Кинематографическая эрозия

Sep 30, 2023 19:19

Сегодня у нас на разборе очередной исчезнувший фильм времен ГССР. Но после кинолент времен застоя настал через грузинского кинематографа времен поздней перестройки. Причем данный фильм снова будет посвящен природе, то есть ее катаклизмам. И происходить они будут не где-нибудь, а на юго-западе страны в Аджарии, фирменной стихией которой являются сходы оползней.


Героем сегодняшней публикации станет фильм 1990 года "Там, у меня", который снял на киностудии "Грузия-фильм" режиссер Заза Халваши, сын весьма известного поэта родом из Аджарии Фридона Халваши. На всем известном сайте есть небольшое описание фильма, которое я приложу в виде копипасты:

Жители маленького аджарского села живут трудно, бедно, в постоянном страхе перед оползнем. Часто, собрав вещи в узлы, они покидают свои жилища и прячутся в безопасных местах. Затем возвращаются, работают и растят детей...

Данное описание весьма странное. Как большой знаток западной Грузии и Аджарии в частности, я не могу понять, почему жители этого самого села постоянно кочуют из-за оползней. Обычно таких людей при опасности их жизни и здоровью переселяют в другие места, где вероятность схода оползня почти нулевая. Именно поэтому в Грузии едва ли не каждому знакомо слово "экомигрант", а переселенных из подверженным сходу оползней сел горной Аджарии или Рачи людей можно встретить в Гурии, Квемо-Картли или даже Кахетии. Ну да ладно, так решили сценаристы для пущего эффекта, стало быть.

Хотя быт горного селения создатели фильма передали отлично. Вот бедный сельский дом с облезлой одеждой на вешалке, при этом у его обитателя имеется телевизор. Не удивлюсь, если он скорее для красоты стоит - в горной Имеретии лет 15-20 назад телевизор с трудом ловил грузинские каналы. Зато турецкие принимал на ура.


Пожилой селянин стоящий у окна с керосиновой лампой (которая станет одним из символов 1990-х годов в Грузии) на подоконнике и главный трофей его жизни - шкура убитого им же медведя. Если поездить по селам Аджарии, то можно иногда увидеть медвежью шкуру, свисающую с балкона дома или стены сарая.


Наверное, это какой-то Дерсу Узала аджарского разлива.


В 1990 году режиссеры уже спокойно могли показывать культовые заведения и церковные обряды. Здесь жители горного аджарского села (которые до сих пор в подверженных оползнем районах остаются преимущественно мусульманами) ставят свечи в православном храме. Конечно, если оползень сходит в Хелвачаурском или Кобулетском районах, то нам население уже преимущественно является православным. А вот в каком-нибудь Шуахеви или Хуло такое скорее редкость.


При этом храм используется селянами еще и как временное жилье.


А вот и сам Заза Халваши с кинокамерой выглядывает из кабины грузовика ГАЗ-52/53.


Главными героями фильма является бездетная пара селян, где муж работает шофером. В высокогорных аджарских селах подобное явление встреччается очень нечасто, чтобы у местных жителей не было детей.


Шофера сыграл снимающийся преимущественно в эпизодических ролях актер Гиви Чугуашвили. Здесь шофер виден во время перерыва.


Среди селян есть и более счастливая пара, судя по всему.


Роль селянина Барата (прямо Борат какой-то) сыграл актер с расово аджарской фамилией Зураб Цинцкиладзе, который на фотографии слева.


Иногда шофер спускается из своего села по делам в Батуми. Вот он стоит на берегу моря, а за его спиной виден батумский порт.


Стоят шофер с другим персонажем вот здесь. Только ракурс съемки у меня немного другой.


Эта сцена тоже явно снята в Батуми. Дама слишком жизнерадостная, еще и на заднем плане другие женские ноги в колготках или чулках видны. Подобное легкомыслие явно не имело место быть в каком-нибудь селе Шуахевского района.


А на этом снимке жители (или все же гости?) города рассматривают в витрине скудный ассортимент товаров обувного магазина возле батумского порта.


Обувной магазин находился в этом здании. Если присмотреться, то в окнах первого этажа видны наклейки "For sale" - именно там и был этот магазин.

Чем фильм кончился, сказать сложно. В интернете его нет, разве что маленький огрызок на ютубе - причем на русском языке:

image Click to view


В марте 1992 года этот фильм был даже показан на экранах уже в России. Сложно сказать, кого весной 1992 года интересовал фильм о жителях горного аджарского села, страдающих от сходов оползня. Причем это касается как жителей остальных постсоветских стран, так и самой Грузии. Фильм вышел в крайне неподходящий для этого момент. Но рискну предположить, что если его переводили на русский язык, то и он может храниться в архивах Госфильмофонда. Но когда его оттуда извлекут для оцифровки и загрузки в интернет, да и извлекут ли вообще - большой вопрос.

А ю лаки мен! ты живешь наверху, чисти вилкой!, 5БВ, КБД, Турция, почитать принес, какие корабли?, чай "Липтон"-греческая смоковница, ЗС, потребляди атакуе

Previous post Next post
Up