Начну с разъяснения, почему устарел олд-марксизм (исходные теории). Напомню, это вообще-то социальная теория из 19го века, и писалась изначально в окружении: а) буржуазных мыслителей, б) хуже того, антиреволюционных, в) без учёта фактов истории и социологии 20го века. Можно возразить: истинность теории не зависит от классовости мышления, а открытия от века, в котором делались. Однако, в этом случае это неверно. Будь даже Маркс гениален и преодолей он влияние окружающей буржуазности на собственные мысли, никакая наука не может игнорировать факты. Маркс не открывал ядерный распад, не наблюдал клетку под микроскопом. Его теории исследуют как объект социум, а предметом делают изменение социума во времени. Как может марксизм игнорировать социум будущего 20го века? Не рассматривать факты революционных изменений? Это невозможно. Олд-марксизм потому не мог не устареть.
Пора перейти и к примерам. Увы, Маркс был ограничен. Откуда он как честный учёный мог брать естественно-научные знания для подтверждения теории? От антиреволюционных исследователей 19го века. Типа юриста Лайелла, учителя Чарльза Дарвина. Тут нужно пояснить. В 1795 Ламарк и Конт предложили Теорию Единообразия. Это были времена французской революции, мыслители вместе с прочими предстааителями правящих классов устали от террора (буквально вчера гильотина лечила аристократов и врагов республики от головной боли). Что было дальше? Наполеон огнём пушек пришёлся по Европе, срывая короны, ломая привычные порядки. Наконец он был побежден, и возобладала реакция. Уже более широкая публика устала от изменений, осуществляемых Насильственным Путём.
В те времена были свои Гретты (в смысле пророки). Ушлый адвокат Лайелл быстро переквалифицировался в геологи и сделал карьеру, пропагандируя теорию Единообразия. В чем её суть? В природе не было и не может быть насильственных изменений (революций)! Зацените. В науке, изучающей, вообще говоря, неживую материю, политически (!) запрещается её (планеты - литосферы и гидросферы с атмосферой и биосферой) такое изменение, которое походило бы на социальное потрясение в виде революции. То есть никогда данная гора не может внезапно расколоться, она должна мелкими песчинками скатываться в море. Если сейчас извергается один вулкан и слабо, большую часть геологической истории не могли извергаться сотни и тысячи. (Ладно, не буду продолжать, это надо изучать подробно.)
Смог ли Лайелл аргументировать теорию Единообразия? Нет. Он прибег к забавной аналогии. Представим город у подножия Везувия, который неоднократно засыпало пеплом. Чтобы доказать принципиальное отсутствие катастроф, он привёл пример с катастрофами :) Если мы найдём кости греков, а над ними кости итальянцев, верно ли предположить, что больше ничего не было? Что мы видим (о, ужас) революционное изменение. Нет, плохо искали: между ними кости римлян. Далее рассуждаем по индукции: мы ошиблись один раз, значит и много раз, тут не два (и не три) города. У греков было много диалектов, они сменяли друг друга (медленно-медленно!), перешли в язык римлян, затем диалекты латыни сменяли друг друга, пока не стали диалектами итальянского. Не было никаких дискретных переходов! Только плавные непрерывные изменения от древних времён до нынешних. (А Везувий… что? Я его только для аналогии приплёл. Забудем, что он извергался).
Вот вы смеетесь, потому что советским людям ясно отсутствие связи между природными катастрофами и злобным Робеспьером. А разве вы сами не таковы же как Лайелл? Та антиреволюционная истерия, которая охватила постсоветских людей заставила их сильно поменять мышление. Многие бросились опровергать теорию эволюции. Смешно! Но теория Дарвина основана на доктрине Единообразия. Политической доктрине антиреволюционности.