О нынешнем мировом «финансовом» кризисе -

Nov 13, 2008 23:38


с точки зрения справедливости
или
моя критика австрийской школы

Низкий поклон либералам за то, что главенствующую сейчас в мире монетарную систему они назвали просто - австрийской школой (http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0&oldid=11787849). Они действительно заслужили эту благодарность: такое название оставляет возможность для существования в мире других учений об экономике…

Экономика в глобальном смысле - это инструмент установления справедливости, хотя бы и не всеобщей.
Справедливо ли то, что сейчас на каждом шагу нам предлагают «вкладывать деньги»? Даже в СССР, вспомним, был лозунг: «Храните деньги в сберегательных кассах!». А справедливо ли, вообще, - «вкладывать деньги»? Справедливо, когда речь идет о государстве, вкладывающем деньги в образование своих граждан. Справедливо, когда человек вкладывает деньги в себя, заботясь о собственном здоровье. Справедливо, когда владелец бизнеса развивает собственное предприятие, качественно улучшая продукцию или механизируя, автоматизируя труд работников.

Но есть ли справедливость, например, в сокращении рабочих мест из-за невозможности взять в банке деньги на зарплату по причине узаконенных махинаций?

Слово «финансовый», применительно к нынешнему мировому кризису, взято мною в кавычки не случайно. Как известно всем экономически грамотным людям, банки нашли очень хороший способ зарабатывать. Мало того, что они всем желающим «вложить деньги» выплачивают за это проценты, банкиры умудрились сесть на голову даже тем, кто не желает пускать свои средства в рост. Вдумайтесь: те, кто поставлен всего лишь хранить деньги хозяйствующих субъектов, решили, что они могут хозяйствовать более эффективно, чем эти самые субъекты! Получилось же у них то, что всегда получается в случае, когда растут проценты на вклады: обычным образом построенная финансовая пирамида готова рухнуть, будучи сломленной своей собственной тяжестью…

Предположим, что сейчас эти строки читает человек, мечтающий пересесть с опостылевшего «жигуля» на приличную иномарку. Для владельца чуда российского автопрома - вполне справедливое желание. Автомобиль зарубежного производства должен стать ему бонусом за страдания… На покупку своей мечты этот человек собирается копить деньги. Но в чем их хранить, если он не доверяет, например, ни рублю, ни банкам?

Если Вы дочитали до этого места, то Вам, я надеюсь, интересно узнать, что самое простое для нашего мечтателя - подумать: «А все ли возможное он сделал для того, чтобы его образование, самочувствие и настроение были максимально хорошими?». Чтобы не кормить банкиров и чужую валюту ему надо будет, скорее всего, сменить работу на такую, на которой он сможет заработать на покупку вожделенного авто за короткое время… За такое время, чтобы адепты австрийской школы не успели в очередной раз как-нибудь нагадить на его мечту о комфортной и безопасной езде… Варианты занятий, которые могут дать такой доход, я перечислю ниже.

Есть тест и чуть посложнее. Пусть наш автолюбитель задумается о том, что иномарка - это значит: «сделано за границей», если даже она и собрана у нас. А мы, русские, достойны тех автомобилей, которые производятся в России… Но это - уже тема другая, не менее интересная, чем нынешний кризис…

Что можно посоветовать тем, кто желает внезапно разбогатеть, «вложив деньги»? Если у Вас в порядке зубы, у Вас достаточно времени на утренние пробежки и походы в бассейн 3 раза в неделю, Вы уже объехали весть свет, Ваши дети учатся в престижном ВУЗе и Вас более ничего, кроме роста Ваших капиталов не интересует, - тогда вкладывайтесь не в банк, а в производство товаров и услуг. Здесь, при наличии заинтересованных бухгалтера и юриста Вашим деньгам не грозят «финансовые» кризисы. Для обеспечения сохранности вложений - делайте это за пределами нашей богоспасаемой. Новым лозунгом на постсоветской территории должен стать такой: «Вкладывайте деньги в Вашего преподавателя иностранного языка!!!».

Возможно, здесь найдутся и такие, кто уже трудится на нелегком поприще производства материальных благ: имеет (в хорошем смысле) бухгалтера и юриста, платит своим сотрудникам зарплату, но дело ведет, вопреки моим советам, в России. Им я посоветую хотя бы посмотреть за границу, например, в Японию. Население у них - как России, а живут на крохотной территории, - покупают мусор у соседей, чтобы увеличивать площадь островов с помощью отходов... Но ведь как живут! Лучшая техника массового производства - японская, лучшее здравоохранение - японское (заметьте: не лечение болезней, а охрана здоровья - только здоровый проживет столько, сколько средний японец!). Не говоря уже о мультиках... А все почему?

Проблемы, возникшие в мире по вине «австрийских школьников» таят в себе еще одну огромную несправедливость. Для того, чтобы растить свою пирамиду им уже недостаточно просто рекламировать услугу по начислению процентов на вклады. Пирамида эта так устроена, что для ее поддержания (читай - для поддержания нынешней экономической системы вообще) требуется прогрессивно увеличивать сумму вкладов. Для того, чтобы деньги поступали бесперебойно, на ниве идеологии было изобретено вот что.

Кто герой? Тот, о ком на каждом углу кричат: «Вот - герой, образец для подражания!». А кто у нас образец для подражания? Конечно, не скромный трудяга, работающий в сфере производства, влачащий сквозь серые будни свою непривлекательную и неинтересную жизнь. И даже не менеджер этого самого производства. Герои - это богема, те, кто только пользуется произведенными благами.

Я обещал дать варианты занятий, приносящих высокий доход, помните? Это - артист, ди-джей, успешный писатель или фотограф, блоггер, в конце концов… Есть выбор и для людей менее интеллектуально загруженных: вор, бандит, банкир, менеджер в офисе… Как Вам компашка? Мне - не очень…

Вернемся к нашим японцам. Им некогда думать о том, кого для общей пользы лучше хулить, а кого возносить, они просто, без использования «серых схем» наращивают производительность труда. «Врожденная» скромность и трудолюбие, о которых может поведать тот, кто с ними общался, - это результат всего лишь гигантской плотности населения и правильной пропаганды, а не особой «ментальности».

В связи с этим вспоминается роман Кобо Абэ «Женщина в песках». Основная линия сюжета, вкратце, такова. На побережье одного из японских островов с жарким, засушливым климатом существуют деревни, которые ветер постепенно засыпает песком. Жители этих деревень вынуждены рыть в песке глубокие воронки, в центр которых помещают своих же сограждан, обязывая их работать только за воду и еду: наполнять этим прибывающим (всегда сухим) песком мешки, а потом по очереди привязывать их к веревке, передаваемой сверху. Живут такие копальщики в шалашах, стоящих в центре воронки. Свободные от такой повинности жители - обязаны обеспечивать этих копальщиков водой и едой, а так же вытягивать мешки с песком и выносить за пределы деревни… Главный герой попадает в одну из таких ям и знакомится с женщиной, которая там живет и работает…

К.Абэ - писатель, хоть и японский. Поэтому для него жизнь этой женщины, - это рабский труд. Хотя он и объясняет, что от ее работы зависят судьбы и жизни ее односельчан…

Думаю, что нам всем пора уже задуматься примерно о том же самом, о чем писал этот японец в 1962 году…

Знаете мой любимый анекдот про русских?

Ученые проводят эксперименты. Посадили в клетку обезьяну, в центр потолка подвесили связку бананов. Не кормят ее и не поят, - смотрят, что получится. Через какое-то время обезьяна вычислила, как отвлечь внимание уборщицы, выхватила у нее швабру (ячейки в клетке довольно крупные), и сбила лакомство с помощью инструмента. Далее. Ученые вытаскивают обезьяну и сажают в эту же клетку алкоголика слесаря дядю Васю. А к потолку подвешивают бутылку водки. У слесаря похмелье. Он плачет, глядя на недоступный напиток. Затем он подходит к прутьям решетки, берется за них и начинает изо всех сил трясти. Ученые боятся, что эксперимент завершится летальным исходом, да и просто по-человечьи - ведь жаль мужика! Они подходят к нему и говорят: «Василий, хватит трясти клетку, лучше подумайте, как Вам достать бутылку». Василий, продолжая трясти клетку, орет: «Да что тут думать, работать надо!».

Это на случай, если Вы вдруг соберетесь обвинить меня в том, что я призываю всех поборников справедливости срочно записываться в рабство. Еще факт: японцы, кроме стояния за конвейером на буднях, еще и думают по субботам! Серьезно: приходят в выходной с утра на работу, берут бумагу и карандаши, - и думают на тему, - как еще можно улучшить дела на родном предприятии… Решения принимают менеджеры, а рабочие - думают.

Итак, свет в конце тоннеля «австрийской» экономики еще возможен, но при соблюдении двух условий.

1. Смена ориентиров в обществе. Ибо - что такое пропаганда образа жизни, при котором бездельники сидят на шее у работяг, как не новое рабство?

2. Смена ориентиров на производстве. Если Вы - владелец предприятия с постоянно растущей производительностью труда (исчисляемой, естественно, в штуках при определенном качестве, а не в денежном выражении, как норовят считать «австрияки»), то можете не боятся, что у Вас не останется средств в обороте, а значит и Вы, и Ваши подчиненные всегда могут рассчитывать на справедливое вознаграждение за свой труд.

производительность, свое, экономика, кризисы

Previous post Next post
Up