Алексей Иванов: "Ненастье"

May 05, 2015 02:42

Книга вышла в нынешнем году. Не отрываясь на сон, проглотил её примерно за сутки. Буду перечитывать еще раз.

Лучшее, что читал о "лихих девяностых". Тема перехода соц. собственности в частные руки раскрыта более чем полностью. Очень подробно и вдумчиво - о механизме зарождения у разных бывших советских людей, - мыслей, типа: " как жить - хапнуть и бежать или выстроить империю и жить чужим трудом?"

О "механизме справедливости".
Помню, в 90 - 91 годах большинство знакомых думали примерно так: "пусть политики делают, что хотят, и нам дадут делать, что мы хотим, лишь бы не было войны и голода". Вспоминая другие произведения, написанные Ивановым (моим ровесником), прихожу к выводу, что хоть он и воспитывался под влиянем этих же взгядов, но оценивает ситуацию сверху, беря в рассчет, но не исповедуя эту точку зрения. Государство, где политика и идеология зависят от ворья и хапуг уже во втором-третьем поколении, - несправедливо по своей сути. Ведь если отключить вообще любое стимулирование общественного сознания, оставив только императив выживания, то на выходе получится нечто людоедское, "умри ты сегодня". "Слезинка ребенка" не вызывает уже никаких чувств, кроме эстетических. Нам, молодым, помню, учителя, старшие товарищи, родители прививали такой взгляд на жизнь очень простыми и доходчивыми словами: "учись хорошо, работай хорошо - и станешь миллионером / космонавтом". Хорошо работать - в значении 90-х годов - это суметь правильно своровать или подсидеть начальника. Лично у меня вырисовывается пораженческая позиция писателя: для улучшения жизни в России сделать уже ничего нельзя, не с этими людьми.
[должны все передОхнуть]



Рекомендую использовать в ВУЗах для изучения истории России, начиная с 1991 года примерно. Можно и в школах, но на книге, наверняка, стоит гриф "+18". Кстати, герои матерятся вполне правильно, без литературщины. То же можно отнести и к диалогам вообще, - в текст виртуозно вплетена низкая лексика. Поначалу напрягает (условно, кажется, что не бывает бомжей, говорящих, как школьные учителя литературы), но потом вспоминаешь лисью мордочку актёра Хабенского из "Географа", и всё встаёт на места )))

Например вот такая семантико-этимологическая виньетка:

Поодаль Ромча [его возраст - около 30 лет, диалог происходит в конце нулевых - 9997999] помогал Даше раскладывать по решётке над углями толстые розово‑серые ломти свежей рыбы и ворчал, поглядывая на Германа:
        - Ты посмотри на него, он же ничего не понимает из того, что Марк ему талдычит. Обрубок девяностых. Ветеран бессмысленной войны, неудачник бандитской эпохи. Ничего не добился. Лузер. Быдло провинциальное.
        - Он не быдло, - как бы невзначай возразила Даша.
        - Я говорю «быдло» не в смысле упырь, ублюдок, уголовник. Я говорю в культурном смысле, - с холодным презрением пояснил Ромча. - Быдло - это тот, кто слушает шансон, ест чипсы, читает желтяк, смотрит футбол, носит спортивные штаны и гоняется за дисконтом.
        Даша делала вид, что терпеливо пережидает, но слушала внимательно.
        - Девяностые вообще были временем быдлячества, - тихо кипел Рома. - Ведь ценности и стиль тогда были не блатные, не тюремные, а быдляческие. Быдлячество в политике, в общественной жизни, в бизнесе, в искусстве, в личных отношениях. Зачем тебе нужен этот утиль истории?

Про женщин - после гениального "Блудо и мудо", вроде, ничего нового.

А, еще в книге есть роскошная панорама стычки советского транспортного конвоя с афганскими моджахедами. Сочно сделано.

справедливость, литература, общество, СССР, собственность, правда, Россия

Previous post Next post
Up