Есть такой фильм, "
200-летний человек". По идее, добрый, но очень раздражающий меня.
Сюжет фильма - о роботе, который захотел стать "обычным человеком" и стал им. В электрических его мозгах был блок, ответственный за эмоции, поэтому базовые человеческие реакции ему были вполне близки. Но его попытки стать человеком натыкались постоянно на то, что он слишком совершенен. Люди впрямую говорят ему: ты слишком совершенен; если хочешь стать, как мы, научись делать ошибки (именно человеческие ошибки), научись быть несовершенным, слабым и находить в этом удовольствие. При этом робот с самого начала обладает выраженной и активно применяемой способностью к творчеству, до всяких привнесённых несовершенств, так что аргумент о специальных душевных качествах, получаемых в обмен, не кажется убедительным.
Раздражает именно восприятие человеками (и героями, и авторами) себя как идеала, к которому все должны автоматически стремиться. А если кто лучше, тот пусть ухудшится. Никакой мотивации в стремлении робота стать человеком тоже не прорисовано. Мол, а кем же ещё? К чему ещё может стремиться разумное существо? Такой первобытный нарциссизм, который не видит тут ни малейшего противоречия с призывом "стать несовершенней".
Вот это въевшееся в сознание, гипнотизирующее и не сомневающееся "будь как мы", отвратительно.
Спилберг в своем "
A.I." посмотрел на ту же проблему с непривычной для Голливуда честностью и получил антиутопию. Со времён написания соответствующих работ С. Лема и Ф. Дика прошло всего-то четверть века .
Между тем, в отечественном кино есть фильм, прямо симметричный "200-летнему человеку", а именно "Курочка-ряба". Его герой - мужик, решивший по новым временам стать фермером, и преуспевший в этом, заведший неплохое хозяйство, влюблён в колхозницу, нищую и пьющую, как все окружающие колхозники. Ни колхозники, ни возлюбленная не принимают фермера, старающегося наладить с ними отношения: "не по-нашему живёт", слишком успешен. В отчаяньи фермер ломает себя, ломает и сжигает всё своё сельское хозяйство, поит всю деревню водкой, и вот такого, "как все", возлюбленная алкоголичка его приемлет.
Вот такое кино.