О пролетаризации сферы услуг

Nov 12, 2020 09:19

К какому классу с политэкономической точки зрения относится офисная уборщица?
С одной стороны, она нанята по трудовому договору и получает зарплату, как и любой производственный рабочий.
Но с другой стороны, ее отношения с работодателем - не отношения производства/присвоения прибавочной стоимости, а купля-продажа услуги. Работодатель сам является конечным потребителем ее услуги, а стоимость этой услуги равна зарплате уборщицы.
Еще нагляднее это заметно, если заключается не трудовой договор, а гражданский на оказание услуг: определяется объем услуги, цена услуги, а своим рабочим временем нанятая уборщица в этом случае распоряжается сама.
А если договор на уборку заключен не с уборщицей, а с клининговой компанией? Хозяин компании получает деньги за услуги, нанимает уборщиц и платит им зарплату, а разницу между доходом и зарплатой кладет в карман (за минусом прочих затрат). Это и есть присвоение прибавочной стоимости капиталистом, и уборщица в этом случае превращается в пролетария.

Очевидно, что появление множества разных агентств по оказанию услуг, клининговых компаний, компаний-операторов такси, означает такую же пролетаризацию сферы услуг, которую раньше уже прошли производственная сфера, в которой независимые ремесленники и кустари были вытеснены крупными предприятиями с наемными пролетариями; и в сельском хозяйстве, где крестьяне-единоличники и мелкие фермеры вытеснены крупными агрохолдингами с наемными пролетариями.
Класс мелких трудящихся буржуев в капиталистическом обществе неизбежно расслаивается на пролетарское большинство и меньшинство капиталистов.

капитализм

Previous post Next post
Up