Уже позже вечером этого дня я вернулся домой, омыл свои дряблые мощи, сменил мочеприемник, принял горсть пилюль от смерти, натер до блеска лысину. Скрюченными артритом пальцами напялил свои любимые очки в роговой оправе, подслеповато щурясь, оглядел свою седую бороду в зеркале. Подумал, не сбрить ли, но понял, что бритва не сможет потягаться с законами арифметики, и оставил так. Биссектриса как-то особенно жалобно поскуливала, и человек с более тонкой и чувствительной натурой заметил бы, что кошки перенимают настроение хозяина - но я-то прекрасно знал, что она просто жалуется на мое долгое отсутствие и клянчит вечернее угощение.
Кряхтя и попердывая, я поднялся, надел калоши и пальто и, стуча клюкой, поковылял на концерт Стугерона Янссена.
Собственно, название этого поста взято из текста одной из их песен, так что это вовсе не всплеск трагически-поэтического настроения, как можно было предположить.
Концерт начинался в восемь. Я пришел вовремя - в начале десятого. Буквально минут через десять начал выступать некий Вяча, которого пригласили, видимо, для разогрева.
Невысокий, полноватый, с усиками и в очках, Вяча действительно больше всего походил на личинку Вячеслава. Он смешно подпрыгивал и явно страдал от нездоровых фаллических ассоциаций по отношению к микрофонной стойке. Тексты его песен отличались бессодержательностью, а в целом его выступление было чем дальше, тем хуже; под конец меня добила какая-то совершенно идиотская патриотическая песня про другую Россию. Однако нельзя было не отметить, что и в этих малопонятных текстах, и в этой примитивной электронной музыке была какая-то энергетика. Громкие звуки долбили по мозгам, и это было как раз то, что нужно, чтобы если не выбить из головы, то хотя бы на время заглушить мрачные мысли, которые могли бы отвлечь от основного на тот момент - от выступления Стугерона.
В одной из песен Вячи даже содержался недвусмысленный совет: "И все, что нужно мне, - переболеть тобой".
После околочасового выступления Вячи наступила пауза, а затем на сцену стали выползать Стугероны.
За качество
фотографий я сразу приношу извинения, так как свет в клубе был плох. Еще я не догадался взять стекла пошире: привык снимать Федула крупным планом, чтобы передать все разнообразие его мимики и ужимок, и забыл, что Стугероны выступают в костюмах, в которых лиц не видно.
Концерт был офигеннейшим и превзошел все ожидания.
Мужики, несомненно, большие молодцы. Конечно, это не более чем клоунада с серьезным выражением, вряд ли у них есть претензия на какой-либо глубокий смысл, но перфоманс великолепный. Оригинальные и запоминающиеся костюмы при минимальном бюджете (шланги и трубы из хозмага и светодиодные фонарики), странная жестикуляция, тяжелая и ритмичная музыка, местами - просто бешеный драйв.
На сольных выступлениях Федула остальной его коллектив, как бы он ни прыгал по сцене, не более чем музыкальное сопровождение, а в центре внимания остается сам Федул как персонаж своих же песен - здесь же, хоть Федул и узнается безошибочно под своим костюмом, все трое составляют абсолютно симметричную конструкцию, в которой каждому отведена своя роль. Забавно было слышать, как изменился голос Федула: в нем появились жесткие и даже металлические нотки, которых нет в его сольном творчестве. И без этого голоса и этих ноток, пожалуй, песни Стугерона так не цепляли бы - рычание второго мужика я рассматриваю лишь как аккомпанемент.
Стугерон Янссен выступал около часа и исполнил практически все, что я жаждал услышать. Не было разве что песни про отбойный молоток, которая хоть и содержит нецензурную лексику, но весьма забавна. Возможно, это самая федулоподобная песня из всего репертуара Стугерона, потому что в ней есть определенный лирический герой, от лица которого и читается текст.
Неожиданно понравилась Головная боль, хотя раньше я как-то ею не проникся, но двумя хитами концерта стали, без сомнения, Оксид водорода и Уренгой.
Click to view
Click to view
На данный момент, я считаю, это лучшее из того, что они исполняют, и меня от обеих композиций прет очень сильно.
Бессвязность текстов меня совершенно не смущает - я вообще давно склоняюсь к абсурдному и сюрреалистическому в стихах и песнях, потому что строго определенное смысловое наполнение всегда приедается, становится скучным, каким бы правильным оно ни казалось и каким близким тебе оно бы ни было. В противном же случае текст можно каждый раз прочесть по-новому, увидеть в нем смысл, который даже и не подразумевался автором; да и растащить на цитаты его проще. Стугероны чаще всего поют не о чем-то конкретном и осязаемом, они оперируют целыми образами, рисуют картины чего-то огромного, мощного и величественного, неподвластного пониманию человеком, пусть даже и созданного им же.
Мне кажется, что их можно и нужно выпускать на большие сцены перед (вернее, над) большими толпами. Это Федул хорош в маленьких клубах, когда он пляшет буквально среди публики - на большой сцене он бы просто потерялся. Со Стугеронами все ровно наоборот. А если добавить еще каких-нибудь подвижных индустриальных декораций и пиротехники, то это был бы вообще улет.
В общем, я был в восторге - лучшего завершения этого в целом далеко не самого радостного дня невозможно было бы и придумать. Надеюсь, это был не единственный концерт Стугерона Янссена в Москве.
Дома я был незадолго до полуночи.
Когда я шел от метро, я вдруг стал замерзать, хотя одет я был по погоде и шагал довольно бодро.