После небольшого отступления от исследования советизаторов Грузии пора снова к ним вернуться. Сегодняшним героем проекта "Илитка" станет один из старых большевиков, который стоял у истоков ГССР. Но данные заслуги 15 лет спустя выйдут ему боком. И не только ему, но и всей его семье, которая будет уничтожена целиком. Хотя фамилия у данного человека была очень даже соответвующая временам марксизма-ленинизма: Секретарь. Но это если на русский переводить.
Поликарп Мдивани, который позже станет Буду, родился в 1877 году в Тифлисе. Его родителями были дворяне, происходившие из Кутаисской губернии: Гурген Георгиевич Мдивани и Ольга Давидовна Жгенти. Кроме Поликарпа в семье был старший брат Симон 1876 года рождения, о котором мы тоже поговорим.
Юный Поликарп учился вместе со старшим братом в классической гимназии города Кутаиси, а затем поехал получать высшее образование в Москву. Там он стал студентом Императорского Московского университета, но в 1899 году Мдивани отчислили за участие в студенческих волнениях. Пытаться завершить учебу Поликарп не стал, а вместо этого целиком занялся революционной деятельностью и в 1903 году вступил в РСДРП. Примерно в те же годы Мдивани был арестован царской охранкой.
После первой отсидки в официальной биографии Мдивани утверждалось, что он продолжил нелегальную работу в Грузии и Азербайджане, но на самом деле все было немного иначе. Мдивани уехал в Иран, где начал работать на миллионера Акакия Хоштарию, который владел концессими на добычу нефти. Вот фотография Мдивани и Хоштарии в Персии на территории одного из промышленных предприятий, принадлежавших миллионеру.
Работая на Хоштарию в Персии, Мдивани преимущественно жил в городе Энзели, так как Хоштария занимался не только нефтедобычей, но и строительством железной дороги от Решта до Энзели.
Когда именно Буду Мдивани перестал работать на Хоштарию и вернулся в Грузию, точно неизвестно. Но он принимал участие в Февральской революции и гражданской войне в России. С 1918 по 1919 год Мдивани был членом реввоенсовета 11-й армии, а в 1919-1920 годах стал уже начальником политотдела 10-й армии. Летом 1920 года Мдивани пытался создать просоветскую Гилянскую республику на территории северного Ирана, но у него ничего не вышло, так как персы отлично помнили молодого пламенного революционера, работавшего на миллионера Хоштарию.
Поэтому в том же 1920 году Буду Мдивани вернулся в Грузию, где стал членом ЦК компартии Грузии и Кавказского бюро ЦК РКП (б). А незадолго до советизации Грузии в феврале 1921 года он был назначен полпредом РСФСР в Турции. Вот что писал Мдивани 9 апреля 1921 года Ататюрку:
Господин Председатель,
Я счастлив видеть, что доблестный турецкий народ, руководимый своим Национальным Правительством во главе с Вами, еще раз восторжествовал над новым усилием империализма захватить его родимую землю и подчинить его своей эксплуатации. Но в то же время я с прискорбием вижу, что побежденные и вынужденные оставить Вашу территорию греческие войска, видя окончательное крушение своих надежд на достижение намеченной цели, в бессильной злобе совершенно опустошают страну по мере очищения, повергая население в страшную нищету, - лишнее доказательство того, что империализм умеет только разрушать, не имея иной цели, кроме удовлетворения собственной алчности. Трудящаяся Россия, которой самой стоило столько труда избавиться от алчности западного капитализма и империализма, следит с живым участием за благородной борьбой турецкого народа в защиту своего национального существования и всегда готова облегчить по мере сил его страдания. Поэтому прошу Вас, господин Председатель, от имени РСФСР и трудящихся Советской России принять их скромный дар в 30000 рублей золотом для облегчения нужд населения тех областей, которые жестокий захватчик опустошил, прежде чем оставить их.
Я льщу себя надеждой, что этот скромный дар трудящихся России будет содействовать тому, что турецкий народ поймет разницу между хищническим империализмом, с одной стороны, и братским народом трудящихся Советской России - с другой.
Заканчивая, желаю Вам как можно скорее и с полным успехом завершить Вашу борьбу за независимость турецкого народа и прошу Вас, господин Председатель, принять уверения в глубочайшем моем уважении.
Представитель Народного Комиссариата по Иностранным Делам РСФСР
Мдивани
Полпредом РСФСР в Турции Мдивани пробыл до мая того же года. Тогда же он был назначен председателем ревкома Грузии вместо Филиппа Махарадзе, который уходил на должность председателя наркомзема ГССР.
Весной 1922 года Мдивани в ранге председателя СНК ГССР вместе с другими партийцами представляют РСФСР на конференции в Генуе. Вот фотография представителей РСФСР, слева направо Христиан Раковский, сам Мдивани, Ян Рудзутак и Александр Бекзадян. Переживет репрессии второй половины 1930-х годов только Раковский, которого расстреляют 11 сентября 1941 года под Орлом после начала ВОВ.
Одновременно с должностью председателя СНК ГССР Мдивани будет занимать и пост председателя союзного совета ЗСФСР, а также будет членом президиума ЦК компартии Грузии. В декабре 1922 года Поликарпа Мдивани снимут с этих постов, а новым председателем СНК ГССР станет Сергей Кавтарадзе, о котором я уже писал. С 1923 года Буду Мдивани уходит в Левую оппозицию внутри партии. Тогда же его назначают членом главного концессионного комитета СССР, а в 1924 году отправляют торгпредом СССР во Францию.
«Грузинское дело» затягивало и требовало постоянного внимания руководителей партии. 25 января 1923 г. Политбюро принимает решение, где писалось: «Смену состава ЦК Компартии и советских учреждений в Грузии как вызванную обстановкой на Кавказе и ходом борьбы в грузинской партии утвердить. Равным образом и решения Оргбюро от 21 декабря о переводе на работу вне Грузии тт. Цинцадзе, Мдивани, Махарадзе и Кавтарадзе». К этому решению, разосланному по губернским и областным комитетам партии, прилагалось разъяснительное письмо под названием «О конфликте в Компартии Грузии». Примечательно, что при голосовании большинство членов Политбюро воздержалось, хотя против не выступало.
Что самое удивительное, в партии не обратили внимание на тот факт, что на тот момент среди грузинской политэмиграции в Париже был старший брат Поликарпа - Симон Мдивани. Но об этом детально написано в конце поста.
Мдивани будет работать торгпредом СССР во Франции до 1928 года, когда в партии внезапно снова вспомнят о том, что он являлся членом левой оппозиции. К тому моменту ее предводитель Троцкий уже был сослан в Алма-Ату, а сама фракция разгромлена. Поэтому Поликарпа Мдивани отозвали в Москву, исключили из партии и сослали на 3 года в Сибирь. А в 1929 году после высылки Троцкого из СССР ссылку Мдивани заменили на трехлетний тюремный срок, который он отбывал в Орле. Через два года тот написал покаянное письмо, в котором заявил о выходе из оппозиции и внезапно в августе 1931 года сын горийского сапожника решил пожалеть Мдивани. Вот что Сталин
писал 27 августа Кагановичу:
Присоединяюсь к просьбе Заккрайкома и Мдивани об оставлении Мдивани на работе в Тифлисе.
Вскоре после этого письма Поликарп Мдивани был освобожден, восстановлен в партии и получил право вернуться в Тифлис. Там его уже ждала должность наркома легкой промышленности. Вот нарком Мдивани вместе с женой и сыновьями в середине 1930-х годов.
На ней он и проработал 5 лет вплоть до самого ареста в конце 1936 года.
Мдивани содержался в Метехской тюрьме, а еще его регулярно возили на допросы в Москву. Об этом писал осенью 1938 года в своем покаянном письме на имя Сталина бывший нарком внутренних дел СССР Ежов,
упоминая о Берии:
У т. Берия властный характер. Не потерпит подчиненности. Не простит, что Буду Мдивани «раскололи» в Москве, а не Тифлисе.
В июле 1937 года Поликарп Мдивани предстал перед тройкой НКВД в Тбилиси. Писатель Антон Антонов-Овсеенко
утверждает, что последнее слово Мдивани на суде, выносившем ему высшую меру наказания в качестве приговора, было таким:
„Зачем Сталину понадобилась эта комедия? Смертный приговор мне давно вынесен, это я знаю точно, а вы здесь задаете мне пустые вопросы, как будто мои ответы могут что-то изменить. Меня мало расстрелять, меня четвертовать надо! Ведь это я привел сюда 11-ю армию, я предал свой народ и помог Сталину и Берии, этим выродкам, поработить Грузию и поставить на колени партию Ленина"
10 июля 1937 года Поликарп Мдивани был расстрелян в Тбилиси, ему было 0,6 лигачей. Но этим репрессии в семье Мдивани не закончились. Вот расстрельный список 1937 года.
В том же году были расстреляны жена Мдивани Цуцуния, а также четверо их сыновей: экономист Георгий, инженеры Иван и Давид. Вот фотография Давида Поликарповича Мдивани, снятая в середине 1930-х годов.
Вместе со старшими братьями также был арестован и впоследствии расстрелян теннисист
Арчил Мдивани, который в 1930-х годах считался одним из сильнейших игроков в теннис всего СССР.
Дочь Мдивани Мери арестовали в том же 1937 году, но расстреляли ее в 1939 году в Гулаге. Расстрела избежал лишь старший сын Мдивани Шалва, который был летчиком и погиб в 1933 году в авиакатастрофе.
В сентябре 1956 года судебная коллегия Верховного суда СССР посмертно реабилитировала Поликарпа Мдивани.
А что же старший брат Симон Мдивани? Он родился в городе Хони Кутаисской губернии, учился в классической гимназии Кутаиси, а после ее окончания начал изучать химию на факультете естественных наук Императорского Новороссийского университета, который находился в Одессе.
Во время учебы в Одессе он вступил в группу революционно настроенных студентов, а после окончания университета остался в городе и стал работать химиком.
В 1905 году Симон Мдивани вступает в РСДРП и принимает участие в первой революции, а после ее поражения покидает Одессу и возвращается в Грузию, решив осесть на противоположном берегу Черного моря, то есть в Батуми. Там он устроился на работу...директором Грузинского трастового банка.
Одновременно с этим Мдивани продолжил свою кипучую деятельность: он был редактором местной газеты, являлся членом городского самоуправления, а также возглавлял Батумский райком РСДРП и был в составе ЦК партии. После Февральской революции Мдивани переезжает в Тифлис, становится членом национального совета Грузии, а после провозглашения ГДР - депутатом парламента. Вскоре после этого правительство ГДР назначает Симона Мдивани послом Грузии в Армении и он уезжает в Ереван, где проводит год в ранге дипломата.
Весной 1919 года Мдивани возвращается в Грузию и становится членом учредительного собрания, получив вдобавок пост зампреда социалистско-федералистской фракции. Вот он (на фотографии второй справа) вместе с другими членами учредительного собрания, среди которых Константин Джапаридзе, Григорий Натадзе, Эквтиме Такаишвили, Александр Ломтатидзе и Кристина Шарашидзе.
А в самом начале 1921 года его назначают послом Грузии в Турции, где в то же самое время полномочным представителем РСФСР является его младший брат Поликарп. Почти сразу после переезда на новое место службы происходит советизация Грузии и ГДР превращается в ГССР. Поликарп в мае 1921 года становится председателем ревкома, но Симон вслед за младшим братом не едет и уезжает из Турции в Париж с женой и четырьмя дочерьми.
Через год он принимает участие в Генуэзской конференции как представитель правительства ГДР в изгнании, а также помимо Парижа регулярно бывает в Варшаве, где тогда тоже жило немало эмигрантишек. После провала меньшевистского восстания летом 1924 года правительство ГССР конфисковало имущество Симона Мдивани, оставшееся в стране. В том же году его младший брат Поликарп приезжает в Париж, где будет 4 года работать торгпредом СССР во Франции. Интересно, виделись ли братья в те годы? Как бы то ни было, в 1936-1937 годах Буду Мдивани не могли не обвинить в контактах с контрреволюционерами, пока тот работал во Франции. Тем более что там же жил и эмигрантстовал против ГССР его старший брат.
А 13 декабря 1937 года, когда младший брат и вся его семья уже были расстреляны, Симон Гургенович Мдивани умер в возрасте 0,61 лигача в парижском пригороде Со. Том самом, в котором двумя годами ранее родился Ален Делон. Знал ли Симон перед смертью тот факт, что в Грузии у него уже никого не осталось?