Мой друг художник и поэт (с) - интеллектуал, энциклопедист, прекрасный публичный спорщик и просто хороший человек, очень увлечен проблемами религиозного, можно сказать, сакрального смысла хронологии. К сожалению, суровая действительность заставляет его писать и редактировать совсем иные тексты, поэтому размещаю материал в нашем блоге.
________________________________________________________________________________________
На протяжении веков вопрос о времени был неразрывно связан с вопросом о власти. Календари - вне зависимости от того, замечаем мы этот факт или нет, - несут в себе ту или иную политическую идею. Календарь Константина Великого не исключение. В известном смысле его культурно-политический код, отраженный в сочетании «сакрального» и «политического» времени, содержит в себе основы теории «симфонии властей», выдвинутой два века спустя св. императором Юстинианом. Напомним, её суть в том, что человечеству передано два величайших дара: священство и царство. «Первое заботится об угождении Богу, второе - о прочих предметах человеческих. Когда и Церковь во всех своих частях благоустроена, и государственное управление направляет жизнь народа к истинному благу, то возникает добрый и благотворный союз (симфония)», - писал Юстиниан.
В дальнейшем теория «симфонии властей» стала официальной доктриной Римской (Константинопольской) империи. Для нас же особенно важен тот факт, что предпосылки ее возникновения заложены именно св. Константином Великим, провозгласившим себя «внешним епископом» Церкви и взявшим на себя политическую ответственность за сохранение церковного единства и создание наилучших возможностей для проповеди Евангелия. Во времена Константина Великого «симфония властей» была не юридической конструкцией, в соответствии с которой церковные каноны имеют в государстве статус светских законов и подкрепляются государственной санкцией (такое положение дел возникло при Юстиниане), но живой идей, духовным императивом, определявшим государственную политику. И именно во время правления Константина сама идея «симфонии», ещё не будучи сформулированной во всех деталях, воплощалась в жизнь наиболее эффективно. Не посягая на свободу Церкви и не пытаясь подчинить её своей власти, Константин Великий обеспечил теснейшее сотрудничество духовных и светских властей.
Как показал опыт последующих веков, именно такие отношения Церкви с христианским государством создают важнейшую предпосылку её полноценной сакраментальной жизни и пастырской деятельности. Трагедия Восточной (несторианской) церкви, почти полностью уничтоженной ордами Тимура, а также ряда других сообществ (например, монофизитской церкви Нубии) служит для этой идеи лучшим доказательством от противного. На фоне этих исторических трагедий крайне наивными выглядят отсылки к «первоначальному христианству», приводимые со времен Реформации. Очевидно, что только в симфонии с государством, правитель которого выполняет, подобно Константину Великому, функции епископа внешних дел, Церковь обретает наилучшие возможности для исполнения своей миссии. Протоиерей Валентин Асмус, отвечая на вопрос «какие условия были бы благоприятны для вхождения в Церковь многих людей, большинства, максимально возможного числа?», обращает внимание на тот факт, что Церковь становится всенародной там, где в нее входит самодержавный монарх.
Через несколько лет после смерти св. Константина Великого была рассчитана начальная точка - эра, от которой вёлся отсчёт дней, месяцев и лет христианского календаря. Методика расчёта основывалось на представлении, согласно которому все три цикла - солнечный (с периодом в 28 лет), лунный (с периодом в 19 лет) и индиктион (период в 15 лет) начинались в одно и тоже время.
В окончательном виде эра сложилась в 353 году. Правда, на тот момент системы летоисчисления «от Рождества Христова» еще не существовало, речь шла о 1106-м годе от основания Рима, который также был девятым годом в 28-летнем солнечном цикле, девятым годом в лунном 19-летнем цикле и, наконец, одиннадцатым годом в 15-летнем цикле индиктионов. Перед составителями новой системы летоисчисления стояла задача - найти в прошедших веках тот исторический момент, на который приходится начало всех трёх циклов одновременно. Искомая дата пришлась на сентябрь 5509 года до Р.Х. Удивительным образом она почти точно совпала с вычисленным на основе библейских текстов «возрастом мира», начало которого было отнесено примерно к 5500 году до Р.Х.
Отметим, что некоторое время спустя в римской христианской ойкумене появились и другие разновидности «эры от сотворения мира», самая известная из которых начиналась 1 марта 5508 года до Р.Х. Считалось, что она лучше согласована с библейскими данными, поскольку её начало приходилось на пятницу - пятый день недели, в который был сотворён человек. Между тем «сентябрьская эра» с эпохой от 1 сентября 5509 года, начинающаяся в субботу, также имеет теологическое обоснование. Напомним, что суббота - это день «покоя», начинающегося в тот момент, когда творение завершено. В символическом смысле её допустимо интерпретировать как начало периода (и также как сам этот период целиком), когда описанный в первой главе Книги «Бытие» цикл творения полностью закончен и потомки Адама предоставлены своей свободной воле.
Это начало «автономной» человеческой истории, в котором даже Сам Бог спасает мир, становясь Богочеловеком.
Это та точка на шкале времени, когда человек по своим физическим, психологическим и интеллектуальным характеристикам стал таким, каков он и сейчас, и началась его фиксированная в письменных документах история. Кстати, именно на этот период (шестое тысячелетие до Р.Х.) приходится изобретение письменности.
Для того чтобы как-то отличать эти эры друг от друга, академические историки назвали «сентябрьскую» эру «византийской», а «мартовскую» - «константинопольской». После принятия христианства «мартовская» эра получила большое распространение на Руси, использовалась наравне с сентябрьской и уже в советской литературе получила наименование «древнерусской». Окончательный выбор в пользу «сентябрьской эры» был сделан в 1492 году, и несмотря на то, что в 1700 году Петр Первый ввел чисто светский календарь, где новый год приходится на 1 января, церковное новолетие по-прежнему выпадает на 1 (14 по новому стилю) сентября. При этом каждый церковный новый год отсчитывается по эре «от сотворения мира», начавшейся в 5509 году до Р.Х. (вопреки расхожим представлениям, такая практика сохраняется сегодня не только у старообрядцев, но и в Русской Православной Церкви Московского Патриархата).