Крайне везучий троцкист

May 17, 2024 22:11


Написав несколько публикаций о главах ГССР раннесоветского периода, я перейду в рамках проекта "Илитка" на личностей более позднего периода, которые будут представлять соевый фланг. Постараюсь докончить сагу о Геле Кандидыче Чарквиани, этом кумире грузинской либерды. Но пока я доберусь до не так давно сдохшего Гелы, читателю будет предложено познакомиться с человеком поистине удивительной судьбы, который не раз был на волоске от гибели, но тем не менее уцелел. Герой сегодняшней публикации - замнаркома иностранных дел СССР Сергей Кавтарадзе.



Сергей Иванович Кавтарадзе родился 15 августа 1885 года в селе Зоврети тогда еще Кутаисской губернии (ныне это Зестафонский район Имеретии). Его отец Иван Кавтарадзе был дворянином, но почему-то отправил сына учиться в Горийское православное духовное училище, одним из учеников которого тогда был сын горийского сапожника Сосо Джугашвили. Вот фотография совсем плохого качества из 1890-х годов. Сергей Кавтарадзе - третий слева в заднем ряду, а рядом с ним держит букет цветов Джугашвили. Обратите внимание на крайне маленький рост будущего правителя СССР, который был минимум на 6 лет старше Кавтарадзе (официально Сталин родился в 1879 году, но некоторые источники считают, что родился он в 1878 году).


Известно, что Сталин окончил духовное училище в Гори в июне 1894 года, а через 2 месяца сдал приемные экзамены и уехал учиться в Тифлис. Чем после 1894 года занимался Кавтарадзе, точно неизвестно. О нем ничего не слышно до 1903 года, когда он вступил в РСДРП в возрасте 0,18 лиачгей. Через год Сергей стал членом Имеретино-Мегрельского (хотя тогда писали Мингрельского) комитета РСДРП, в котором сидел до 1906 года. Затем в биографии Кавтарадзе снова наступает пробел до 1912 года - тогда он стал сотрудником только что основанной газеты "Правда", где работал до 1914 года. Скорее всего, работал Сергей Кавтарадзе тогда в Петербурге, так как уже после ухода из "Правды" он закончил юридический факультет Петербургского университета, а было это в 1915 году.


После окончания учебы в тогда уже Петрограде о Кавтарадзе ничего не слышно до Февральской революции. После того, как она случилась, имя Сергея Кавтарадзе снова фигурирует среди сотрудников газеты. Но это уже не "Правда", а "Кавказский рабочий" - ежедневная большевистская газета Тифлисского комитета РСДРП, выходившая с марта 1917 по 1918 год. Стало быть, между 1915 и весной 1917 года Кавтарадзе переехал из Петрограда в Тифлис, чтобы заняться большевистской агитацией и пропагандой. Летом того же 1917 года он принимает участие как делегат от Тифлиса в VI съезде РСДРП, который проходил нелегально в Петрограде. С ноября Сергей Кавтарадзе уже является членом Кавказского крайкома РСДРП (б), а уже в июне 1918 года после основания ГДР и прихода к власти меньшевиков он перебирается в Россию, где становится председателем исполкома Владикавказского совета.


Уже в августе того же 1918 года Кавтарадзе занимает должность члена народного совета Терской Советской республики. Она существовала с марта 1918 года до февраля 1919 года, а административных центров у нее было два - все тот же Владикавказ и Пятигорск. Поэтому Сергей Кавтарадзе мог как оставаться в Осетии, так и переехать в Пятигорск. Кстати, председателем СНК Терской республики был земляк Кавтрадзе из Кутаисской губернии - Самуил Буачидзе, убитый в июне 1918 года во время митинга во Владикавказе.

До декабря 1918 года Кавтарадзе находился на Северном Кавказе, а с наступлением 1919 года по указанию партии вернулся в Грузию, где ушел в подполье. Несмотря на это, он был дважды арестован меньшевиками. В мае 1920 года Кавтарадзе стал советником полномочного представительства РСФСР в Тифлисе (а полпредом тогда был Сергей Киров), эту должность он занимал до самого февраля 1921 года, когда ГДР прекратила существование. Скорее всего Кавтарадзе занимался тем, что под прикрытием дипломатического иммунитета готовил почву для советизации Грузии.

После того, как меньшевики слили ГДР большевикам и отправились работать в Париж эмигрантишками, Кавтарадзе стал председателем Батумского и Аджарского ревкомов, где работал до июля 1921 года. Так как меньшевики отчалили в Париж именно из Батуми, то рискну предположить, что Кавтарадзе отправился за ними в Аджарию с целью зачистки региона от меньшевистских кадров.


После работы в ревкомах Кавтарадзе возвращается в Тифлис, где его ждет пост зампреда ревкома и наркома юстиции ССРГ (тогдашнее название ГССР). На этих двух должностях он сидит до конца февраля 1922 года, когда становится председателем совнаркома ССРГ. Проработал Сергей Кавтарадзе председателем СНК ССРГ недолго, уже в январе 1923 года он был снят с поста и отправлен работать...в Анкару первым секретарем полномочного представительства СССР в Турции. А попал он в Турцию потому, что в 1922 году вместе с Филиппом Махарадзе и Поликарпом (Буду) Мдивани выступил за автономизацию Грузии, за что был обвинен в национал-уклонизме. По сути это была почетная ссылка, но в весьма важную для СССР страну.


Дело в том, что большевики поддерживали Ататюрка, а в начале 1920-х годов Мустафа Кемаль был одним из ближайших братушек советской власти. Именно поэтому большевики на радостях решили подарить туркам немалую часть Батумской и Карскую области. Много позже, в конце 1940-х годов, Сталин попытался засунуть пасту обратно в тюбик и выкатил туркам мощные территориальные претензии, но затем отказался от этих планов.

Но вернемся к Сергею Кавтарадзе, который уже с 1923 года считался представителем левой оппозиции (то есть троцкистом). Спустя некоторое время после переезда в Анкару он стал советником полномочного представительства СССР в Турции, кем и являлся до самого возвращения домой в конце 1924 года. Но следующее назначение ждало Кавтарадзе не в Тифлисе, а в Москве: он стал первым заместителем прокурора Верховного суда РСФСР.


В Верховном суде РСФСР Кавтарадзе работал до декабря 1927 года, когда наступил XV съезд ВКП (б). Именно тогда он вместе с 75 другими членами левой оппозиции был обвинен в троцкизме.Сергей Кавтарадзе лишился должности и вдобавок был исключен из партии, после чего отправился в ссылку. Настоящую, а не почетную - которая должна была проходить в Оренбургской губернии. В декабре 1928 года отбывающего ссылку Кавтарадзе арестовали и отправили еще дальше, в Среднюю Азию (а как мы знаем, именно тогда в Алма-Ате жил сосланный Троцкий). Сергея Кавтарадзе приговорили к 3 годам среднеазиатской ссылки, но 25 января 1929 года постановление было отменено. Вместо этого ему присудили 3 года тюремного заключения и отправили в Тобольскую тюрьму.  Этот срок Кавтарадзе отсидел почти полностью: в 1931 году он написал покаянное письмо (скорее всего своему знакомому по духовному училищу в Гори), в котором отрекался от левой оппозиции, после чего вышел на свободу. На тот момент ему было уже 0,46 лигачей.



После освобождения из тобольской тюрьмы Сергей Кавтарадзе вернулся в Москву, где устроился работать в редакции художественной литературы. Известно, что уже тогда его ждала жена Софья Абрамовна Вачнадзе (1894-1980), уроженка города Гатчины, а еще у супругов была дочь Майя 1925 года рожедния. В редакции Кавтарадзе работал до октября 1936 года, когда его снова арестовали, причем вместе с женой. После ареста он был этапирован в тбилисскую тюрьму.


Сидел Кавтарадзе больше трех лет, пока его не выпустили в декабре 1939 года. Если верить рассказам самого Кавтарадзе, то сам он своего освобождения не ожидал, что для обвиненного в троцкизме еще в 1927 году неудивительно.

По воспоминаниям самого Кавтарадзе, в один прекрасный день его забрали из лагеря и доставили на дачу Сталина, потому что тот неожиданно вспомнил старого друга.
« -Здравствуй, Серго! - говорит Сталин.

- Здравствуй! - говорю.

- Где был? Где пропадал?

- Сидел я.

Сталин удивленно глядит на меня. Говорит с упреком:

- Нашел время сидеть - война же идет.

Побеседовали мы, он сказал, что надо мне поработать в Министерстве иностранных дел. Потом обедали, угощал по-кавказски. Вдруг Сталин поворачивается ко мне, сверлит своим тяжелым, уличающим взглядом. У меня - мороз по спине. И говорит тихо, но слова чеканит:

- А ты все-таки хотел убить меня. - И почти выбегает из комнаты».

В начале 1940 года Сергей Кавтарадзе вернулся на прежнюю работу в издательство художественной литературы в Москве и в том же году был восстановлен в партии. Сначала он с семьей жил в гостинице, а потом им выделили квартиру. Британский историк Симон Себаг-Монтефьоре утверждает, что после освобождения Кавтарадзе посетили Сталин и Берия, что было своеобразным знаком прощения старых грехов перед партией. После того, как началась война, Кавтарадзе перевели работать в правительство: он стал заведующим Средневосточным отделом НКИД СССР.


Карьерный рост в военный годы у Кавтарадзе был весьма впечатляющим: в 1943 году он стал заместителем наркома иностранных дел СССР, которым тогда был Вячеслав Молотов.


На посту замнаркома иностранных дел СССР Кавтарадзе принимал участие в Московском совещании 1943 года, а осенью 1944 года был откомандирован в Иран. Вот фотография того времени, на которой Кавтарадзе запечатлен вместе с футболистами тбилисского "Динамо" в Тегеране. Кроме него на снимке видны Виктор Бережной, Сергей Шудра и Георгий Антадзе. Сам Кавтарадзе стоит слева от спины оператора с кинокамерой.


Утверждается, что во время пребывания в Тегеране Кавтарадзе требовал от иранского премьера Мохаммеда Саеда допуска советских геологов для разведки нефтяных запасов страны и формирования советско-иранских нефетдобывющих концессий. Но так как Саед предпочел концессии с амерканцами и британцами, то Кавтарадзе начал оказывать давление на шаха Пехлеви путем блокирования передвижений иранских войск советскими военными. Операции в Иране Кавтарадзе в итоге пришлось свернуть, так как он был вызван обратно в СССР для подготовки Ялтинской конференции.


После ее проведения Кавтарадзе вместе со своим начальником Молотовым и главой Азербайджанской ССР Мир Джафаром Багировым начали планировать в июне 1945 года восстание в иранском Азербайджане. Реализация данного плана привела к появлению двух сепаратистских квазигосударств на территории Ирана: Демократической Республики Азербайджан и Мехабадской республики. Первая существовала с ноября 1945 по декабрь 1946 года, а вторая с января по декабрь 1946 года, после чего были ликвидированы шахскими войсками, а некоторые из лидеров данных сепаратистских образований бежали в СССР.

Одновременно с поддержкой сепаратизма в Азербайджане Кавтарадзе принимал участие в Потсдамской конференции, после чего вернулся в СССР и вместе с НКИД Армянской ССР анализировал ситуацию на советско-турецкой границе, после чего обратился к Молотову с предложением объявить территориальные претензии Турции в пользу Армянской и Грузинской ССР. Но данный процесс самолично форсировать Кавтарадзе уже не мог, так как ему надо было отправляться в Бухарест, где его ждал пост посла СССР в Румынии.


Именно Кавтарадзе приписывают проведение выборов 1946 года в Румынии как надо, потому что после них к власти пришли коммунисты. Среди румынских коммунистических бонз Кавтарадзе вместе с Молотовым, Кагановичем и Ворошиловым делали ставку на...женщину. Ей была Анна Паукер, урожденная Ханна Рабинсон, которая в 1947-1952 годах была главой МИД Румынии. Эта инвестиция не оправдалась, так как Георге Георгиу-Деж сместил Паукер с поста в июле 1952 года, после чего она оказалась в опале. Одновременно должности посла СССР в Румынии лишился и сам Сергей Кавтарадзе.

Вернувшись в Москву, он стал советником МИД СССР, которое к тому времени уже готовилось переезжать на Смоленскую площадь в новое здание. В 1954 году Кавтарадзе ушел на заслуженный отдых в ранге персонального пенсионера союзного значения и поселился в Тбилиси. Вот фотография из 1950-х, где персонального пенсионера Сергея Кавтарадзе навещают ученики тбилисской школы №1, считавшейся тогда самой престижной школой ГССР. А в 1961 году он даже был делегатом XXII съезда КПСС - того самого, на котором было решено вынести тело Сталина из мавзолея и захоронить его у стены Кремля.


Умер старый большевик-троцкист в Тбилиси под самый конец мжаванадзевской эпохи в октябре 1971 года, когда ему было уже 0,86 лигачей. Кроме того, в Тбилиси даже имеется улица Серго Кавтарадзе, которая находится в районе Сабуртало. Что касается его жены Софьи Вачнадзе, то она умерла в 1980 году в Москве и была похоронена вместе с мужем в Тбилиси. Так закончилась история одного из самых везучих троцкистов в истории СССР.

А ю лаки мен! ты живешь наверху, чисти вилкой!, 5БВ, КБД, Турция, почитать принес, потребляй и блядствуй, все хотят наебать, элитная блядва, чай "Липтон"-греческая смоковница, ЗС, Поехавшая Россия, Румыния

Previous post Next post
Up