Вернулись с Лидой из очередной поездки в Алушту.
Надо сказать, что в этот раз я почему-то не испытывал обычного энтузиазма перед поездкой в горы. Возможно, дело было в плохой погоде и вынужденном веловоздержании в последние недели перед Крымом, возможно, в чем-то еще. Были также серьезные опасения насчет погодных условий и в Алуште, потому что отчеты об алуштинской каталке, мелькавшие в апреле в ленте ФБ, изобиловали описаниями нетающих снегов и прочих атрибутов очень припозднившейся весны. Прогноз, однако, был благоприятным, обещали солнце и тепло, но это обнадеживало лишь наполовину: пугала вероятность того, что снега начнут таять и зальют грязью все трейлы.
В итоге с погодой повезло невероятно. Погода словно пыталась реабилитироваться перед нами за три предыдущих поездки: каждый день светило солнце, температура была исключительно комфортной, можно было кататься в одной джерси, при этом не было слишком жарко на подъемах и холодно на спусках. В течение первых нескольких дней я не увидел в небе ни одного облака, к концу нашего пребывания в Алуште облака все-таки набежали, но мы успели откатать все запланированное до дождей. На меня упало три капли влаги после последнего спуска в последний день катания, а первый серьезный дождь прошел в ночь перед нашим отъездом. Трейлы, вопреки опасениям, были сухими, кроме, конечно, тех участков, на которых грязь есть всегда из-за родников. Мне даже показалось, что покрытие было слишком сухим и оттого чересчур сыпучим, с непривычки байк сильно водило на моих традиционно перекачанных покрышках, приходилось осторожничать и сбавлять скорость.
Отличная погода, куча подготовленных трейлов, отсутствие проблем с заброской на троллейбусах - все это сыграло свою роль, и я быстро вспомнил, что такое драйв от катания на велосипеде по горам. Покатались разнообразно, насыщенно и продуктивно, вдоволь посъезжали и достаточно покрутили вверх. За последние годы это была, вероятно, самая удачная поездка в Алушту.
В первый день, 28 апреля, мы выдвинулись в сторону Серауса, чтобы размяться на подъеме и заценить новый трейл под не блещущим оригинальностью названием Алушта. По нему должен был пройти дневной заезд грядущей гонки SuperD, в которой думал участвовать я и - чисто теоретически - могла бы принять участие и Лида тоже. Подъем дался нам в меру легко, тем более что я еще в прошлый раз разведал более пологий и щадящий объезд первого торчка у виноградника. Лидины интенсивные беговые тренировки дали о себе знать: выносливости у нее заметно прибавилось, и она гораздо более уверенно держалась за мной.
Трек гоночной трассы начинался чуть выше поворота на Сераус и Мамонтовую, поэтому перед спуском мы еще поупражнялись в преодолении того каменистого подъема, который так хорошо знаком всем любителям Ай-Йори.
Трейл Алушта начинается от Мамонтовой: нужно проехать первые несколько поворотов и свернуть влево на достаточно очевидную раскатанную тропу. Живые камни среднего размера, по которым проложена приличная часть Мамонтовой, тут же сменяются чуть рыхловатой лесной тропинкой, изобилующей достаточно резкими поворотами. Главная, на мой личный взгляд, сложность трассы заключается в крутой и сыпучей съезжалке, требующей как грамотной работы тормозами, так и аккуратной рулежки. Без выстегивания мне удалось преодолеть ее только на четвертый раз, уже после гонки.
За съезжалкой начинается узкий траверс поперек довольно крутого склона. В одном месте приходится переезжать через корешки, на которых колесо норовит проскользить вбок и вниз, чуть дальше ждут ступенька и сужение тропы почти вдвое - опасность не удержаться на трассе и свалиться вниз по склону там наиболее высока. Зато дальше повороты становятся плавнее, шпильки практически отсутствуют, тропа чуть расширяется, скорость растет. Пара спусков с покрытием из мелких сыпучих камней, несмотря на уклон, особых хлопот не доставляют. По трассе можно лететь гораздо увереннее и при этом успеть насладиться красотой окружающего лесного пейзажа.
После финального выката на грунтовую дорогу перед нами встал выбор: либо двинуться налево и разведать еще один трейл, Подснежник, либо поехать направо, куда вел трек гоночной трассы. Мы предпочли последнее. Трасса гонки во второй своей части оказалась гораздо скучнее: сначала относительно короткий, но почему-то мучительный тягун, а затем спуск по грунтовке с сыпухой вниз до самой мотокроссовой площадки. Я даже начал подозревать, что мы пропустили отворот на какой-нибудь трейл, идущий параллельно дороге, но нет, трассу действительно в этой части проложили по грунтовкам. После мотокросса трасса проходила по альтернативной траектории через елочки: такая же по размеру, но совершенно новая по конфигурации порция коротких сыпучих съезжалок с резкими поворотами, сложность прохождения которых находится в прямой зависимости от скорости.
По итогам первого спуска я решил, что не участвовать хотя бы в дневном заезде гонки причин нет, и если хляби небесные не разверзнутся, то стоит попробовать проехать эту трассу на время.
Во второй заход мы спустились по трассе ночного заезда, то есть по Сераусу с небольшими нюансами: в частности, был накатан объезд той единственной техничной секции с булыжниками, вероятно, чтобы сделать трассу менее травмоопасной при проезде в темное время суток. Никаких особых сложностей на трассе не обнаружилось, если не считать сыпуху и маленькую съезжалку, на которой можно было упереться в камень, если недостаточно активно крутить рулем.
Для первого дня нам хватило, и мы покатили домой.
29 апреля, накануне гонки, мы начали день с подъема на перевал, откуда неторопливо покрутили в сторону Кантрийного Леса. Кантрийный Лес на этот раз порадовал еще больше, чем осенью: заезд на него стал очевиден, траектория расчищена, раскатана и хорошо видна. Спускаться по этой трассе, в меру техничной и практически безопасной, одно удовольствие, а в связке с Кустистым и чем-то там еще этот спуск представляет собой прекрасную альтернативу Лаванде, более простую и длинную, но в итоге не менее фановую.
По пути немного потренировались с Лидой в преодолении шпилек; результат у Лиды чуть лучше, чем в прошлый раз, но еще есть к чему стремиться. К сожалению, физическая усталость и фрустрация от неудач приходят раньше, чем появляется серьезный прогресс, но надежды мы не теряем.
Затем мы допилили до Лучистого и из двух известных нам спусков выбрали менее нами изъезженный, а именно Тонуш. Лиду шпильки начали подбешивать, а мне по сухому наконец-то удалось проехать все повороты, хотя одно деревце, некстати растущее на одной из шпилек, до сих пор вызывает проблемы. Трасса в целом также более раскатана и очевидна, что не может не радовать; удручают лишь долгие и неизбежные подъемы по грунтовкам после нее.
Во второй половине дня повторно катнули Алушту от Виноградного, чтобы лучше запомнить ее и подготовиться к гонке. Лида, правда, окончательно решила не участвовать, потому что, изучив все варианты трансфера до Соколиного, откуда стартовал ее первомайский забег, пришла к выводу, что из Алушты ей придется уехать слишком рано, еще до начала гонки.
30 апреля, около полудня посадив Лиду на троллейбус, я своим ходом не торопясь покатил по Староялтинскому шоссе в Виноградное и оттуда на старт гонки. Спешить было некуда, по протоколу мой заезд был назначен на половину третьего. У развилки я был в два часа дня, как раз передо мной проехала Скумбина, первая из девушек. У меня оставалось достаточно времени, чтобы передохнуть, прицепить на байк номер и чип, пообщаться с Антоном, который должен был ехать сразу передо мной. В своей категории я стартовал последним как в дневном, так и в ночном заезде, что меня несказанно радовало: не нужно было беспокоиться о том, что меня кто-то нагоняет сзади.
Проехал дневную гонку плохо. Вернее, мне казалось, что еду хорошо, несмотря на то, что на крутой сыпучей съезжалке дважды прилег на бок, но результат красноречиво говорил об обратном: я финишировал всего лишь седьмым из 16 в своей категории и так же едва вошел в первую половину списка в абсолюте. Антона, которого я, не скрою, надеялся догнать по ходу заезда, на трассе я даже не видел, а привез ему всего лишь полсекунды. Полковнику уступил 14 секунд, впервые в моей короткой гоночной карьере проехав медленнее его. Опечаленный, я выпил припасенный кефир и покатил домой. Делать какие-либо оргвыводы я затруднялся, потому что у моего плохого выступления было сразу несколько равнозначных причин: нераскатанность в этом сезоне в целом и в горах в частности, перекачанные во избежание пробоев покрышки, поверхностное знакомство с трассой, присутствие большого количества опытных и быстрых гонцов, собственная лень.
На ночной заезд я выдвинулся с закатом. Особых надежд я уже не питал, моим единственным преимуществом мог стать только сверхмощный фонарь: ради ночной гонки я взял с собой из Москвы свою Lupine Betty, заблаговременно заряженную по полной. Так же, как и днем, покрутил по Староялтинскому шоссе, преодолев нижнюю часть еще при свете и заехав верхнюю в сгущающейся тьме. Подъем от Виноградного с выключенным (чтобы не сажать батарею) фонарем был даже чем-то забавен, но и в крутой торчок, и в каменный подъем я зашел пешком.
Стоя у ворот в ожидании своего старта, я наблюдал за другими участниками и убеждался, что никто не привез с собой свет, могущий сравниться с моим по яркости и ширине пучка. У большинства были заурядные фонари, дающие сравнительно узкое и блеклое световое пятно, к тому же нещадно трясущееся при езде по камням. Люпин же, как показал мой опыт, заливает светом все вокруг и позволяет ехать если не как днем, то по крайней мере с гораздо меньшими ограничениями. Это при том, что светодиоды в моей фаре стоят уже устаревшие и что с тех пор мощность этой фары выросла чуть ли не вдвое. Страшно представить, как светит современная модификация Бетти.
На трассе меня заносило на сыпухе, один раз я въехал в какие-то кусты, один раз уперся в камень, на финальном участке забыл про канаву и на подъеме из нее оказался на неверной передаче, но сумел прийти четвертым из 10 в категории и девятым из 24 в абсолюте. От третьего места в Мастерах меня отделяли полсекунды. Я опять не вошел в первую треть ни там, ни там - что являлось моей программой-минимум на всех гонках SuperD, - но в целом выступил лучше, чем днем. Конечно, львиная доля этого успеха была заслугой немецких конструкторов, а вовсе не моей.
На следующий день, 1 мая, когда Лида бежала свой марафон в Соколином, теряясь на плохо размеченной трассе и продираясь сквозь буреломы, я покатил по традиционному маршруту через щиты на Северной Демерджи. Другого шанса спуститься по Южной Тропе мне могло и не представиться, потому что Лиду туда заманить довольно сложно, а после ее изнурительного забега это могло бы стать невыполнимой задачей.
Слабым утешением после проваленной гонки стало лишь то, что я с первой попытки смог заехать как сыпуху, так и каменную лестницу после первой смотровой. Это мне редко удается, особенно в начале сезона. Съезжалки оказались более сыпучими, чем я предполагал, и в елочках у меня слизнуло переднее колесо, в результате чего я основательно убрался, ударившись грудью, правым бедром и большим пальцем на левой руке. После этого умерил свой пыл и ехал подчеркнуто аккуратно. Впрочем, на Тропе разогнаться бы и не получилось: по ней перло вверх, против движения, какое-то невероятное количество пеших туристов, включая тетушек в возрасте, которым, естественно, не хватило бы прыти вовремя отпрыгнуть от несущегося на них велосипедиста.
Из Лучистого я съехал в город по одноименному трейлу и, сев на кругу на троллейбус и высадившись в Виноградном, скатился еще по Кастелю, не поставив, впрочем, никаких значимых рекордов.
Лиде удалось на перекладных добраться до Алушты в тот же день, так что вечер мы провели уже вместе.
2 мая Лида отдыхала, зависнув в каком-то спа-центре, а я поехал снова на Алушту и затем все-таки разведал Подснежник: довольно живой трейл с адовым торчком в самом начале и техничным преодолением ручья во второй части. На мой взгляд, трассу гонки вполне можно было бы проложить по нему, чтобы избежать длинных и безыдейных прогонов по грунтовкам.
Из Алушты я поднялся на троллейбусе на перевал и поехал искать новый вариант Лаванды, по которому должна была пройти ДХ-гонка накануне нашего отъезда. Трек еще не был опубликован, разметки тоже никакой не было, поэтому я ничего не нашел и просто скатился по старому варианту, заодно обновив свой личный рекорд и таки войдя в десятку в Страве. День завершил Тонушем и сопутствующими трейлами.
3 мая Лида уже готова была снова оседлать велосипед, поэтому мы отправились на разведку целой связки новых трейлов, начало которой располагалось где-то на первой трети подъема на Чатыр-Даг. Подъем дался тяжеловато, но я упорно закрутил во все торчки. Спуски ехали медленно: во-первых, приходилось постоянно сверяться с навигатором, во-вторых, Лида была еще уставшей после забега, а я - уже уставшим от катания. В итоге у меня начались падения на практически ровном месте и столкновения с неожиданно возникавшими на пути деревьями, а Лида просто чувствовала себя недостаточно уверенно на ненавистных шпильках. Новые трейлы нам в целом понравились, если абстрагироваться от упомянутых неприятностей, но одна шпилька вызывает у меня много вопросов, несмотря на то, что со второй попытки я ее все-таки проехал.
Одного длинного спуска нам хватило, чтобы накататься, и мы поехали домой.
4 мая было решено отдохнуть от велосипеда и пройти какой-нибудь не слишком длинный пеший маршрут в окрестностях Алушты. Лида нашла на gpsies подходящий трек, ведущий от Малого Маяка к Куш-Кая и спускающийся к Ай-Йори, и мы отправились в путь. Без приключений не обошлось, на спуске трек повел нас прямо по целине, но об этом я расскажу чуть позже и заодно покажу фотоснимки.
5 мая поехали смотреть новую Лаванду, благо по ней кто-то уже проехал и выложил в Страве трек, так что стало хотя бы понятно, где она начинается. Выяснилось, что начало трассы расположено на холме приблизительно на половине пути между старой Лавандой и Кантрийным лесом. Перед нами стартовало несколько даунхильщиков, поэтому мы с Лидой выждали и пропустили всех вперед, чтобы не мешаться под колесами.
Новая Лаванда является новой только в первой своей половине - дальше она сливается со старой привычной траекторией. Нельзя сказать, что новое начало однозначно сложнее старого, однако разница есть и состоит она в том, что я или байкер приблизительно моего уровня и стиля катания старую теоретически мог проехать без прикатки, пусть и осторожно; на новой же есть как минимум два места, которые желательно запомнить, чтобы подкатываться к ним, уже зная, что тебя ждет, в противном же случае можно серьезно убраться. Там есть дроп с камня, который мне прыгать страшно, но который можно либо аккуратно съехать строго по центру, либо исхитриться объехать по шпильке с корнями; а также там есть хитрое место после тесной сыпучей шпильки, где если взять левее, придется прыгать неожиданный дроп, а правее можно съехать с небольшой ступеньки без прыжка. Ах да, еще есть совершенно простой гэп, который таки съехать нельзя и перед которым я от незнания затормозил, что повело за собой нырок головой вниз, - это единственное место на Лаванде, где я убрался. Со второго подката я его без труда прыгнул, он и в самом деле небольшой и не страшный.
Зато на новой Лаванде практически нет каменных секций, которые есть в первой половине старой.
У Лиды, как и ожидалось, стремные места нового старта Лаванды вызвали затруднения, но окружающие пейзажи, чем-то напоминающие тропические джунгли, снова привели в восторг. Я, съехав Лаванду, решил, что в ДХ-гонке точно участвовать не буду, потому что не готов эту трассу ехать на время и потому что мне банально лень трижды подниматься к ее началу (тренировочный, квалификационный и финальный заезды все нужно осуществить в один день).
После Лаванды мы съехали Лучистый с сателлитами, а затем еще Мамонтовую, забросившись на троллейбусе до Виноградного. Мамонтовая внезапно показалась мне на этот раз самой сбалансированной и "flowy" трассой - езда по ней после того, как я научился аккуратно спрыгивать с Песчаного дропа, стала очень плавной в смысле темпа, обилие живых камней под колесами приятно напоминало Альпы, рукотворные каменные секции и небольшие кикеры добавляли фана. Деревянные дропы я так и не начал прыгать - и уже вряд ли начну, - но и без этого трасса очень хороша.
6 мая мы наконец-то привели в исполнение давно вынашиваемую мной идею: проехать с Лидой пару самых лайтовых айпетринских трасс, Ягодку и Иограф. Мы искали, хоть и вяло, к кому вписаться с заброской, и так и не нашли, в результате пустились в авантюру с самостоятельным трансфером на гору и обратно из Ялты. Все прошло на удивление гладко. В Алуште у автовокзала мы без труда загрузились в троллейбус до Ялты; в Ялте сразу же нашли микроавтобус, который за сравнительно небольшую плату довез нас до верха (правда, пришлось подождать еще пассажиров); в Мисхоре, спустившись по Ягодке, мы без лишних проволочек сели в ближайшую гондолу канатки; в Ялте, проделав почти весь путь накатом, мы почти без препирательств смогли сесть на троллейбус до Алушты.
Однако сама поездка оказалась, пожалуй, несколько преждевременной. Ягодка в первой своей части доставила Лиде немало неприятных минут, а путь до Иографа с набором около четырехсот метров вытянул из нее больше сил, чем придал ей наш обед в одной из кафешек на плато у канатки. Ситуацию усугублял надвигающийся вечер: я был вынужден подгонять Лиду, чтобы мы точно успели спуститься в Ялту до сумерек, а ее, и без того расстроенную сложностями Ягодки и уставшую от апхилов на плато, мои понукания, конечно, не радовали.
Иограф мы съехали без эксцессов, все-таки трасса довольно легкая, если придерживаться самой простой траектории. Однако я так и не решился на покорение той каменной съезжалки с поворотом в начале спуска, хотя еще осенью, когда проходил ее пешком, отчетливо разглядел траекторию. Траектория эта была видна мне и в этот раз, но просто не хватило духу попробовать по ней проехать, и я пошел в обход.
В последний день катания, 7 мая, мы совершили два совместных спуска от Виноградного: по Кастелю и по Мамонтовой. Лида к тому времени уже перекаталась, накопившееся утомление стало сказываться не только на способности крутить в подъемы, но и лишило ее уверенности на спусках, так что начальную съезжалку Кастеля она прошла пешком, а Мамонтовую мы проехали так же аккуратно и не торопясь, как и до этого, за абсолютно те же самые девять минут.
В качестве последнего штриха к картине я уже в одно лицо снова поднялся до Виноградного и съехал Мамонтовую повторно, на этот раз на время, но не прибегая к срезкам, а честно проезжая по всем каменным секциям. В итоге привез себе десять секунд и поднялся на пару позиций в Страве, но обратно в десятку все равно не попал и Кирилла Спамоеда не накатил.
Резюмируя поездку в аспекте катания, могу только повторить, что она получилась очень сбалансированной и насыщенной. Всего было в меру: удалось и покрутить, и посъезжать, и при этом не упороться и обойтись без серьезных уборок. Расстраиваться можно только по поводу отсутствия спортивных достижений: и посредственного выступления на гонке, и глубокого падения в таблицах Стравы на многих популярных сегментах - прошли те времена, когда не было такого повального увлечения Стравой и я благодаря этому был на второй позиции и на Ай-Йори, и на Мамонтовой, и на Кастеле. Но все равно в целом очень хорошо покатались. Поедем еще.