Николай Терпугов. Работы на Днепре у Киева в 1894-1912 гг.

Aug 05, 2023 16:18

[163]
Краткій очеркъ работъ, произведенныхъ на участкѣ р. Днѣпра у г. Кіева за время съ 1894 по 1912 гг.

Инженера Н. В. Терпугова.

Въ 1896 году бывшимъ начальникомъ Кіевскаго Отдѣленія, авторомъ капитальнаго труда „Вѣка Днѣпръ и его система", инженеромъ Н. И. Максимовичемъ была напечатана „Пояснительная записка къ проекту окончанія выправительныхъ работъ на р. Днѣпрѣ у г. Кіева съ сосредоточеніемъ весенняго теченія подъ Николаевскимъ Цѣпнымъ Мостомъ“.

Въ этой запискѣ былъ приведенъ какъ историческій очеркъ указаннаго участка, такъ и его положеніе ко времени составленія проекта и предположенія о работахъ на будущее время. Съ того времени прошло пятнадцать лѣтъ. Работы за это время на участкѣ все время постепенно продолжались, хотя въ виду малыхъ ассигнованій сдѣлано сравнительно мало и осталась еще не начатой вся верхняя часть участка отъ Межигорья до устья р. Десны, если не считать построенныхъ за 1909-10 гг. Старосельскихъ запрудъ.

Проектъ выправленія этой части участка былъ неоднократно составляемъ; и въ 1911 году былъ представленъ подробный проектъ, пояснительная записка къ которому напечатана въ трудахъ Съѣзда при Кіевскомъ Округѣ Путей Сообщенія 1911 года, но ассигнованій не послѣдовало.

Въ настоящемъ краткомъ очеркѣ приводится Схематическій обзоръ наиболѣе существенныхъ работъ, произведенныхъ за послѣдніе годы по Кіевскому участку, но прежде чѣмъ переходить къ этому описанію приведемъ выдержку изъ указанной записки инженера Максимовича, изъ которой видно, какъ неправы тѣ люди, не знающіе положенія дѣла, которые, глядя съ Владимірской горки или изъ Царскаго Сада на искусственно созданную (кстати сказать, весьма полезную для сохраненія глубины у города) и закрѣпленную тюфячными лентами и посадками мель, противъ пристаней у Труханова острова говорятъ, что работами Днѣпръ у г. Кіева инженеры испортили.



Черт. на листѣ XIII.


На страницѣ 5-й пояснительной записки сказано: „Изъ сохранившихся старыхъ плановъ у г. Кіева болѣе всего подробнымъ въ отношеніи рѣки, а потому для насъ болѣе всего интереснымъ является планъ 40-хъ годовъ нынѣшняго столѣтія. На немъ Черторой составляетъ какъ бы правильное продолженіе вышележащаго русла р. Днѣпра, въ то время какъ правое русло показано обмелѣвшимъ, занесеннымъ носкомъ и имѣющимъ при низкой водѣ видъ залива. По сохранившимся доселѣ свѣдѣніямъ, суда, отправлявшіяся въ 40-хъ годахъ вверхъ отъ Кіева, должны были сначала спускаться версты три внизъ по теченію до впаденія в р. Днѣпръ рукава Чертороя и затѣмъ уже подниматься по судоходному Черторою въ вышележащую часть р. Днѣпра. Удаленіе главнаго судоходнаго русла рѣки отъ города продолжало представлять огромныя неудобства въ торговомъ и судоходномъ отношеніяхъ. Вопросъ о возвращеніи и направленіи главнаго теченія вдоль городского берега былъ вновь возбужденъ и связанъ съ рѣшеніемъ вопроса о постройкѣ постояннаго моста черезъ р. Днѣпръ у г. Кіева“.

Настоящій очеркъ составленъ частью по имѣющимся па участкѣ матеріаламъ, частью по личнымъ [164] наблюденіямъ актора за время завѣдыванія участкомъ (1909-1911 гг.), является лишь схемой обзора положенія участка въ данное время. Краткое описаніе работъ по 1904 годъ было приведено авторомъ въ очеркахъ выправленія средняго Днѣпра („Инженеръ“ 1907 г.). Очеркъ обнимаетъ работы отъ Староселья, идя внизъ но теченію до послѣднихъ работъ, полу запрудъ съ донными оконечностями ниже Цѣпного Моста. Ниже этого мѣста на главномъ руслѣ сооруженіи уже нѣтъ, глубина его держится хорошо, а сооруженія въ боковыхъ (Русановскихъ) протокахъ - въ виду закрѣпленія Десенки, Чертороя и Русановскаго водослива - уже перешли на положеніе второстепенныхъ.

Староселье. По проекту инженера Максимовича въ пунктѣ 3-мъ работъ второй очереди, предполагавшихся къ выполненію еще въ 1896 году, было предположено „Устройство земляной, одѣтой фашинными тюфячками, плотины на лѣвомъ берегу р. Днѣпра въ истокѣ рукава „Рѣчище“ для запруженія этого рукава и собранія меженняго теченія въ главное русло. Въ томъ же протокѣ Рѣчище нѣсколько ниже но теченію - фашинная запруда, для уменьшенія стремленія весеннихъ струй, направляющихся въ этотъ протокъ съ лѣвой стороны поймы“.

Въ настоящее время у истока рукавъ Рѣчище разбивается на два. Въ лѣто 1909 года оба эти истока отъ Днѣпра были пересыпаны помощью рефулернаго грунта, при чемъ при замыканіи этихъ земляныхъ запрудъ приходилось прибѣгать къ примѣненію фашины.

Въ зиму 1909-10 годовъ эти рефулерныя засыпки были перекрыты тюфячными лентами. Верхняя лента благополучно выдержала двѣ высокихъ воды, нижняя же дала просадку въ зиму еще 1909-10 гг., при чемъ за просадкой образовался водоворотъ и подмытъ правый корень При исправленіи этой просадки въ 1910-11 гг. было сдѣлано укрѣпленіе этого корня, просадка была засыпана лѣтомъ 1910 года опять рефулернымъ грунтомъ и снова образовалась весною 1911 года. За лѣто 1911 года просадка задѣлана помощью фашинной кладки съ пригрузкой ея плотнымъ глинистымъ грунтомъ.

Ниже по протоку зимой 1910-11 годовъ уложена тюфячная 4-хъ саж. ширины лента. Лента эта лѣтомъ 1911 года нѣсколько удлинена, при чемъ лѣвый корень ея съ нижней стороны укрѣпленъ хворостяной выстилкой.

Никакихъ другихъ работъ на перекатахъ Старосельскомъ и Вышгородскомъ до 1912 года не было сдѣлано. Временно примѣнялось лишь для воспособленія судоходству мѣстное землечерпаніе. Подробный проектъ, въ общемъ сходный съ предполагавшимся въ 1896 году, по составленіи согласно послѣднихъ съемокъ, былъ представленъ въ 1911 году въ Министерство, но на осуществленіе его средствъ не отчислено, а между тѣмъ теперь-то какъ разъ кривая вогнутаго у Староселья берега и имѣетъ весьма выгодное для укрѣпленія очертаніе.

Десна и Десенка. Въ техническій участокъ у г. Кіева входитъ часть р. Десны на 3 версты отъ устья. На этомъ протяженіи, идя сверху, имѣемъ нижеслѣдующія новыя работы: выше старой береговой обдѣлки на лѣвомъ берегу лѣтомъ 1910 года сдѣлана часть повой на протяженіи 140 саж. изъ фашиннаго тюфяка по откосу и хворостяной выстилки по 2-хъ саж. горизонтальной площадкѣ. Укрѣпленіе вызывалось тѣмъ, что въ данномъ мѣстѣ Десна круто поворачиваетъ вправо, и лѣвый берегъ въ этомъ поворотѣ усиленно размывается высокими водами Обдѣлка прекрасно проросла и виолнѣ достигла своей цѣли. Работа эта велась, чисто хозяйственнымъ способомъ и, включая всѣ накладные расходы, обошлась всего лишь въ 6 рублей на квадратную сажень 1½ тюфяка съ пригрузкой въ 0,056 саж. камня. Далѣе отъ лѣваго берега Десны идетъ рукавъ Десенка, соединяющійся ниже съ Чертороемъ и идущій частью по каналамъ и Долбичкѣ къ Цѣпному мосту въ Днѣпръ, частью же въ Русановскій протокъ.

Развѣтвленіе р. Десны, которая въ малую воду и такъ уже весьма неблагопріятна для судоходства, - могла бы повлечь за собою крайне невыгодное замелѣніе того и другого рукавовъ и, кромѣ того, давало бы излишній притокъ воды въ Русановскій протокъ. Уже съ 1884 года здѣсь была построена фашинная запруда. Запруда эта несла слишкомъ большую работу и постоянно требовала [165] серьезнаго ремонта. Для уменьшенія перепадовъ и поврежденій запруды въ 1908 году непосредственно ниже этой запруды была построена вторая также фашинная на тюфякѣ. Промежутокъ между этими запрудами предполагалось закрыть, послѣ засыпки рефулернымъ грунтомъ, хворостянной выстилкой и тюфячками въ сѣтку и но всей площади посадить лозу. Часть этой послѣдней работы выполнена въ 1910 году. Способъ этотъ былъ предложенъ инженеромъ П. П. Чубинскимъ и далъ, какъ будетъ указано ниже, весьма хорошіе результаты па подвергавшейся всегда большому разрушенію Черторойской запрудѣ. Несмотря на эту вторую запруду, подпоръ все-таки оставался слишкомъ великъ, и получались послѣ прохода высокихъ водъ значительныя просадки въ обѣихъ запрудахъ. Въ виду этого въ 1910-11 годахъ ниже по Десенкѣ была построена третья запруда въ видѣ тюфячной ленты на болѣе глубокихъ мѣстахъ въ 3½ фута толщины и на косѣ - въ 1½ фута. Здѣсь же для удержанія наносовъ была примѣнена разсадка свѣжей фашины цѣлыми пуками, поставленными въ тюфякахъ подъ канаты съ наклонами по теченію около 30° отъ вертикали. Подобный способъ примѣнялся ранѣе инженеромъ И. В. Поповымъ на Волгѣ и далъ очень хорошіе результаты; здѣсь онъ далъ также великолѣпные результаты въ теченіе первой же высокой воды: тюфяки дѣлались при сравнительно высокомъ горизонтѣ зимою со льда, такъ что подъ ними на большемъ ихъ протяженіи котловановъ сдѣлано не было, а былъ при погрузкѣ слой льда. Но спадѣ воды было обнаружено, что тюфяки па значительномъ ихъ протяженіи присыпаны пескомъ до верха какъ 1½, такъ 3-хъ футовые. Нижніе концы посадокъ, перегнутыхъ но теченію, благодаря тому, что онѣ задерживали массу наносовъ на своихъ вѣтвяхъ -частью были выкручены изъ земли, такъ что ихъ для проростанія лозы пришлось выправить и присыпать землей. Проростаніе какъ самого тюфяка, такъ особенно и посадокъ пошло очень хорошо.

На устьѣ Десны выполнено лишь укрѣпленіе береговъ Десны и Днѣпра - стрѣлка, но не въ томъ видѣ, какъ она предполагалась, въ видѣ выступающихъ въ рѣку дамбы съ траверсами, а просто въ видѣ укрѣпленія того и другого береговъ. Укрѣпленіе сперва было сдѣлано на длинѣ со стороны Днѣпра 185 саж. и со стороны Десны 171,5 саж.

Со стороны Днѣпра ширина тюфяка примѣнена 10 саж. до брови, и кромѣ того, выпущено 8 лентъ 3×10 саж. на рѣку для того, чтобы предотвратить значительный подмывъ берега снизу. На берегъ на бровку выпущена ленточка 3×1 саж., расположенная черезъ 10 саж. въ свѣту одна отъ другой.

Съ Десенской стороны рѣчныя ленты размѣромъ длиною 4 саж., шириною 2 саж. въ количествѣ 18 штукъ и береговыя ленты расположены черезъ 8 и частью черезъ 7 саж. Промежутки между береговыми ленточками выполнены хворостяной выстилкой. Откосъ тройной. Тюфякъ толщиною 1½ фута, съ пригрузкой камней 0,056 caж.

Такъ какъ правый берегъ р. Десны непосредственно выше построенной стѣнки очень сильно размывался, берегъ же этотъ является весьма цѣннымъ имуществомъ мѣстныхъ крестьянъ, у которыхъ другой земли нѣтъ, то крестьянами этими было подано прошеніе объ укрѣпленіи берега. Размывъ берега угрожалъ также и сдѣланному уже береговому укрѣпленію на стрѣлкѣ тѣмъ, что весенними водами Десны сильно размывало правый берегъ, прилегающій къ концу обдѣлки со стороны Десны протока. .

Лѣтомъ 1911 года было въ этомъ мѣстѣ сдѣлано береговое укрѣпленіе („Моложи“) - по самому берегу на протяженіи 146 пог. саж. фашиннымъ тюфякомъ шириною 8 саж. съ укрѣпленіемъ бермы поверху тюфячными 2×2 саж. лентами, расположенными черезъ 8 саж. въ свѣту. Далѣе по продолженію этого укрѣпленія по расположенному здѣсь протоку, идущему отчасти отъ Десны - отъ Николаевской пустыни, а отчасти отъ Старосельскаго протока и отъ озеръ - положена тюфячная лента, врытая въ котлованѣ заподлицо съ дномъ, во избѣжаніе углубленія русла протока и поврежденія нижерасположенной „стрѣлки“ - берегового укрѣпленія самого устья Десны размѣрами 22,5×3 саж. Кромѣ того, берегъ въ протокѣ непосредственно выше конца стрѣлки укрѣпленъ. По протоку для закрѣпленія па немъ песковъ и [166] способствованія отложеній производились посадки пуками фашины, давшіе очень хорошіе результаты на Волгѣ и на лептѣ ниже Десенскихь запрудъ въ 1911 году. Для устройства этихъ посадокъ не на тюфякѣ, какъ было па Десенской запрудѣ и непосредственно на песчаномъ грунтѣ, вырывается котлованъ глубиной около 1 аршина и въ него ставится сплошной стѣной свѣжая осенней рубки сочная фашина. Фашина эта прибивается канатами и потомъ какъ во время вѣтра, который на косахъ перемѣщаетъ значительное количество наносовъ, такъ и во время высокой воды работаетъ, задерживая и накопляя какъ передъ собой, такт, и за собой значительныя отложенія песка и ила.

На самомъ усть - Десенскомъ перекатѣ, который является большимъ зломъ для всего выше- Кіевскаго судоходства и о выправленіи котораго ходатайствуютъ буквально всѣ совѣщанія и съѣзды, имѣющіе отношеніе къ судоходству-работъ для углубленія переката еще но начиналось. Подробные проекты на выправленіе переката представлены. Ежегодно приходится принимать здѣсь тѣ или иныя временныя мѣры: примѣнялась постройка фашинныхъ временныхъ полузапрудъ, которые оказали благопріятное дѣйствіе въ свое время, но потомъ были снесены. Въ 1910 году по линіи одной изъ такихъ полузапрудъ, гдѣ она мѣстами еще сохранилась построена (за счетъ мелкаго ремонта) нолузапруда легкаго тина. Полузапруда эта, расположенная отъ праваго берега Днѣпра въ томъ мѣстѣ, гдѣ въ будущемъ по проекту предположена постройка капитальныхъ полузапрудъ, благополучно безъ замѣтныхъ поврежденій выдержала осенній ледоходъ 1910 года, бывшій весьма неблагопріятнымъ, весенній ледоходъ 1911 года и высокую воду и осенній ледоходъ 1911 г. За ней замѣтно весьма благопріятное отложеніе наносовъ и крайне желательно построить впредь до разрѣшенія капитальнаго выправленія переката - въ помощь ей хотя бы еще одну полузапруду ниже но теченію.

Вліяніе этой одиноко стоящей полузапруды, на распредѣленіе глубинъ крайне велико; кромѣ того, замеленіе русла у праваго берега, которое вызываетъ эта полузапруда, въ значительной мѣрѣ можетъ удешевить постройку капитальныхъ сооруженій въ будущемъ. Здѣсь же примѣняется почти ежегодно землечерпаніе и въ 1911 году примѣнены деревянные щиты. Типъ щитовъ, введенный авторомъ и примѣняемый на участкѣ у г. Кіева, такой: отдѣльныхъ козелъ, въ виду того, что работать щитами приходится лишь па меляхъ такихъ, какія примѣняются на щитахъ, употребляемыхъ на перемычкахъ, выработанныхъ въ Екатеринославскомъ Отдѣленіи Кіевскаго Округа Путей Сообщенія, здѣсь нѣтъ. Упорная нога съ вырѣзомъ въ видѣ шарнира обхватываетъ па обручномъ желѣзѣ непосредственно верхній продольный брусъ.




Доски складываются сверху и не прибиваются, а удерживаются планкой изъ пластинъ. Хотя опытъ одной навигаціи со щитами нельзя считать достаточнымъ, но все же стоитъ указать на то, что судовой ходъ, круто поворачивавшій влѣво около самаго берегового укрѣпленія послѣ установки отъ лѣваго берега щитовъ, перешелъ на плавное направленіе примѣрно по серединѣ русла и продолжался тамъ въ хорошемъ состояніи до конца навигаціи 1911 года.

Самая стрѣлка на устьѣ Десны сдѣлана, какъ уже указано, въ видѣ фашинныхъ береговыхъ укрѣпленій (тюфячныхъ) лѣваго берега Днѣпра и примыкающаго къ нему праваго берега Десны. Здѣсь добавимъ еще, что подъ самую стрѣлку были затоплены заполненные помощью рефулированія грунтомъ старые суда и боченки отъ прежнихъ трубопроводовъ землечерпательныхъ машинъ. Стрѣлка въ виду образованія сбоя какъ со стороны Днѣпра, такъ и со стороны Десны непосредственно [167] у самыхъ береговъ даетъ просадки. Здѣсь необходимо уширеніе хода.

Спускаясь внизъ по теченію, мы встрѣчаемъ участокъ у урочища Бобровня. Здѣсь имѣется два рукава съ песчанымъ просередкомъ. Главное теченіе лежитъ въ правый рукавъ - и такимъ образомъ имѣется два перегиба трассы. Но представленному же проекту, все теченіе предположено сосредоточить въ лѣвомъ рукавѣ, а правый перекрыть полузапрудами, при чемъ отъ дѣйствія полузапрудъ долженъ смыться песчаный просередокъ.



Часть связаннаго тюфяка. Снято съ праваго берега 25-го января 1907 года.

Лѣвый берегъ противъ полузапрудъ долженъ быть укрѣпленъ на всемъ своемъ протяженіи. Эта послѣдняя часть работы уже почти и выполнена: берегъ укрѣпленъ на протяженіи около 934 саж., причемъ на верхней части 661 саж. примѣнены тюфяки съ выступающими въ рѣку 4-хъ саж. ширины траверсами („шпорами“), нижній же безъ такихъ траверсовъ. На произведенной части берегового укрѣпленія ниже протока „Бобровня“, гдѣ для экономіи были исключены выступающія ленты донныхъ тюфяковъ - въ 1912 году оказались довольно значительныя просадки, что ясно указываетъ на цѣлесообразность примѣненія выступающихъ лентъ. Имѣющійся здѣсь идущій къ Черторою протокъ Бобровня перекрытъ запрудой и передъ запрудой уложенъ фашинный тюфякъ, заполняющій все пространство между тюфяками выше запруды и ниже расположенныхъ тюфяковъ береговыхъ укрѣпленій. Ниже запрудъ по протоку примѣнены посадки ивняка наклонными рядами.

Къ сожалѣнію, за отсутствіемъ ассигнованій правый протокъ остается неперекрытымъ, и здѣсь все время идетъ весьма сильный размывъ берега. Имѣющійся здѣсь „Собачій протокъ“, идущій отъ праваго берега къ Наталкѣ, въ 1911 году за счетъ мелочнаго ремонта перекрытъ фашиннымъ тюфякомъ.

Далѣе идетъ Наталковскій перекатъ - ходъ отъ лѣваго берега переходитъ подъ правый, гдѣ на урочищѣ „Наталка“ построено значительное береговое укрѣпленю (895 саж. длины). Самый [168] перекатъ съ постройкой въ данномъ мѣстѣ двухъ полу-запрудъ легкаго типа уже никакихъ препятствій для судоходства не оказываетъ (см. графикъ глубинъ).

Полузапруда № 1 легкаго типа безусловно требуетъ усиленія: голову ея срываетъ почти ежегодно, и въ этой части ея необходимо положить достаточныхъ размѣровъ фашинный тюфякъ.

Старое береговое укрѣпленіе у Наталки прекрасно держитъ около себя сбой и глубины. Само оно мѣстами сильно повреждено такъ что кое-гдѣ взамѣнъ возобновленія обдѣлки были добавлены короткія буны, а въ другихъ мѣстахъ (съ верхового конца) въ 1910 и 1911 годахъ сдѣланъ капитальный ремонтъ, помощью фашинныхъ тюфяковъ. Серія сооруженій отъ праваго берега ниже берегового укрѣпленія Наталки въ общемъ работаетъ хорошо и особо большихъ ремонтовъ не требуетъ.

Переходя къ „Черторою“, укажемъ, что здѣсь сдѣлано капитальное усиленіе главныхъ запрудъ, но предложенію инженера П. П. Чубинскаго: промежутокъ между запрудами былъ, засыпанъ рефулернымъ грунтомъ и сверху покрытъ тюфячной сѣткой съ заполненіемъ клѣтокъ хворостяной выстилкой (1906-1909 гг.). Послѣ этого усиленія хворостъ прекрасно проросъ и здѣсь никакихъ ремонтовъ не требовалось. Въ лѣвомъ корнѣ главной запруды (А) (гдѣ этого усиленія не было) въ 1911 году пришлось положить тюфякъ для уширенія запруды, сильно съузившейся, и для образованія ударнаго водослива.

По протоку Десенки, немного выше соединенія съ Чертороемъ, построена, такъ называемая, Михайловская запруда, служащая для предотвращенія ухода Десенки въ русло Чертороя въ обходъ нижней Черторойской запруды и рукава Долбички, что увеличило бы напоръ на запруду Б и на Русановскій водосливъ.

Михайловская запруда требуетъ коренного усиленія, такъ какъ почти ежегодно повреждается. Повреждается также и береговое укрѣпленіе ниже этой запруды, сдѣланное рабочими артелями въ 1910-11 годахъ.

Въ 1911 году было намѣчено также и усиленіе Небышевской запруды съ укрѣпленіемъ берега ниже и выше ея, гдѣ, благодаря подмыву праваго берега Десенки, перешеекъ между Небышевскимъ протокомъ и Десенкой весьма съузился и грозилъ прорывомъ.

Сооруженія ниже Черторойскихъ запрудъ отъ лѣваго берега работаютъ весьма сильно, особенно подвергается подмыву полузапруда № 7, гдѣ въ головѣ имѣется почти въ 11 саж. глубины яма и гдѣ въ корнѣ въ 1909 году осеннимъ ледоходомъ были сдѣланы значительныя поврежденія, которыя были задѣланы помощью фашинныхъ тюфяковъ и кладки.

Дальнѣйшія сооруженія ремонтировались въ большинствѣ случаевъ рабочими артелями; въ 1911 году капитально отремонтирована артелями запруда ниже Яхтъ-клуба. Ниже по лѣвому берегу изъ новыхъ работъ сдѣлано: береговое укрѣпленіе длиною 194,10 около вновь построенной (въ 1910 г.) церкви на Трухановомъ островѣ. Сея работа сдѣлана артелями, при чемъ на значительную часть ея матеріалъ былъ данъ Управленіемъ пароходныхъ обществъ, рабочая же сила - артели участка.

По косѣ, идущей отъ лѣваго берега, противъ пристани для ея закрѣпленія и повышенія уложены 1909-1911 гг. тюфячныя ленты и сдѣланы посадки ивняка, которыя проростая способствуютъ отложенію наносовъ.

Около самыхъ казенныхъ пристаней въ 1911 г. построенъ первый на Днѣпрѣ автоматическій водомѣрный постъ. Подводная труба и колодецъ сдѣланы бетонными въ шпунтовыхъ стѣнкахъ. Въ бетонныхъ стѣнкахъ, служащихъ опорами свода трубы, заложены во всю длину двутавровыя балки, между которыми установлены двутавровыя же распорки, служащія для укладки на нихъ полового пастила. Постъ снабженъ нижеслѣдующими приборами: лимниграфъ Рорданца, самопишущіе барометръ и термометръ и плювіографъ. Кромѣ того, имѣются еще и обычныя приборы. Стоимость поста съ оборудованіемъ опредѣлилась въ 367,7 руб.

Ниже пристаней довольно большая работа сдѣлана по укрѣпленію берега между трубами №№ 6 и 7 набережнаго шоссе. Здѣсь примѣненъ типъ тяжелаго берегового укрѣпленія: внизу до горизонта средне-низкихъ водъ фашинный тюфякъ, потомъ укладка камня на слоѣ щебня и далѣе [169] мостовая на мху. Благодаря тому, что подрядчикомъ досыпка насыпи сдѣлана не изъ смѣси песка и глины, предполагавшихся по проекту, а изъ строительнаго мусора, утрамбованнаго конной возкой, эта часть набережной оказалась укрѣпленной въ высшей степени прочно. Стоимость работы около 15500 рублей.



Общій видъ тюфяка. Снято съ моста Кіевской стороны 25-го января 1907 г.

Около пристаней былъ приведенъ въ порядокъ въ 1911 году къ Царскому проѣзду берегъ, устроена ограда и была сдѣлана (на томъ же мѣстѣ, гдѣ въ 1910 году была сдѣлана лѣстница для перенесенія Св. Мощей) лѣстница къ „Царской пристани“. Теперь лѣстница эта разобрана, берегъ мало-помалу принимаетъ свой рваный видъ и тамъ, гдѣ была „Царская пристань“, красуется надпись: „Въ слободку и обратно 5 коп.“ и снова прежняя грязь. Казалось бы, слѣдовало гг. Кіевлянамъ оставить это мѣсто внѣ эксплоатаціи и сохранить его для другихъ торжественныхъ случаевъ.

Ниже по теченію четыре полузапруды отъ праваго берега сохраняются и работаютъ довольно досыпка насыпи сдѣлана не изъ смѣси песка и глины, предполагавшихся по проекту, а изъ строительнаго мусора, утрамбованнаго конной возкой, эта часть набережной оказалась укрѣпленной въ высшей степени прочно. Стоимость работы около 15500 рублей.

Около пристаней былъ приведенъ въ порядокъ въ 1911 году къ Царскому проѣзду берегъ, устроена ограда и была сдѣлана (на томъ же мѣстѣ, хорошо. Гораздо хуже положеніе съ струенаправляющей дамбой выше Цѣпного моста. Здѣсь отъ праваго берега идетъ почти па половину рѣки коса, отбивающая теченіе на струенаправляющую дамбу. Благодаря расположеннымъ здѣсь быкамъ Цѣпного моста, построеннымъ въ 40-хъ годахъ прошлаго столѣтія, въ перемычкахъ, значительно съужающихъ живое сѣченіе, здѣсь постоянно образуются ледяные заторы, временами преграждающіе всю ширину въ съуженной части русла противъ дамбы, что вызываетъ значительныя поврежденія самой дамбы. Въ сущности дамба такимъ заторомъ была весьма сильно повреждена въ зиму 1910-11гг., и такъ какъ она не была отремонтирована до ледохода, то была почти совершенно уничтожена къ веснѣ 1912 года. Въ настоящее время эта дамба перестраивается въ прочный типъ стрѣлки, но и это не есть еще окончательное рѣшеніе вопроса: безусловно необходимо удалить косу и открыть для теченія правые пролеты моста. Это тѣмъ болѣе необходимо, что быкъ № 5 [170] Цѣпноного моста заложенъ сравнительно неглубоко и при значительныхъ подмывахъ въ пролетахъ его приходилось укрѣплять обкладкою фашинными тюфяками и каменной отсыпью *), Подобныя мѣры предпринимались и по отношенію къ другимъ быкамъ моста.

Незатопляемая дамба, ограждающая какъ мостъ, такъ равно и все населеніе по верховой сторонѣ отъ дамбы Предмостной слободки - повреждалась значительно во время очень высокой воды 1909 года, но, благодаря своевременному принятію мѣръ, никакой катастрофы не произошло.

По пункту 5-му работъ первой очереди, намѣченныхъ въ брошюрѣ Максимовича, устройство полузапрудъ съ донными при нихъ частями на лѣвомъ берегу ниже Цѣпного моста выполнена въ 1910 и 1911 годахъ. Берегъ въ этомъ мѣстѣ, по просьбѣ жителей, былъ укрѣпленъ въ 1906 году на протяженіи 290 саж., такъ что корневыя части запрудъ съ донными оконечностями оказались въ весьма выгодныхъ условіяхъ.

При постройкѣ этихъ полузапрудъ состоящихъ изъ слоевъ - лежащихъ одинъ на другомъ фашинныхъ тюфяковъ особенно много вниманія требовалось при опусканіи тюфяковъ другъ на друга на точно опредѣленныхъ мѣстахъ при значительномъ теченіи. Часть этихъ тюфяковъ опускалась со льда, при чемъ по опусканіи одного слоя вырубалась въ сторонѣ крѣпкая льдина достаточныхъ, размѣровъ и приводилась на мѣсто для укладки новаго тюфяка и часть съ ёлокъ, во время навигаціи. Всѣ тюфяки благополучно были закончены и опущены, и несмотря на весьма трудную и опасную работу въ особенности при слабомъ льдѣ въ концѣ зимы, ни одного несчастнаго случая на работахъ не было.

Русановскій мостъ и водосливъ. За время 1904-1907 годы черезъ Русановскій протокъ построенъ постоянный желѣзный мостъ изъ двухъ пролетовъ по 50 саж. Мостъ построенъ по проекту профессоровъ Кривошеина и Бѣлелюбскаго въ общемъного моста заложенъ сравнительно неглубоко и при значительныхъ подмывахъ въ пролетахъ его приходилось укрѣплять обкладкою фашинными тюфяками и каменной отсыпью *), Подобныя мѣры предпринимались и по отношенію къ другимъ быкамъ моста.

Незатопляемая дамба, ограждающая какъ мостъ, такъ равно и все населеніе по верховой сторонѣ отъ дамбы Предмостной слободки - повреждалась значительно во время очень высокой воды 1909 года, но, благодаря своевременному принятію мѣръ, никакой катастрофы не произошло.

По пункту 5-му работъ первой очереди, намѣченныхъ въ брошюрѣ Максимовича, устройство полузапрудъ съ донными при нихъ частями на лѣвомъ берегу ниже Цѣпного моста выполнена въ 1910 и 1911 годахъ. Берегъ въ этомъ мѣстѣ, ио просьбѣ жителей, былъ укрѣпленъ въ 1906 году на протяженіи 290 саж., такъ что корневыя части запрудъ съ донными оконечностями оказались въ весьма выгодныхъ условіяхъ.

При постройкѣ этихъ полузапрудъ состоящихъ изъ слоевъ - лежащихъ одинъ на другомъ фашинныхъ тюфяковъ особенно много вниманія требовалось при опусканіи тюфяковъ другъ на друга на точно опредѣленныхъ мѣстахъ при значительномъ теченіи. Часть этихъ тюфяковъ опускалась со льда, при чемъ по опусканіи одного слоя вырубалась въ сторонѣ крѣпкая льдина достаточныхъ, размѣровъ и приводилась на мѣсто для укладки новаго тюфяка и часть съ ёлокъ, во время навигаціи. Всѣ тюфяки благополучно были закончены и опущены, и несмотря на весьма трудную и опасную работу въ особенности при слабомъ льдѣ въ концѣ зимы, ни одного несчастнаго случая на работахъ не было.

Русановскій мостъ и водосливъ. За время 1904-1907 годы черезъ Русановскій протокъ построенъ постоянный желѣзный мостъ изъ двухъ пролетовъ по 50 саж. Мостъ построенъ по проекту профессоровъ Кривошеина и Бѣлелюбскаго въ общемъ по типу моста черезъ Рейнъ въ Ворсмѣ: арка съ затяжкой съ подвѣшенной проѣзжей частью. Проѣзжая часть со свободными поперечными балками. Настилъ деревянный. Опоры на кессонахъ и заложены на глубину до 11 саженей ниже 0 рейки Кіевскаго водомѣра.

Подъ мостомъ сдѣланъ постоянный водосливъ, водосливъ этотъ составленъ изъ прежде бывшаго, низовой откосъ котораго дополненъ до тройного уклона помощью земляной присыпки, и вся низовая часть прикрыта сверху фашинными тюфяками толщиною 3 фута и общей площадью почти четыре тысячи квадратныхъ саженей (3996 саж.²) съ пригрузкой камнемъ по 0,08 саж.³ на квадратъ (фотогр.).

Погрузка тюфяка выполнена зимою со льда, при чемъ для удержанія его отъ скольженія внизъ но откосу низовой стороны водослива примѣнялись; пеньковые канаты, фашинныя кольца, стальные троссы и т. и. приспособленія. Послѣ погрузки никакихъ измѣненій въ положеніи тюфяка не произошло, и онъ выдержала, вполнѣ благополучно весьма высокую воду 1908 года. Этотъ пунктъ программы работы можно считать законченнымъ.

При постройкѣ моста для движенія былъ рядомъ съ прежнимъ деревяннымъ мостомъ построенъ временный деревянный же, а старый служилъ въ качествѣ подмостей. Часть моста самая арочная ферма Кіевскаго пролета была построена на высокихъ подмостяхъ, часть же Черниговскаго пролета - собрана помощью копровыхъ крановъ. Черниговскій пролетъ былъ собранъ въ виду значительныхъ глубинъ ниже моста и ненадежности низовой части подмостей нѣсколько выше по теченію и передвинутъ на каткахъ па надлежащее мѣсто. Къ сожалѣнію описанія производства этихъ въ высшей степени интересныхъ работъ нигдѣ въ печати дано не было.

Каждый годъ на участкѣ у г. Кіева производятся согласно программѣ, утвержденной Инженернымъ Совѣтомъ, изысканія. Изъ этихъ изысканій приведемъ здѣсь весьма интересныя данныя, полученныя въ исключительно высокую воду 1908 года, именно сравненіе уклоновъ воды но всему участку, опредѣленныхъ при горизонтахъ высокомъ (+2,20 саж.) по рейкѣ Цѣпного [171] моста и при низкомъ горизонтѣ (-0,30 саж.) по той же рейкѣ.





Видъ фашин, тюфяка полузапруды № 3 ниже Николаевскаго Цѣпного моста.

За то же время помощью поплавковъ были опредѣлены и скорости у Чертороя (при гориз. +3,25 и 3,30) и у Цѣпного моста (при гориз. +3,83 и 3,40). Приведемъ максимальныя: у Чертороя +7,406' (на поверхности) выше моста 7,035' (на глубинѣ въ 2 саж.), непосредственно за мостомъ (въ пролетѣ) - 13,25' (на глубинѣ 3 саж. работа сбойнаго теченія) и дальше внизъ отъ моста (100 саж.) - 8,582' фута въ секунду.

Изъ приведенныхъ цифръ видно, насколько увеличиваются уклоны при повышеніи горизонта и какое громадное препятствіе судоходству представляетъ увеличеніе скоростей подъ мостами. За все это время собранъ въ высшей степени богатый матеріалъ; особенно по опредѣленію расходовъ воды при различныхъ горизонтахъ, при чемъ большую часть какъ самой работы по опредѣленію расходовъ, такъ и вся обработка матеріаловъ выполнена техникомъ участка В. 3. Будкевичемъ. Крайне было бы желательно, чтобы этотъ матеріалъ не оставался достояніемъ архива, а былъ бы напечатанъ. Къ этимъ изысканіямъ авторомъ въ 1910 и 1911 годахъ добавлены изслѣдованія помощью флюгера системы инженера Лелявскаго (доклады XIII и ХV съѣздамъ русскихъ дѣятелей въ 1911 и 1913 годахъ).

------
*) Для укрѣпленія быка № 5 Цѣпного моста авторомъ этой замѣтки было предположено окружить его кольцевымъ кессономъ, состоящимъ изъ четырехъ частей: двѣ боковыхъ, передняя (калоша) и задняя (полукругъ); но въ виду малаго вѣса кессоновъ потребовалась бы сильная искусственная пригрузка. Послѣ постройки полузапрудъ съ донными оконечностями острота вопроса объ укрѣпленіи итого быка падаетъ. Н. Т.




















------
Терпугов Н. В. Краткий очерк работ, произведенных на участке р. Днепра у г. Киева за время с 1894 по 1912 ​гг​. // Инженер : журнал. - Киев, 1913. - № 6. - С. 1638-171.

История Киева, Мосты Киева

Previous post Next post
Up