История села Погост и его обитателей

Jan 25, 2024 22:47





Вид на село Погост с фарватера Оки у устья реки Гусь. В центре на горизонте - колокольня и купола церквей Храмового комплекса.

Обычно название села Погост связывают с расположенным в нём Храмовым комплексом. Однако ещё в дохристианское время в средневековом Великом Новгороде погостами называли места остановки князя и его дружины во время сбора податей, своего рода постоялые дворы (от слов погостить, гостить). Гораздо позже погостами стали называть места проведения ярмарок. Похоже, что именно с этим толкованием слова погост связано название села. Вероятнее, что сначала Бог, создавая село, обустроил удобное место для торговли, потом сюда  пришли люди и во славу Его построили храмы. А не наоборот.



Село Погост расположено на Оке рядом с устьем реки Гусь. В этом месте пойма этих  рек весьма обширна, в связи с чем Погост находится примерно в нескольких сотнях метров от Оки.  Таким образом, с одной стороны, около погоста, имеются обширные луга, а с другой - спуск к Оке с её крутого левого берега пологий. Именно эти особенности местности сделали её удобной для проведения ярмарок, на которых торговали скотом, лесом, зерном и осуществляли перевалку грузов с барж на гужевой транспорт. На пойме можно было держать скот и складировать крупногабаритный груз перед перевалкой его на баржи или телеги, а пологий спуск к реке облегчал подъём гужевого транспорта. Уже в XVII веке Гусевский Погост был настолько важным торговым селом (погостом), что конфликт между жителями села и касимовским царевичем Сеид-Бурханом (1624-1679) на почве конкуренции ярмарки в Погосте и касимовского торга, был вынужден разрешать царь Алексей Михайлович (Тишайший) (1629-1676).

В челобитной от 16 апреля 1643 года царевич жалуется царю, что рядом с Касимовым «завели тутошние уездные люди Касимовскаго и Володимерскаго торг самовольством и торгуют по воскресеньям беспошлинно», в результате чего резко уменьшились доходы с «официального» касимовского торга. Особенно негодовал царевич по поводу продажи в Погосте алкоголя. В результате царь принял решение о запрете торга в селе.

Однако торг в Гусевском Погосте не прекратился - Погостинский торг долгое время был гораздо удобнее касимовского не столько из-за менее жесткого контроля  властями, сколько вследствие более выгодного географического положения. Для приезжих  владимирских и рязанских купцов местные жители организовали постоялые дворы и прочие удобства. Ввиду того, что лишь навигация на Оке продолжалась лишь полгода, многие жители Погоста занимались отхожим промыслом - владея различными ремеслами (сапожным, столярным, плотницким) уезжали на заработки в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и другие города.

Новый импульс торговли в Погосте дало строительство в 6-ти км от него железоделательного  завода в Гусь-Хрустальном. С одной стороны это давало работу жителям села на строительстве завода, а потом и на самом заводе. С другой стороны -  работа завода в Гусь-Хрустальном способствовала развитию села как логистического узла.

Завод в Гусь-Железном братья Баташевы - Андрей и Иван -  начали строить в 1756 году. На заводе в Гусь-Железном был разработан уникальный полный цикл производства стволов артиллерийских орудий. На заводе была впервые применена опрокидывающаяся печь и технологию прокатывания с помощью воды, поступающей на завод из громадного водохранилища, образованного на реке Гусь благодаря возведению плотины, которая в докладе Московского географического общества за 1903 год оценивалась так: «Равной ей по оригинальности устройства и ценности трудно найти во всей России». Именно благодаря лучшему в Европе чугуну, производимому в Гусь-Железном и на других баташевских заводах, пушки и ядра, отливаемые на их заводах, помогали одерживать России военные победы. Поэтому 1783 году Екатерина II подписала Указ о восстановлении братьев А.Р. Баташёва и И.Р.Баташёва во дворянство, утраченном в XVII веке.

Основная заслуга в создании чугунолитейного производства братьев Баташевых принадлежала А.Р.Баташеву, который был человеком замечательного ума и непреклонной воли. Именно на его могучих плечах лежал тогдашний военно-промышленный комплекс России. Но в деятельности А.Р.Баташева были примечательные ньюансы.

А.Баташев был вхож к сильным мира сего и даже задружился с Светлейшим князем Г.А.Потёмкиным-Таврическим, чем он пользовался в борьбе за государственные заказы, устанавливая коррупционные связи с чиновниками. При этом А.Баташёв предал православную старообрядческую общину, к которой принадлежала его семья, стал масоном. На своих заводах жестоко расправлялся со всеми, кто осмеливался ему перечить (слугами, рабочими, конкурентами) для чего создал банду головорезов, промышлявших в том числе и грабежами купцов. Именно поэтому он получил прозвище «рязанский Дракула». Когда в 1783 году Иван Баташев отделился и «забрал» свою часть имущества и Андрей Родионович покинул Выксу (Нижегородская область), люди выдохнули. При этом завод и имение в Гусь-Железный перешли в полное владение А.Р.Баташёву. Со всеми последствиями для жителей Гусе-Железного и окружающих сел и деревень, для купцов, пользовавшихся торгом в Гусевском Погосте.



Герб Баташевых, утвержденный в 1765 году. Единорог - старинное русское гладкоствольное артиллерийское орудие, занимавшие промежуточное положение между пушками и гаубицами.

А.Б.Баташёв был антиподом русскому православному купечеству, опирался на коррумпированных чиновников, был склонным к безмерной роскоши, умным и жестоким олигархом. Его крёстные дети,  в 1990-х - 2010-х годах рвавшиеся во власть, поставили ему памятник в Выксе (2002 г., автор народный художник России скульптор В.М. Клыков) и Гусь-Железном (2008 г.).

Жизнь братьев Андрея и Ивана Баташёвых легла в основу сюжета романов П.И.Мельникова-Печерского «На горах» и Е.А.Салиас-де-Турнемира «Владимирские мономахи». Полагают, что А.С.Пушкин в качестве прообраза героев повести "Дубровский" использовал А.Р.Баташёва, черты которого явно просматриваются одновременно в образе Дубровского и его антагониста Троекурова.

Главной на Погостинском торге была ежегодная Преображенская ярмарка, проводившаяся во второй половине августа. Постепенно Погостинский торг пришел в упадок. Это было связано как с тем, что навигация по Оке возможна лишь в течении полугода (с конца апреля до середины октября), поэтому население Погоста, связанное с транзитной торговлей, было вынуждено заниматься и другими видами деятельности. Земля в этих краях особым плодородием не отличается, поэтому население в своём большинстве начало заниматься плотницким и столярным делом, благо леса в округе было предостаточно.

В XVII - XIX вв. дела в Погосте шли столь хорошо, что миряне по православной традиции собрали достаточно денег на возведение церквей: сначала деревянной Преображенской церкви (XVII век); потом белокаменной Никольской церкви (1771 г.); затем белокаменного собора на месте сгоревшей Преображенской церкви (1734-1777 гг.); уникальной трёхъярусной колокольни (1829 г.).

Таким образом на окраине Погоста сформировался уникальный Храмовый комплекс. Примечательно, что возведение каменных церквей совпадает с началом работы завода в Гусь-Железном, несомненно способствовавшего развитию Погостинского торга.

В конце XIX века в Погосте числилось 1668 жителей и находилось 333 двора. Работали школа, свечной завод, кузницы, торговые и промышленные заведения. Процветал кустарный промысел - сапожный, кузнечный и плотничий.

Несомненно, что значительный рост населения агломерации Касимов - Гусь-Железный - Погост во второй половине XIX века был связан с отменой в 1861 году Крепостного права. Крестьяне, получившие возможность свободного перемещения по стране, но лишенные земли, были вынуждены искать средства к существованию. С середины XIX века до начала XX века население Погоста колебалось от 1300 до 1800 человек, а затем начало сокращаться. Это было связано с тем, что стало сворачиваться производство на  заводе в Гусь-Хрустальном, который с середины XVIII  века был одним из основным  источником доходов Погоста как важнейшего логистического узла в бассейне Оки. В начале  XX  сократились военные заказы на изделия из чугуна, помимо этого в России начали разрабатывать месторождения богатой железной руды, на чугун из низкокачественных руд резко упал. Одновременно стал развиваться железнодорожный транспорт, который в отличие от речного работает круглогодично. Работы всем стало не хватать. Люди из Погоста стали переезжать в Касимов, но и он не мог обеспечить прибывающее население работой, поэтому в близлежащих селах начинает возникать новые производства.

Некоторые дома в Погосте сохранили свой первоначальный вид.



Это здание напоминает провинциальную лавку XIX века.



Похоже, что в этом доме когда-то была контора купца., а может быть строение постоялого двора.

В Погосте, помимо структур, обеспечивающих ярмарки и перевалку грузов, возникают сапожные, кузнечные, столярные и плотничьи мастерские. Конкурентный капитализм набирал обороты! Но не очень эффективно - люди подались в Муром, Рязань, Владимир, Нижний Новгород и Москву. Эти тенденции сохранились и в советское время.

В разделе «Известные люди» статьи в Википедии «Погост (Рязанская область)»  указан только Петр Ильич Шитов. Согласно Википедии П.И.Шитов (1891-1917) - родившийся в крестьянской семье солдат автороты, большевик, участник Октябрьской революции. В дни Февральской революции был избран в Московский совет солдатских депутатов, вел агитацию среди солдат Московского гарнизона, был членом Благуше-Лефортовского райкома РСДРП(б), входил в состав районного Военно-революционного комитета, был членом районного штаба Красной Гвардии, заведовал оружейным арсеналом. Погиб 13 ноября (31 октября по старому стилю) 1917 года при штурме красногвардейцами Московского Кремля.

Однако в рамках повествования о Погосте судьба П.И.Шитова гораздо  интереснее.

Семья П.И.Шитова крестьянской была только по документам. Дед Шитова вероятно был из крестьян, освобожденных Манифестом 1861 года и  переехавших в Погост, но в Погосте никто из Шитовых не занимался  крестьянским трудом. Отцом П.И.Шитова был Илья Дементьевич Шитов мелкий чиновник, работавший на почте, человек грамотный, знавший татарский язык и наречия местных финно-угорских народов, за что был  чрезвычайно уважаем. Мать П.И.Шитова - Матрена Петровна (урожденная Смирнова) была из коренных местных жителей. Его двоюродные братья были лавочниками -  имели в Погосте лавки (один - мясную, другой - бакалейную).



В этом здании, где работал И.Д.Шитов, до сих пор находится почта.



Шитовские лавки обезображены, похоже, что магазин "Мелана" и вовсе новострой на фундаменте старинной лавки.

Семья И.Д.Шитова придерживалась православной традиции, была религиозна, её глава неукоснительно соблюдал все церковные предписания. Все дети (их было семь) и внуки были крещены в православии, дети женились/выходили замуж исключительно по благословению отца.

Формированию мировоззрения П.И.Шитова способствовали два обстоятельства:

  • При перевозке крупной суммы денег И.Д.Шитов был ограблен.  Он знал грабителей, но не указал на них, т.к. поклялся на кресте, что их не сдаст, если те не убьют его. Близкие лишь догадывались, кто был грабителями - два брата, жившие в Погосте неожиданно разбогатели и построили по новому дому. Начались невзгоды семьи. Чтобы глава семейства не сел в тюрьму, семья возместила все потерянные деньги.  И.Д.Шитов перешел на работу суднадзором на окских причалах (встречал пассажирские суда, если было какое происшествие составлял акты), брался за любую работу, подрабатывал шитьём верхней мужской одежды, а старшие дети уже в возрасте 12-13 лет были вынуждены работать. Петр Шитов мальчиком работал в мастерской, где вытачивал катушки для прядильной фабрики, а с 16-ти лет стал плавать на различных судах. 
  • П.Д.Шитов и его братья и сестры рано познакомились с условиями  жизни рабочих, а его мать, помимо работы по дому, пекла и продавала выпечку в Гусь-Железном (6 км от Погоста), была хорошо осведомлена о нравах хозяев. завода. Работящих гусевцев изводило не одно поколение Баташёвых, труд которых оплачивался крайне нестабильно - бывало, что ожидание крайне низкой зарплаты доходило до трёх месяцев. Последней владелицей завода в Гусь-Железном была достойная преемница «рязанского Дракулы» вдова внука А.Баташёва - З.В.Баташёва, женщина самостоятельная, властная и деспотичная, за что получила прозвище «Баташиха».

В 1910-ых годах XX века И.Д.Шитов переехал в Касимов, где уже при Советской власти служил начальником Гидрометеопоста. Старшие дочери И.Д.Шитова получили лишь начальное образование, а сыновья стали достаточно образованными для того, чтобы работать механиками на речных судах. Лишь  младшая дочь И.Д.Шитова, Анастасия, смогла окончить гимназию, после окончания которой работала учительницей. В советское время она окончила Пединститут в Ленинграде. Один из сыновей И.Д.Шитова, Павел, окончил Московское высшее техническое училище, стал кандидатом технических наук, до войны работал во Всесоюзном электротехническом институте (погиб в годы Великой Отечественной войны).

Таким образом по происхождению П.Шитов не подходит под ходячий лубочный образ большевика, созданный отечественными «либералами» и «демократами».

К революционной деятельности П.Шитов приобщился задолго до Февральской революции 1917 года, длительное время находился под надзором жандармерии как неблагонадежный элемент. Семья поддерживала П.Шитова - несмотря на Воцерковленность была настроена против порядков, царивших в стране, и против власть предержащих. Несомненно этому способствовало знание бесправного положения рабочих на баташевском заводе в Гусь-Хрустальном и невзгоды, обрушившиеся на семью после ограбления её главы. Работая на окских пристанях отец способствовал переправе через Оку преследуемых жандармами «неблагонадежных элементов», мать носила на завод в Гусь-Хрустальный, где торговала домашней выпечкой, листовки и нелегальную литературу, привозимую П.Шитовым и братьями, работавшими механиками на речных судах, из Москвы, Нижнего Новгорода и Самары. Сестры распространяли листовки в Касимове и Муроме. Не вызывает сомнения, что вся семья И.Д.Шитова активно поддерживала большевиков под влиянием П.Шитова, благодаря его способностям агитатора и организатора.

Когда началась 1-ая Мировая война, по заданию руководства Партии  П.Шитов - большевистский партийный организатор -  добровольцем пошел в Армию - его старший брат погиб во время Русско-японской войны, поэтому его мать получала от государства приличную пенсию, а её дети - освобождение от призыва на службу. Более того, П.Шитов  работал механиком на муромском Паровозоремонтном заводе, а железнодорожников в Армию не брали. Но в начале 1916 года в Муроме формировали автороту, с комплектацией были трудности и П.Шитова, конспиратора с хорошо налаженной связью, взяли на службу. После укомплектования автороту отправили в Москву как 2-ую (запасную) автомобильную роту Преображенского военного гаража.



На подобном автомобиле выехал П.Шитов на штурм Кремля.

Славу Петру Шитову принесли Октябрьские дни 1917 года. В отличие от Петрограда, переворот в Москве был кровавым. Во время  Октябрьского восстания в Москве П.Шитов был членом Военно-революционного комитета Благуше-Лефортовского района, руководил сбором и подготовкой  оружия для Красногвардейских дружин. Штурм Кремля, в котором засели юнкера, начался 13 октября 1917 года. П.Шитов находился на «броневике» у Ильинских ворот - красногвардейцы должны были не допустить прорыва юнкеров к Курскому вокзалу. Белогвардейский снайпер убил его - разрывная пуля вошла в шею.

В ходе восстания революционные силы потеряли несколько сотен человек, погибших защитников Временного правительства было около 300 человек. Большинство Красногвардейцев-жертв Московского восстания было похоронено 23-24  ноября на Красной площади у Кремлевской стены.  П.И.Шитова, по требованию матери, похоронили на Семеновском кладбище в Москве по православному обычаю в присутствии священника. Так, фактически, на обломках Российской империи началась Великая Гражданская война, которая то утихая, то вновь разгораясь, продолжается до сих пор.

После Октябрьской революции судьба обитателей села Погост и его окрестностей сложилась по-разному. В революционном 1918 году 75-летняя «Баташиха», хозяйка баташевской усадьбы, была расстреляна у стены касимовского кладбища «за активное и пассивное выступление против Советской власти». Лишь в этом проявилась месть местных потомкам «рязанского Дракулы». Хотя утверждается, что до сих пор жители Гусь-Железного и ближайших поселений без содрогания не могут вспомнить имя Андрея Баташёва.



Заседание 4-ого Пленума УкВЛКСМ (1926 г) на баташевской усадьбе в Гусь-Хрустальном. За столом, третий слева - В.Карасёв, племянник П.Шитова.



Владимирская делегация на VII Всесоюзном Съезде ЛКСМ. В первом ряду, второй справа В.Карасёв - племянник П.Шитова.

Население приняло Советскую власть. Даже те, кто наводил жандармов на обыски в доме И.Д.Шитова именно тогда, когда туда доставляли листовки и нелегальную литературу. Большинство селян покинуло Погост. В советское время в Погосте был колхоз и работала мебельная фабрика. Но село  потеряло   былой блеск ярморочного села на границе Рязанской и Владимирской областей. Сейчас население Погоста составляет около 400 человек, в том числе и некоторые из наследников двоюродных братьев П.Шитова.



Храмовый комплекс за околицей Погоста со стороны центра села - таким он был в 1969 году.

Что касается семьи П.Шитова, то все её члены покинули Погост ещё до Октябрьской революции. П.Шитов не был женат (отец не дал благословения на брак), не имел детей.



Г.И.Шитов, младший брат П.И.Шитова (1969 г.)

Все его братья и сестры, большинство их многочисленных детей были горячими сторонниками Советской власти. Например Гаврила Ильич Шитов, младший брат П.Шитова, всю свою жизнь работал механиком на речных судах. До революции, работая старшим механиком на пароходе, перевозил листовки и нелегальную литературу между портами Волги и Оки. Жил и умер в Касимове.  Его сыновья - Сергей и Виктор - были участниками Великой Отечественной войны. После войны Сергей, бывший военный лётчик, руководил аэропортом в Касимове.

Из всех братьев и племяников И.Шитова  профессиональным партработником, причем номенклатуры ЦК ВКП(б), был лишь старший сын его сестры Пелагеи - В.П.Карасёв (секретарь Владимирского губкома ЛКСМ, инструктор Ленинградского обкома ВКП(б), сотрудник Политуправлении Томской и Октябрьской железных дорог), погиб в осажденном Ленинграде. Что касается внучатых племянников и племянниц, не говоря уже о следующем поколении, то по своей политической ориентации большинство из них скорее «либералы» и «демократы», чем большевики-ленинцы. Время неумолимо...



Памятный знак П.Шитову на Шитовской набережной Черкизовского пруда.

В первые годы после Октябрьского переворота в Москве сохранялась память о Петре Шитове. В то время набережная возле Черкизовского пруда (Архирейский пруд) и Трудовая улица получили название «Набережная Шитова». В начале улицы для памятника П.Шитову был положен большой серый гранит. Недалеко были Клуб им.Шитова и Школа №4 им.Шитова. Со временем на месте клуба построили большое здание НИИДАР (Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи), давно нет и школы им.Шитова. На месте Семеновского кладбища, где был похоронен герой октябрьских событий, разбит сквер. Время неумолимо...

Однако на набережной Шитова, благодаря активности крестницы Петра Шитова, его родной племянницы Татьяны -  Т.В.Лихониной (в девичестве Сурковой) в сквере на Шитовской набережной восстановлен памятный знак.

Что касается Погоста, то он стал знаменит благодаря Храмовому комплексу, восстановленному Божьей помощью и стараниями отца Николая (Швачка).



Восстановленный Храмовый комплекс в селе Погост со стороны реки Гусь.

Храмовый комплекс Погоста особенно хорошо смотрится со стороны реки Гусь. По центру - Преображенский собор и колокольня, соединенная с собором трапезной, справа - Никольский собор, слева - краснокирпичная часовня. Фото 2020-х годов (из интернета).
Previous post Next post
Up