Гибель тургруппы Дятлова

Nov 10, 2009 19:35

Натолкнулся на одну историю, которая имела место быть в советском союзе. Гибель 9 туристов, в одну ночь, при не выясненных обстоятельствах. Посреди ночи что-то заставило 9 человек разбежаться из палатки, да так поспешно, что изнутри проход в палатке разрезали ножем, и почти никто не успел одеться. Поисковая группа, вниз по склону, под той самой палаткой, нашли только трупы в разных местах и два кострища. Никаких следов насилия, почти все смерти от переохлаждения.

Прочитал несколько версий событий, некоторые материалы дела и составил свою картину. Когда представляешь себе как все это случилось в жизни, эту ночную тьму и развитие событий, самому становится страшно. Так, как когда-то детстве было страшно от ужастиков. И самое интересное - ничего сверхъестественного. История так и просится в кино.

Написал свой рассказ о событиях, хотя ничего точно тут сказать невозможно, но я считаю его более вероятным, чем прочие версии, что читал.



1 февраля 1959.
Группа молодых людей, 7 мужчин и 2 женщины, большое количество планов на будущее - сегодня они покоряют вершину известной горы на северном урале, а скоро собираются аж за полярный круг. В общем, люди целеустремленные и, к сожалению, самоуверенные.

Гора, на вершину которой им предстоит подняться, известна тем, что у местных народов манси называется, не иначе, как Горой Мертвецов. Почему она так называется уже нет возможности узнать достоверно. Опытные этнографы давно знают специфические особенности поведения манси - они могут твердить тебе "Ага, да, ага", не слушая что ты у них спрашиваешь и каждый манси в отдельности может придумать тебе целый ворох баек и сказок на ходу, чтобы произвести впечатление на редкого городского гостя. Поэтому история про эту гору в разных местах может отличатся и обязательно имеет фантастический подтекст. В общем, все, что можно достоверно сказать об этой горе, не сильно опасной на вид, что кто-то там когда-то умер из манси и гора вошла в их фольклор. Сами они гору не посещают, да и терять там в плане охоты и оленеводства нечего. Просто глухое место в тайге, опасность встретить медведя, ближайшая деревушка манси в 80 километрах, только ты и дикая, очень дикая, природа.

Ведь что такое тайга? Это не лесок в отдалении от города, где может только показаться, что не ступала нога человека. Того и гляди выйдешь на длинную линию вырубленно леса со столбами электропередач. Увидишь и радостно на душе - здесь есть человек, хотя бы был. А тайга это дело совсем другое.

Например, направишься ты из Челябинска ровно вверх, на север.
Проедешь Екатеринбург. Проедешь Нижний Тагил, где уже будет заметно убыток цивилизации. Проедешь через Североуральск, где город скорей похож на развитую деревню. А потом ты подьедешь все ближе и ближе к Уральскому Тупику, где ещё остались пару деревень с десятком жителей, без телефонов и электричества и уже начинается тайга вокруг. Расслабленному городскому человеку уже здесь станет страшновато, пока он едет по ухабам дороги, которая скоро подойдет к концу - и не будет больше развилок, чтобы как-либо ехать севернее.

А дорога в таежных участках отдельная песня. Например, весной жители отделенных деревень не имеют вообще никаких коммуникаций с городом, несколько месяцев - дорогу так размывает, что только на вездеходе можно доехать. Только сруб леса спасает жителей - лесовозы проезжают в конце весны по этой дороге и здорово её уплотняют. После этого можно хотя бы на внедорожнике доехать.

А ведь это ещё не конечная точка маршрута. Это последний привал рядом остатками цивиллизации, где ночью ты можешь услышать вой волков, а местные бабушки боятся не кризиса и не свиного гриппа, а боятся медведя встретить по-ягоды. На лыжах группа Дятлова уехала неизмеримо далеко даже от таких мест с цивилизацией.

До горы добрались, лагерь соорудили.
До вершины не добраться до конца дня, но и время группе не хочется терять - еще есть несколько светлых часов впереди. Решили пройти половину дороги в гору и поставить палатку прямо на склоне горы - впринципе не опасный склон, угол подъема не большой. И хотя техникой безопасности такой ночлег запрещен, но самоуверенность вязла свое - пусть в лагере, у подножья горы, безопаснее, но 9 молодых человек, в расцвете сил, разве не пройдут такую мелкую преграду? И опыт ценный, за полярным кругом в разные условия можно попасть, надо готовиться.

Поднялись до середины пути, начало темнеть. Люда Дубинина делает свою последнюю фотографию. Метель и недостаток света делает свое дело, на фото трудно разобрать происходящее, но примерно понятно, что видит Люда Перед собой - группа ставит последнюю палатку в своей жизни.

О чем шли разговоры перед сном на Горе Мертвецов можно догадаться. Может быть кто-то из группы рассказывал о меречкении - байке народа манси. Говорят, что иногда в тайге, на возвышенности происходит северное сияние, но не такое как обычно - в небе - а другое, люди попадают прямо в зону сияния. Они могут видеть свечение прямо на себе, на своих руках. Очевидцы поговаривают, что в меречкение целые деревни манси выходили из домов и шли прямо в тайгу, в неизвестность, движимые непонятными силами и покрытые зеленовато-голубым свечением. И пропадали они в неизвестности, никто их больше не видел. - Ну хватит, мне страшно - произнес кто-нибудь из девушек. - Да чего ты боишься, он ведь сам, вот смотри, усмехается - успокоил кто-то из дальнего угла палатки.

А может обсуждали, что же на этой горе такое случилось с манси сотни лет назад, отчего же погибли здесь люди. А не столкнутся ли они с той же проблемой, с которой столкнулся северные народ. Почти точно можно сказать, что вспоминали они и снежного человека - в планах на стенгазету тема снежного человека была у них запланирована. А надо отметить, что в то время эта байка была в новинку и не опопсела - вызывая страх.

Поболтали, да заснули.
Сон их вероятно сопровождал "инфразвуковой свисток", когда ветер с определенной скоростью проходил через две скалы и издавал пугающий свист, что добавляло атмосферы. И тут наступает ключевой момент истории, достоверно о котором ни следствие, ни бывалые путешественники, не имеют одного мнения. Что-то очень испугало спящих людей и заставило убежать из палатки как можно быстрее.

Быть может, одна из девушек вышла в туалет или стряхнуть снег с палатки. Порыв ветра, что свойственно тем местам, снес её и ударил о камень. Внутри палатки начали беспокоится о долгом отсутствии девушки, многие уже начали одеваться и договаваривались о ее поисках. Вслушивались в завывание ветра за палаткой. А девушка очнулась, вокруг темнота и метель, палатки не видно, соображает плохо - она возьми, да истошно закричи. О чем думать внутри палатки в такой момент? Паника и неизвестность поселилась в головах. Кто-то ищет свою одежку под собой, а находит чужую, ничего не видно, маленький фонарик только у одного члена группы. Ещё крик, кто-то ринулся из палатки и запутался во множественных простынях на выходе, которые служили утеплением. Кто-то берет нож, разрезает палатку изнутри и бежит. Срабатывает стадный инстинкт и все бегут, не успев одеться, в темному, не видя своих ног. Бежит за ними и пропащая девушка, которая уже вполне пришла в себя, тоже в панике.

Как бы то нибыло, в панике, без света,
частично раздетые люди, а кто-то и вовсе в нижнем белье выбегают в холодную тьму. Один из них спотыкается по пути и пробивает голову о камень, получая тяжелое сотрясение мозга. Характер его повреждений, когда успели развиться пост-травматические процессы, говорят о том, что после удара он был ещё жив минимум 15 минут, он ещё пытался ползти по снегу, но отключился и замерз в позе ползком. Рустем Слободин ушел из жизни первым.

Проносятся незнакомые деревья, неизвестные места. Убежали от палатки аж на полтора километра - а это 10 минут непрерывного бега. Собрались вместе, начали успокаиваться и обсуждать проблему. До нижнего лагеря слишком далеко - не добраться. До верхнего, вверх по склону тоже проблематично, конечности уже потеряли чувствительность. Слава богу с собой есть нож и спички. Группа заходит за один из резких склонов, рядом с ручьем, чтобы спрятаться от ветра и разжечь костер. Безчувственные руки нарезали небольшие ветки с деревьев, не много будет тепла от такого костра, но хоть что-то. Нет, так мы тут до утра замерзнем, надо возвращаться к платке, надо найти Рустема, что-то с ним случилось по дороге. Дятлов, руководитель молодой группы, решает идти к палатке вместе с одной из девушек. Но для нового похода нужно, чтобы кто-то развел 2й костер, который был бы виден с места нахождения палатки. Этим займуться 2 человека - Юрий Дорошенко и Юрий Кривонищенко.

Таким образом 8 человек разделились на 3
группы - 2 человека поднимаются вверх по склону, к палатке. 2 человека держат костер на открытой местности, продуваемой ветром, рядом с большим кедром, чтобы со стороны палатки был виден обратный путь и можно было быстрей донести припасы и одежду. И 4 человека греются у первого костра, в защите от стихии.

Юрий Дятлов, поднимаясь к палатке, пробираясь через сугробы и метель, первым начал терять силы. Организм, и так работавший на износ, подошел к критической точке, когда и работа на износ уже была невозможна. Ему пришлось разделиться со спутником - Зиной Колмогоровой, у неё было больше сил. Он прислонился к березе, чтобы передохнуть и возможно сказал ей кратко - "обгоняй, отдохну, пойду". Вряд ли кто-то из них думал, что это прощание - мысли их были заняты борьбой со стихией и своей физической слабостью. Дятлов так и отключился в стоячей позе возле дерева. Ноги подкосились и он, все ещё цепляясь окочаневшей рукой за березу, упал за дерево на спину.

Но вот и организм Зины начал замедлять процессы, а сил становилось все меньше. Вот она встретила труп самого первого пострадавшего, но собственная слабость вряд ли оставила место состаданию, она пошла дальше. Она не думала отдыхать, понимая, что отдых отключит её ветхое сознание. Когда кончились сила, она начала позти, медленнее и медленнее. Её так и нашли в позе ползущего человека. Хотелось бы сказать, что ей не хватило немного сил, но до палатки оставалась еще половина пути.

Сколько их ждали 2 человека, на открытом ветру,
рядом с хилым костром? Возможно час, и даже больше. Но уже в первые пол-часа, на открытом ветре и морозе, да ещё и без одежды - они обрекли себя на всяческие обморожения и простуженные почки. Даже дождавшись ушедших, они уже вряд ли выжили бы, но они не дождались. Возможно они уже хотели возвращаться к основному костру, подальше от ветра, но костер хоть как-то грел их, а сил на новый путь по холоду небыло. Один из них в несколько заходов пытался обломать большую ветку кедра для костра. Ветка обломалась, но все ещё прочно держалась за кору дерева. Он устал и присел отдохнуть. Сон одолел одного, отключился второй. Ветка так и осталась висеть над ними.

Выжили бы 4 участника группы, вероятно. Обморозились бы и инвалидами стали, но выжли бы, но и с ними случилась беда. Обиднее всего, что случайность, что этого могло бы и не быть - но сошла на них снежная лавина с крутого склона, который их защищал от ветра. Вероятно, долго ожидая своих товарищей, они кричали в темноту, но никто не отвечал. Крик вероятно и спровоцировал обвал. Как бы то нибыло - 4 метра снега обвалились на костер и людей за ним, изрядно поломав людям кости. Один из четырех убежал от лавины дальше всех, успев сделать 20 шагов, но лавина и там догнала и его.

Целых 9 человек, каждый из них, не мог бы подумать, что такая большая группа возможно вся погибнет. Но так произошло, в силу обстоятельств, излишней самоуверенности и, возможно, невезения.

Примечания автора (т.е. меня):
Есть ряд версий произошедшего, которые рассказвают о событиях иначе. Все они имеют право на жизнь, но поясню, почему я описал свою версию событий именно так.

1. Главная альтернативная версия гибели людей - сход лавины на палатку. Более того - возможность схода лавины на пологом склоне перевала Дятлова доказана. Версия такова, что лавина ударила в часть палатки и прошла дальше. Другую часть палатки защитил каменный выступ. Часть людей повредили внутренние органы, часть осталась невридима. Они собрались, неспешно направились к основному лагерю, но перепутали направление.

В пользу версии говорит то, что следы людей, якобы задукоментированные следствием (сам не имел возможности ознакомиться), имели небольшое расстояние друг от друга, не похожее на большой разнос ног при беге. А то, что люди не одели даже ботинки - это якобы потому, что они скользкие, лыжные.

Во-первых, я занимался лыжным спортом пару лет, в юности. Да и не занимаясь можно понять, что скользкие ботинки даже в небольших сугробах (а они были) не скользят - ноги проваливаются. Тем более склон плавный, 20%. И решение идти 3 километра до нижнего лагеря в носках, чтобы якобы было удобнее - бред. Во-вторых, если предположить, что группа так поступила - не торопясь пошли к лагерю, помогая идти пострадавшим - опять возникает вопрос. След от их лыжни должен был им служить надежной дорогой к лагерю, даже без света его можно было нащупать. Но им это было не важно, по каким-то причинам. Поэтому я придерживаюсь панической версии прошествия.

2. Есть версия, что людей накрыло то самое "меречкение" в палатке, они увидели на себе свечение и это, безусловно, способно создать панику. Но так как нет документальных докательств существования такого явления, а истории манси не заслуживают большого доверия, то я не хочу связываться с разного рода фантастикой и маловероятным явлениями - и так достаточно случайностей для реалистичной истории.

3. Хотя явлению "свистка", когда ветер свистит между скал, тоже мало свидетельст, я считаю его вполне вероятным. Во-первых, физически, его довольно легко представить. Во-вторых, что-то должно было впчатлить народ манси на этой горе, что они когда то давно её так хорошо запомнили и обозвали. Люди в тайге умирают часто, гор тысячи и смертей на них придостаточно, значит чем-то гора должна выделяться. Необьяснимый ночной свист - хорошая причина, чтобы необразованный народ увидел в этом высшие силы.

4. Есть версия нападение медведя на палатку, что даже более реалистично привело бы людей в панику. Но, во-первых, люди начали одеваться за некоторое время до паники. И во-вторых, даже если медведь их сначала испугал дальним ревом, а только потом подошел к палатке, то обратный путь к палатке с девушкой - это не тот состав людей, который логичен для возможной встречи с опасным хищником. Да ещё и без ножа.

5. Версии о всяческих светящихся кругах и прочих зеленых человечках, которых видели "очевидцы" неподалеку. И прочие версии, где что-то существенное могло напугать находящихся в палатке. Все это никак не вяжется, опять же, с парой человек без оружия, что отправились обратно к палатке - к месту возможной опасности. Все говорит о том, что участники группы, собравшись вместе, поняли, что причина испуга не существенна, надуманна и не опасались вернуться обратно.

6. Ещё про светящиеся шары. Одним из главных доказательств сторонников "мистики" - является путь побега из палатки. Люди выбегали не ровно вниз по склону, в направлении лагеря у основания горы, а наискось - вниз-вбок. Мистикам строго советуется прибыть в тайгу, в зимнюю ночь, куда даже света луны не доходит из-за метели и срочно встав посреди ночи определить стороны света в незнакомом месте, на пологом склоне. На этом проблема будут исчерпана, я думаю.

7. Есть версия, что первый пострадавший Рустем Слободин, ушел из жизни не первым. Что он, хоть и здорово ударился головой при побеге, но смог спустится до костра со всеми и только поднимаясь к палатке потерял сознание. Мне кажется странным, что травмированного человека впринципе бы взяли в компанию по подьему к палатке. У костра остались люди куда более здоровые, каких и можно было взять в группу для подьема.

8. Опять про Слободина. Есть версия, что из-за личных отношений между участниками группы, так вышло, что нужно было оставить у первого костра определенных людей, якобы были причины для ссоры между некоторыми людьми. И вот так получилось, что с пробитой головой можно было взять человека, а других не стоило. Но я считаю, что ситуации, когда в критических момент для жизни, кто-то начинает спорить и ссорится - это сюжеты сериалов для домохозяек, вроде Иерихона. В жизни (в моем опыте, в том числе) в критический момент все становится просто и социальные разногласия никого не волнуют.
Previous post Next post
Up