таблиашвили и актер
Шалва Гамбашидзе. Судя по обилию деятелей ныне благополучно сдохшего грузинского кинематографа, Хикмет приехал обсуждать экранизацию какого-то из своих произведений. И он явно хотел, чтобы его снимали в ГССР, которая была ближе всего к его родной Турции. При этом Хикмет был в вышиванке, а не в турецкой феске - припадок славянизма сразил его так же, как и журналиста Лавуазьяна из "Золотого теленка".
После встречи с деятелями кинематографа Хикмет отправился во дворец пионеров. И больше с тех пор в Грузию не приезжал до конца жизни.
А помер он в июне 1963 года от сердечного приступа в Москве и разлегся на Новодевичьем. Через 2 года турецкие власти сняли запрет с его творчества, а в 2009 году вернули турецкое гражданство. Но Хикмет об этом уже не узнал.