Экономика внеэкономического

Nov 25, 2023 12:51

Сто раз уже сообщал, что кроме банальной, легко считаемой, экономической эксплуатации в реале существует и внеэкономическая - эксплуататор тешит свое эго. Получает удовольствие. По бедности и нехватке питания, эксплуатируемые обр. 1917 полагали наивысшим наслаждением жрать шикарно и досыта ("Ешь ананасы, рябчиков жуй..."). Ну вот наелись, анансы в овощном дешевле огурцов, а эксплуатация ощущается не слабее, чем в голодные времена. Совсем неубедительны аргументы спорящих об абсолютном и относительном обнищании. Хватит болтать ерундой !

И вот признание факта неэкономической эксплуатации откуда не ждал. giovanni1313 ведёт сугубо экономический блог - ставки, курсы, волатильность ... Но описываемая им ситуация не укладывается в эти рамки. И - что не принято среди коллег - вышел из них.

< ---------- начало перепоста ------------ >
Cолидарность безумных



Наконец нашелся кто-то, кто решился бросить вызов богатейшему человеку планеты, техно-королю электромобильной индустрии и покорителю Марса Илону Маску. И кто? Горстка скромных шведских работяг!

В Швеции у компании "Тесла" трудоустроено около 130 автомехаников, отвечающих за послепродажное обслуживание ее автомобилей. Надо сказать , что примерно 70% рабочей силы в Швеции состоит в профсоюзах. Интересы автомехаников в Швеции представляет крупный промышленный профсоюз IF Metall.

Вот уже несколько лет IF Metall пытался организовать с "Теслой" коллективный договор для ее работников. "Тесла" все попытки торпедировала. Почему? "Потому что!" Потому что "Тесла" принципиально против заключения коллективных договоров где бы то ни было. Объективных причин для этого нет. А главная субъективная причина состоит в том, что у Маска слишком большое эго. Как это рабочие, эта чернь, на равных будут договариваться с моим менеджментом и ставить свои условия? Не бывать этому! Это моя "Тесла", здесь всё принадлежит мне, и я буду командовать, как захочу!



В конце концов, у работяг закончилось терпение, и 27 октября они начали забастовку.

И это было только начало. Потому что если Маск может похвастаться своим большим эго, то шведы могут похвастаться своим большим коллективизмом. Солидарностью. А еще политической грамотностью (или классовым мышлением - называйте, как хотите).

Шведы абсолютно правильно увидели в этой истории не просто конфликт между чересчур заносчивым менеджментом отдельно взятой компании и ее работниками. Они увидели здесь попытку насадить модель, в которой капиталист диктует условия занятым, не обращая внимание ни на их интересы, ни на преобладающие социальные нормы, ни на законодательство, защищающее права трудящихся. Очень опасную модель. Которая, увы, уже давно набирает силу как в США, так и за их пределами.

И когда, через 10 дней забастовки, стало ясно, что "Тесла" не хочет возвращаться за стол переговоров - шведы продолжили натиск. Профсоюз докеров заявил, что не будет разгружать машины "Тесла", прибывающие в шведские порты. Профсоюз маляров заявил, что больше не будет перекрашивать "Теслы", нуждающиеся в кузовном ремонте. Почтовые работники отказались доставлять отправления в шведские офисы компании. Доставка номерных знаков новым покупателям "Тесл" тоже остановлена. К бойкоту присоединилось еще пять шведских профсоюзов.



Но солидарность трудящихся не имеет границ. В соседней Норвегии глава крупнейшего профсоюза Йорн Эггум заявил, что не допустит, чтобы "Тесла" обошла предпринятые меры с помощью норвежского транзита. Штрейкбрехерству - нет!

То есть "штрейкбрехерству - нет!" - это позиция профсоюзов. Позиция "Теслы" - "штрейкбрехерству - да!", потому что компания планировала переправить в Швецию механиков-"гастарбайтеров" взамен непокорных местных, и поставлять автомобили в страну пассажирскими паромами.

Но, видимо, эта тактика работает плохо. Потому что вчера большое эго Маска не выдержало и пожаловалось в "Х" на шведские забастовки: "Это безумие".



Ну то есть да, обещать миллионы робо-такси к 2020 - это не безумие. 330-километровый Hyperloop от Нью-Йорка до Вашингтона? Это не безумие. Побросать термоядерных бомб на марсианские полюса, чтобы сделать его атмосферу обитаемой? Это не безумие. Пять внебрачных детей? Это не безумие. Зато упорно бороться за свои трудовые права - это, конечно, неслыханное дело. Они там все чокнулись, наверное...

А дело всё в том, что Маск судит о нормальности или безумии вещей только по одному признаку. Если это тешит, тем или иным образом, его собственное эго - значит, все в порядке. А если это идёт наперекор его амбициям - значит, оппоненты совершенно точно не дружат с головой.

И мы видим, что уже сам Маск теряет терпение. Это значит, что шведские меры борьбы работают. И у них запасен еще один козырь в рукаве. Если к бойкоту подключится профсоюз банковских работников - все финансовые операции шведского офиса «Теслы» будут остановлены.


Более того, за конфликтом наблюдают профсоюзы всех скандинавских стран. Противостояние «Теслы» и шведских автомехаников набрало большую медийность и, вполне возможно, станет политическим вопросом. На котором профсоюзные лидеры могут заработать себе очки. Поэтому не исключено расширение бойкота «Теслы» и на другие страны.

Позиции «Теслы» в этом противостоянии слабы. Выиграть ей будет тяжело. На штрейкбрехерство шведское общество смотрит очень неодобрительно. Остаётся два варианта. Либо склонить колено перед профсоюзом. Либо, поджав хвост, бежать из Швеции. Оба варианта очень болезненны для илоновского эго.

Но дело здесь совсем не в болезненном приземлении отдельно взятого эго. Потому что вопрос действительно принципиальный, принципиальный с точки зрения дальнейшей жизнеспособности скандинавской трудовой модели. И этот конфликт пока обращается ей на пользу. Потому что те, кто умнее и адекватнее Маска, видя такое развитие событий, предпочитают не искушать судьбу.

“Klarna”, самый дорогой шведский «единорог», поначалу тоже считала, что она выше местных правил, пыталась косплеить Кремниевую долину, и отказывалась подписывать коллективный договор. И докосплеилась до того, что её работники тоже стали планировать забастовку. Но, видя, какой оборот приняла ситуация с «Теслой», менеджмент развернулся на 180 градусов, и буквально за неделю договор был заключен.

Забастовки в Швеции в последние десятилетия стали исчезающим явлением. В основном потому, что у менеджмента есть мозги и он понимает, насколько невыгоден такой глубокий конфликт с работниками. Шведская модель работает. И, скорее всего, шведская модель будет работать, даже если кто-то полезет в чужой монастырь со своим непомерным эго. Даже если этот кто-то - мультимиллиардер, владелец заводов, соцсетей и космических кораблей.

< ---------- конец перепоста ------------ >

Update
На работе новый "трэнд".Заметил уже несколько раз, что менеджмент считает и даже требует того, чтобы инженегры свои(!) идеи проталкивали, продавали, уговаривали, рекламировали менеджменту. Очень интересная идея.

Дык ! Не может отнять деньги, т.е. в экономическую эксплуатации - будет извлекать удовольствие трепля нервы и растрачивая время и силы эксплуатируемого.

Высокообразованный европеец во время моего доклада несколько раз сообщает - "я не понимаю".

Это ж любимое "непонимаю", которым регулярно пытаются эксплуатировать в ЖЖ :-) Пущай-ка докладчик попляшет на задних лапках.

Репост

Previous post Next post
Up