Дослушал аудио-книгу
"Франкенштейн, или современный Прометей". Я понимаю, что классика, все дела, проверка временем, Вальтер Скотт одобряэ. Но основная мысль, которая у меня не шла из головы по ходу повествования: "главный герой - ебанутый, блеать!"
Сцылко на аудио на английском. Предупреждаю, что английский там довольно сложен и перегружен архаизамами. В русской википедии (см. ссылку выше), вроде, есть ссылка на аудио-книгу на русском, но я не проверял, рабочая ли она.
У авторши произведения отсутствуют не только малейшие представления о технике безопасности, но, похоже, и с банальным здравым смыслом тоже плохо (18-летняя ТП 19-го века, что с неё взять?). Главный герой - учёный, изучает, как это называется в романе, "натуральную философию", в результате чего открывает некий фундаментальный секрет жизни. Чтобы как-то использовать полученное знание на практике, он решает создать искусственное существо и оживить. Это всё основополагающие фантастические допущения романа, и тут, конечно, критиковать еще нечего.
Дальше - веселее. С какого-то непонятного бодуна он решает, что существо надо сделать непременно огромного размера и очень сильное. Ну, ладно, мало ли, у кого какие комплексы. Герой напряжённо работает и осуществляет задуманное: создаёт существо и оживляет.
Кульминация: учёный смотрит на дело рук своих и думает: "А чё-то оно какое-то ужасное." - и, преисполненный отвращения, выбегает из лаборатории. После этого еще несколько раз натыкается на существо, слоняющееся по дому (он, оказывается, не догадался его не то что привязать, но и хотя бы запереть?!), совсем расстраивается и вообще уходит из дома надолго, надеясь, что в его отсутствие всё как-нибудь рассосётся. Возвращается, обходит дом - ура, существа нету! Куда оно делось, что у него на уме, чем оно займётся на воле - такие вопросы нашего героя совершенно не занимают. Никакой ответственности за созданное им огромное, сильное, ужасное, отвратительное чудовище, которое он создал и выпустил на своих сограждан он тоже не ощущает.
Так как роман на этом не заканчивается, главный герой продолжает действовать и размышлять в своём стиле. От отца он получает письмо, что неизвестным злодеем убит какой-то его внучатый племянник, отправляется на родину, в окрестностях которой ночью вдалеке замечает силуэт кого-то, напоминающего созданного им монстра. "А так это же он убил! - тут же понимает наш герой, - Уж очень он, сцуко, ниибацо отвратительный!" Монстр со страшной скоростью скрывается из виду, взбираясь по отвесной скале и убегая в горы. "Дададад, точно это он! - укрепляется в своих догадках учёный, - Ни одно живое существо на такое неспособно, только мой монстр, я ж его сделал таким сильным." Тут он решает, что существо должно быть уничтожено и придумывает хитрый план, который вскоре начинает воплощать. План этот заключается в следующем:
1. Пойти бродить по горам одному и без оружия.
2. Дождаться, пока монстр заметит его и набижит.
3. В изысканных и витиеватых выражениях заявить монстру: "Исчезни с глаз моих, или я тебя щас уничтожу!"
4. И тут же добавить, что "Никуда ты от меня не скроешься, я тебя щас уничтожу!"
5. ?????
6. PROFIT!!!
Наверное, согласно замыслу героя, монстр должен был испытать тяжелейший когнитивный диссонанс и скончаться в корчах. Но он и ухом не повёл - быть может, потому, что был такой ужасный и отвратительный. Битвы, напоминающей поединок Йоды и Николая Валуева у них тоже не произошло. В дальнейшем монстр совершает ещё много подвигов - например, незримо следует за своим создателем из Женевы в Шотландию (это при том, что он настолько отвратителен, что вынужден скрываться всегда и ото всех, как бы это ни было затруднено его огромными размерами - стало быть, море он должен был пересечь, скорее всего, тупо вплавь?). Главный герой, в конце концов, допирает, что неплохо бы хотя бы вооружиться, и кроме того подключает к поискам монстра пожарных, милицию и фотографов, но всех их ожидает фейл.
По штилю произведение чем-то напомнило лавкрафтовский "Зов Ктулху": там тоже присутствуют ужасные, невыносимо отвратительные существа. Там тоже их невыносимая отвратительность не иллюстрируется, а на голубом глазу постулируется автором: ничего ужасного существа, в общем-то, не делают; главные герои дают им свои отрицательные эмоциональные оценки, ни разу их не увидев. Во "Франкенштейне" монстр хотя бы убил троих человек и подстроил смерть ещё одного - всё равно не тянет на чудовище, да и до этих убийств его, по сути дела, довели, и по всем современным канонам он должен сам считаться жертвой. А лавкрафтовские монструшки и вовсе бурили себе тихонько минералы в горах, стараясь никому не попадаться на глаза. Возможно, Лавкрафт, как истинный патриот, был возмущён тем, что они расхищают недра? И ещё он не упускает случая охарактеризовать их как "богохульных" - хотя, казалось бы, с позиций последовательного христианина и они есть ни что иное, как твари Б-жие?