Цикл публикаций о Георгии Дзоценидзе в рамках проекта "Илитка" продолжается. В
прошлой части было рассказано о первых годах Дзоценидзе на должности зампреда ПВС СССР в 1960-1964 годах, а теперь пойдет речь о научной и политической деятельности нашего героя во второй половине 1960-х.
Дзоценидзе продолжал активно заниматься наукой - порой может показаться, что политику он отодвигал на задний план. В начале 1965 года он поехал в Ереван на сессию совета по комплексному изучению Кавказа, где читал доклад об изучении вулканизма в регионе.
Как я уже упомянул, смещение Хрущева Дзоценидзе пережил без проблем. И не только потому, что работал под руководством Брежнева. В ГССР у него тоже все было в порядке. Вот фотография 1963 года из Ликани, где Дзоценидзе проводил отпуск вместе с семьей Василия Мжаванадзе. Одним словом, угроз для его карьеры не было ни в Москве, ни тем более в Тбилиси.
К тому времени Георгий Самсонович уже имел внуков. Вот он играет с внучкой Тамарой Леонидзе (по идее на пенсии, так как 1961 года рождения, но может и работать врачом).
С 9 по 17 августа 1965 года СССР посещал турецкий премьер-министр Суат Хайри Ургюплю (находился на посту всего лишь с февраля по октябрь), которого в Кремле принимал именно Дзоценидзе. Помимо Дзоценидзе турецкая делегация провела встречи с Подгорным, Мазуровым, Косыгиным и Громыко.
Помимо Москвы, Ургюплю посетил также Киев, Симферополь и Сочи. Неизвестно, сопровождал ли его во время поездки Георгий Самсонович, но в Симферополе турецкий премьер встретися с Брежневым (видимо, он отдыхал в Ялте на тот момент).
После турецких гостей Дзоценидзе поехал уже по научным делам в соседнюю с ней страну.
Он принимал участие в VII конгрессе Карпато-Балканской геологической ассоциации, который проходил в Софии и Варне в сентябре 1965 года.
Но фотографий официального типа из той поездки было очень мало. Конечно, участники конгресса посещали разилчные памятники в Болгарии и возлагали к ним цветы.
Без этого в те времена ни одна поездка советского номенклатурщика или крупного академика не обходилась.
Были и встречи с болгарскими пионерками, которые выносили гостям хлеб-соль.
И даже более горячительные напитки, Георгий Самсонович не даст соврать.
После чего его оформили в пионеры, что было тоже общепринятым явлением в соцлагере.
После чего участники геологического конгресса пошли осматривать храм, который исполнял в те годы функции краевечдеского музея и картинной галереи одновременно.
Скульптура мужчины в правом углу фотографии вообще как живая и выглядит так, будто посетители очень мешают ему работать.
Поэтому Дзоценидзе решил не мешать ему и удалился осматривать мортиру.
На этой фотографии Дзоценидзе так держит букет с цветами, что кажется, будто он засунул его в карман штанов.
Программа того геологического конгресса была весьма насыщенной. Гости осматривали поля болгарских колхозов.
Им показывали строящиеся города.
Судя по всему, гостям такие экскурсии нравились куда больше музеев.
Оказывается, болгары в годы социализма тоже увлекались всякими панно.
Дзоценидзе даже показали грузинскую церковь. Вот только работала ли она в годы существования НРБ?
Были даже встречи с представителями болгарского духовенства. Это точно геологический, а не теологический конгресс был?
Озера и водохранилища ГЭС гостям из СССР тоже показывали.
А теперь переходим к транспорту участников конкурса. Оказывается, Дзоценидзе во время поездки в Болгарию обслуживал целый ЗИМ, хотя он туда ехал как геолог.
Причем к ГАЗ-12 полагалась и Волга сопровождения. Видимо, статус зампреда ПВС СССР обязывал.
В какой-то момент ЗИМ вообще был заменен на "Чайку".
Даже будучи в командировке, Дзоценидзе старается следить за новостями из СССР и мира. Вот он покупает газеты в болгарском печатном киоске.
Остановки в пути между Софией и Варной тоже были. Но определить места съемки мне не представляется возможным.
Кофейный перерыв по дороге.
И конечно же, банкет в болгарском ресторане под живую музыку.
Музыку и танцы Болгарии Георгий Самсонович не мог не оценить.
И его можно понять - все же культура народа, находящегося на противоположной строне моря, не может быть сильно чужой. Особенно если ты родом из западной Грузии.
Банкет подошел к концу, самое время для научных дискуссий с болгарскими коллегами.
Возле Варны Дзоценидзе посещает марганцевое месторождение Оброчиште, которое считалось самым крупным из имеющихся в странах соцлагеря.
Дзоценидзе в порту Варны. Интересно, в СССР он морем возвращался или все же самолетом?
Надо заметить, что в семье Дзоценидзе путешествовал не только он. Его жена Дареджан Миндели примерно в это же время посещала Бельгию.
Скорее всего, она ездила на какой-то съезд биологов. Тем более что супруге зампреда ПВС СССР никто не запретит выехать из страны в такую поездку.
Скорее всего, данный съезд проходил в Брюсселе. В пользу этой версии говорит центральная площадь бельгийской столицы.
И солдат из королевской гвардии.
Хотя Миндели еще была и в Париже, о чем свидетельствует фотография с площади Согласия.
А в Москве все шло своим чередом. В 1966 году Дзоценидзе баллотируется в ВС СССР как кандидат от Самтредии.
Вот и сам новоиспеченный депутат с будущим председателем ВС ГССР в 1971-1990 годах Ираклием Абашидзе и зампредом ВС УССР Сидором Ковпаком.
В том же 1966 году Дзоценидзе избирают председателем Кавказско-Крымско-Карпатского регионального петрографического совета. Отпуск он проводил в Кисловодске, а одним из номенклатурных соседей был профессор теоретической механики и одновременно председатель ПВС Армянской ССР Нагуш Арутюнян.
После отпуска Дзоценидзе отправляется в составе делегации ВС СССР в Эфиопию.
После поездки в Эфиопию Дзоценидзе приехал в Тбилиси на очередное научное мероприятие. Вот он вместе с литературоведом Иосифом Мегрелидзе и тогдашним директором музея искусств Грузии Нодаром Ломоури.
В 1967 году Дзоценидзе баллотируется в ВС ГССР.
Агитационные встречи кандидат проводил в родном ТГУ.
После выборов в ВС ГССР Дзоценидзе принимает в Москве делегацию из Тбилиси во главе с зампредом совмина ГССР Викторией Сирадзе.
Делегация из Тбилиси явно приезжала к завершению строительства Останкинской телебашни в Москве.
Еще они проводили встречи с руководством Бабушкинского района, хотя Останкинская телебашня находится не в нем.
В том же 1967 году Дзоценидзе посетил Иран и Турцию, где принимал участие в коллоквиуме Международной геологической карты.
После Ирана и Турции была Молдавия, где Дзоценидзе встречался с тамошними виноделами.
После Молдавии он улетает в Канаду на всемирную выставку в Монреале, которая проходила с апреля по октябрь 1967 года. Тогда же Дзоценидзе становится членом географического общества США.
На каком-то плавсредстве вместе с секретарем ПВС СССР Михаилом Георгадзе. Как-никак коллеги и земляки.
В 1968 году Дзоценидзе вместе с другими советскими учеными ездит в Австрию изучать месторождения свинца и цинка, а также читает лекции в университете Леобена.
А летом того же года едет вместе с кремлевским доктором Евгением Чазовым в Кутаиси встречать египетского президента Гамаля Абделя Насера, который приезжал для прохождения курса лечения в Цхалтубо. Об этом
более подробно написано здесь.
Осенью 1968 года Дзоценидзе принимает участие в сборе винограда в Кахетии.
Некоторое время спустя Георгию Самсоновичу становится ясно, что здоровье не бесконечно.
Поэтому конец 1968 и начало 1969 года он проведет в сильно усеченном режиме и преимущественно с семьей, а позже вообще уедет в санаторий совмина СССР в Барвихе. Об этом и пойдет речь в следующей части.