На берегу - неторопливая, но вполне себе атмосферная апокалиптическая драма. Сцен собственно апокалипсиса от нее ждать не стоит, акцент тут сделан на людях и их поведении на фоне неотвратимо приближающейся смерти. Хороший, талантливо снятый фильм, в котором сочетаются человечность и доброта с мрачным, лишенным всяких надежд финалом. Пек в роли всяких капитанов и адмиралов смотрится на редкость органично.
На последнем берегу - бесхитростный римейк. Как водится, все чуть проще и мельче, включая актеров: Ассанте, конечно, не смог переиграть Пека, а та тощая дамочка не сравнится с Авой Гарднер. Из преимуществ: цвет, чуть более живая сцена высадки в Америке и остроумная находка с передачей про китов (хотя с точки зрения физики тут полный провал, ну не может крохотная допотопная солнечная батарея питать передатчик, способный транслировать видео на полпланеты). Смотреть можно, как отдельно, так и после оригинала.
Предпоследний - дебютная короткометражка Бессона, весьма забавная. Через пару лет выросла в полнометражный фильм -
Последняя битва, - однозначно заслуживающий просмотра. Печально осознавать, что первые фильмы Бессона оказываются значительно лучше, оригинальнее и смешнее, чем последние. Если это не деградация, то что тогда?
Еще из достойного упоминания постапока и фильмов в родственных ему жанрах можно отметить
Посетителя музея - мрачный позднесоветский артхаус, поражающий воображение количеством снятых в нем душевнобольных. Диалоги можно не слушать, моралью фильма - если она есть - можно не проникаться, ничего нового, свежего и заслуживающего внимания там нет. Пейзажи, сцены с дебилами, эпизод с поездом - вот ради чего стоит смотреть этот фильм. Из десятков просмотренных мною картин в жанре антиутопии и постапока я не припомню ничего даже близко похожего.
Письма мертвого человека, снятые тем же режиссером, но несколькими годами ранее, такого впечатления не производят. Пейзажи и интерьеры бункеров - это единственное, что привлекло лично меня; вся философия и вся мораль прошли мимо цели - отчасти потому, что я вообще не очень к ним восприимчив, отчасти потому, что звук был хреновый и половину слов в репликах я не расслышал.
Псы - еще одна мрачноватая картина, снятая накануне развала СССР. Интересна исключительно пейзажами бывшего побережья Аральского моря, превратившегося в пустыню с ржавыми остовами кораблей и заброшенными поселками. Ни примитивное философское содержание фильма, ни натужные истерические сцены никакого отклика во мне не нашли, но сдержанное любопытство вызывает то, как снимали сцены с собаками.
Тайна подземелья / Лоция Эдема - очень своеобразная картина, поначалу кажущаяся совершенно бредовой и бессвязной, но по ходу действия обрастающая смыслом, последовательным сюжетом и заканчивающаяся неожиданно и в то же время в полном соответствии со своей внутренней логикой. Очень отдаленно напоминает
Пандорум, но, конечно, далеко не такая зрелищная и захватывающая.