Первое, о чём думаешь, когда уточняешь местонахождение завода "Москабельмет", куда придётся ехать уже буквально завтра - это то, как такое предприятие выживает практически в центре Москвы. Почему не снесено до сих пор, а площадь не застроена элитными домами и офисными комплексами, неужели производство современной кабельной продукции настолько востребовано? Второй важный вопрос возникает уже после того, когда попадаешь на предприятие и общаешься с директором: "Простите, а вы точно директор крупного промпредприятия?" )))))
Но всё так: большое предприятие в центре Москвы и молодой современный директор в рубашке навыпуск и "свежей" модели Paul&Shark. Само предприятие, кстати, мягко говоря, не молодо: на сегодня это старейший завод в России (основан в 1878 году), выпускающий кабельную продукцию. В основном - для крупных промышленных объектов. В числе клиентов - Минобороны, разнообразный нефтегаз, атомщики так далее. А, да - ещё Московский метрополитен. Всего 50 000 наименований, общий объём выпуска - 40 000 километров кабелей в год. Для справки: это примерно равно окружности Земли по экватору. Завод примерно пятый по объёму производства кабельной продукции в России. И да, глядя на список заказчиков понимаешь, что он может позволить себе находиться в центре Москвы ))
Зачем мы здесь? Мы здесь хотим посмотреть на ту самую "алюминиевую проводку", возвращение которой в современное жилищное строительство непременно приведёт к многочисленным ужасающим пожарам и прочим ЧП. Потому что "раньше применяли, но потом она показала себя неэффективной, квартиры начали гореть и её запретили, а теперь нужно любыми способами увеличивать потребление алюминия, вот строителей и заставляют". Ну, так пишут в интернете.
Что в этом правда? Правда в том, что раньше применяли, а потом запретили. На этом всё. Остаётся масса нюансов, но кому они нужны, если можно быстро хайпануть на теме? Давайте всё-таки уточним некоторые.
Первое: применяли чистый алюминий, со всеми его проблемами. И именно эти кабели не выдержали современных требований, поэтому (отчасти) попали под запрет. Сейчас же речь идёт об использовании современных сплавов, изготовленных с добавлением железа, которое укрепляет кристаллическую решётку и повышает прочность и пластичность материала.
Кстати, работа над кабелями их таких сплавов была начата ещё в начале "две тысячи десятых", а не тогда, когда компания РУСАЛ (для помощи которой они якобы и возвращаются в строительство) попала под санкции. Потому что разработка, испытания и сертификация такой продукции - это сроки от пяти лет.
О том, что алюминиевые кабели запретили "из-за пожаров". Во-первых, под запрет они попали только в жилищном строительстве, а все высоковольтные провода ЛЭП или даже провода от и к трансформаторным будкам - до сих пор алюминиевые. И там количество пожаров - не возросло. Что приводит нас к настоящей причине таких ЧП: "старые" кабели попали они под запрет во многом ещё и потому, что со временем на этом рынке стало присутствовать чудовищное количество пиратской продукции. Ради удешевления которой нарушались нормы производства, а строители не всегда имели возможность это проверить. То есть "гореть" мог даже не сам старый вид кабеля, а подделка под него. Подделывать же кабели из современного сплава бессмысленно экономически: даже более толстый в сечении капель из алюминиевого сплава гораздо дешевле медного.
В западных странах продукция из таких сплавов используется вовсю: её доля жилищном строительстве составляет от 10% до 50% в зависимости от конкретной страны. Например, в США и Китае - от 30% и выше. Примерно такие планы сейчас у производителей и в России. Застройщики уже начали применять новые кабели и говорят об их преимуществах. По словам директора "Москабельмета" (того самого) Павла Морякова, основное распространение новой проводки начнётся с 2019-2020 годов, в основном с Москвы: "Прогнозируем, что к 2020 году соотношение меди и алюминия во внутридомовой проводке будет 80 к 20 и с дальнейшим приростом в пользу алюминия 10-20% в год. В перспективе на меди останутся только дома бизнес-класса, где на экономию особого внимания не обращают, а "эконом" и "комфорт", занимающие 80-90% рынка, перейдут на алюминий".
И это не потому, что санкции. А потому, что технологии.
За фото всяческие благодарности моему коллеге по поездке -
feelek.