Вазюлин, интервью 1994 года (выдержки, ч. II)

Apr 18, 2022 15:49

( Начало.)

...Сейчас же коммунисты занимаются в основном только какими-то конкретными действиями. А ведь необходимо сочетание конкретных действий с занятиями теорией, самообразованием, теоретическим постижением ситуации, в которой приходится действовать, с развитием теории.

...Скажу о самом ходе буржуазной контрреволюции в нашей стране. Началась эта буржуазная контрреволюция в 1985 году. До того готовились некоторые ее предпосылки. В августе 1991 года контрреволюционеры осуществили захват политической власти, но не полностью, поскольку сохранялась государственная система, соответствующая социалистическому устройству, - власть Советов. До осени 1993 года шло противостояние двух разных по природе властей - буржуазной и социалистической. Правда, надо сказать, что в Советах было много людей, которые к социализму никакого отношения не имели как, например, тот же самый Хасбулатов. Однако вопрос состоял в том,   чтобы   сломать   саму   государственную   систему, соответствующую социалистическому обществу, поэтому важнее было не то, кто именно стоял во главе Верховного Совета. Лидеры контрреволюции понимали, что без слома этой политической системы проводить экономические изменения, контрреволюцию в экономике они не могут.

Хотя, взяв в какой-то мере политическую власть в августе 1991 года, контрреволюционная верхушка стала преобразовывать страну и в экономическом плане, но главным образом в сфере обращения (то есть в области цен, финансов и т.д.). Конечно были попытки изменить форму собственности, но в течение этих двух дет изменение формы собственности шло очень тяжело. Что касается сельского хозяйства, то до сути дела изменить форму собственности в сельском хозяйстве в основном не удалось. Строго говоря, не удалось изменить отношения собственности даже в промышленности. Вот сейчас, после того как разрушили систему Советов в целом, наступил новый этап контрреволюции. Но прежде чем говорить об этом новом этапе, я хотел бы сказать о том, что систему Советов полностью, донизу разрушить все-таки не удалось... Тем не менее в области политической контрреволюция в основном добилась своих целей.

Теперь о новом этапе. Это этап, когда внимание сосредоточивается на экономической области, когда самим ходом событий, объективными условиями нового этапа контрреволюционеры вынуждены, если хотят сохранить буржуазные порядки, перейти к изменению экономической системы в сфере производства. Где-то к середине июня они попытаются завершить чековую приватизацию, то есть переход собственности фактически из рук народа в руки немногих. Одновременно с этим они, по сути дела, попытаются принять меры, чтобы трансформировать производство в капиталистическом духе. К таким попыткам относится, в частности, стремление объявить банкротами несостоятельные предприятия. Если начнется объявление банкротств, то это будет повальное банкротство. Чубайс к этому стремится, конечно, а что касается Ельцина, то он при всем при том, видимо, опасается этого шага, так как повальное банкротство грозит последствиями весьма и весьма серьезными. Это грозит стачками, забастовками, причем такими, которые могут приобрести массовый характер и перерасти в политические. Политические какого рода? Поскольку сознание, как оказалось, у нас довольно невысоко развито, постольку политическими лозунгами могут быть лозунги смены нынешнего правительства каким-то другим, а может все ограничиться только сменой лиц. Скажем, приходит к власти Руцкой. Как говорится, "хрен редьки не слаще" или "тех же щей пожиже влей", если, конечно, судить о сути дела, а не по вывескам, не по тому, что говорят Руцкой и его сторонники. Итак, есть среди лидеров контрреволюции как решительно настроенные, так и такие, которые опасаются социальных последствий, резкого нарушения политической стабильности. Но так или иначе им никуда не деться. Они сейчас встали уже объективно перед необходимостью изменить на капиталистический лад производство в промышленной сфере и, кроме того, возможно, что самые радикальные из них стоят так же перед задачей изменения отношений собственности в сельском хозяйстве. Последнее связано прежде всего с куплей-продажей земли. Таким образом сейчас контрреволюция находится на уровне перехода от области политической и сферы обращения к области экономической, к сфере производства.

...Если говорить о силах буржуазной контрреволюции, то очень большие силы возникали и формировались еще до 1985 года. Это силы тесно связанные с теневой экономикой, как ее тогда называли или как ее сейчас называют - с криминальной экономикой. Потом, после 1985 года и тем более после 1991-го, ее легализовали. Еще до 1985 года началось, а после 1991 года уже вполне победило сращивание государственного аппарата с этой экономикой. И поскольку эта экономика возникала нелегально, действительно уголовным путем, то она прямо была связана с уголовным миром. Скажем, у нас были цеха и даже целые заводы, которые работали как теневые, не на план, а на себя. Сейчас основной опорой контрреволюции внутри страны и является теневая, бывшая теневая экономика,  ныне   вышедшая   из   тени,   соединенная   с коррумпированным государственным аппаратом, вернее не с аппаратом, а с чиновниками. Поэтому, когда говорят, что нет никакой почвы у Ельцина, то это все-таки преувеличение. У Ельцина, конечно, почва есть. Вы посмотрите: ведь обвинения в коррупции высших чиновников, таких как Шумейко или кто-то другой, ничего не дали. Никто не собирался и не собирается расследовать эти обвинения. Так что силы, на которые опиралась буржуазная контрреволюция, были, и они формировались в течение не одного года и даже не одного десятилетия. Что касается народа, который сейчас нищает, то большинство народа безразлично к политической жизни.

( Продолжение.)
Previous post Next post
Up