Романтический реализм

Nov 19, 2015 21:17

В минувшие выходные побывали с Лидой в Манеже на выставке "Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 гг.". Идея была Лиды, но мне она пришлась очень по вкусу, несмотря на то, что живописью как таковой я не очень увлекаюсь и совсем в ней не разбираюсь. Мне она интересна в своей связи с фотографией: новые образы, ракурсы, композиции - все это вполне можно черпать и из картин, так что выставка живописи в этом смысле может оказаться не менее полезной, чем фотографическая. А советская живопись того времени любопытна еще и с агитационной точки зрения, ведь это была одна из ее основных функций, если не главная задача вообще.

Выставка однозначно понравилась. Впечатление не испортило даже обилие посетителей, вполне объяснимое, учитывая выходной день и бесплатный вход. При желании можно было каждое полотно рассмотреть достаточно скрупулезно. И что самое замечательное - вдвоем с Лидой ходить и разглядывать картины гораздо интереснее, чем одному; две пары глаз подмечают значительно больше деталей, два язвительных ума выдают больше едких комментариев.

Не укрылись от нас ни сходство Ударника (восхитительно абсурдно переведенного как shock worker) Адливанкина с Патриком Суэйзи; ни красивые руки, толстые лодыжки и грудь с подозрением на искусственность Колхозницы (kolkhoz woman) Мухиной; ни непролетарская роскошная дача Женщины в гамаке Пименова; ни торчащие сосочки бегущих девиц на Раздолье Дейнеки, ни то, что среди едущих на выборы Пластова адекватное выражение лица только у древней старухи; ни провоцирующее на креатив название картины Лабаса "Дирижабль и детдом" ("Вертолет и хоспис", "НЛО и психлечебница"); да много чего еще мы заметили, просто сейчас уже не припомнить всех тех картин, за которые зацепился взгляд.

Некоторые полотна вызывали стойкие ассоциации с творчеством Стугерона Янссена - к картине, которую я сейчас не могу найти и которая изображает группу молодежи, изучающую строение отбойного молотка, так и напрашивается куплет про "Принесли чинить отбойный молоток - У него лопнул ствол и заклинил боек". Зарисовки сталелитейного цеха - почти что кадр из клипа на Рожденного в бульдозере. И еще много подобного, благо производственная тематика была в то время в живописи очень популярна.

Аннотации к каждому разделу выставки довольно познавательны и позволяют более адекватно воспринять картины, так что ознакомиться с ними явно стоит; пусть даже они содержат пару-тройку грубейших орфографических ошибок.

В общем, рекомендую. Для того, чтобы получить удовольствие от посещения, даже не обязательно испытывать трепетные чувства ко всему советскому, - экспозиция хороша сама по себе, без каких-либо ностальгических, идейных или политических подтекстов.

zayats, fedool, inner space

Previous post Next post
Up