Ровно 110 лет назад началось регулярное движение киевского фуникулёра

May 21, 2015 15:25


Киевский фуникулёр

Ровно 110 лет назад, 8 мая (по старому стилю) 1905 года, в Киеве началось регулярное пассажирское движение фуникулёра или, как его тогда называли, Михайловского механического подъёма. А за день до этого состоялось испытание механического подъема, его освящение и торжества для руководителей города и приглашенных лиц.




7 мая 2015 года городские власти торжественно отметили «круглую дату» 110-летие фуникулёра.




Представители СМИ: газеты «Вечерний Киев», «Сегодня», «Хрещатик», интернет-сайты УНИАН, From-ua и прочая-прочая-прочая отметили это событие и поздравили фуникулёровцев с праздником.

Однако как городские функционеры, так и журналисты забыли, что даты по нынешнему, григорианскому календарю, на 13 дней отличаются от дат по юлианскому календарю, действовавшему в Российской империи на тот момент. Соответственно 7-8 мая по старому стилю соответствуют 20-21 мая по нынешнему календарю.

Выкладываю ниже несколько заметок из газеты «Киевлянин» за 1905 год, в том числе с репортажем об освящении:
  1. Предстоящее открытие Михайловского механического подъема // Киевлянин. - 1905. - № 121. - 3 мая. - С. 3.
  2. Общее собрание акционеров Киевской городской железной дороги // Киевлянин. - 1905. - № 122. - 4 мая. - С. 3.
  3. Открытие Михайловского механического подъема в Киеве // Киевлянин. - 1905. - № 126. - 8 мая. - С. 2, 3.
  4. Со вчерашнего дня, 8 мая, Михайловский механический подъем городской железной дороги открыт для движения публики // Киевлянин. - 1905. - № 127. - 9 мая. - С. 2.

[3]
Предстоящее открытіе Михайловскаго механическаго подъема. Правленіе Кіевскаго общества городской железной дороги обратилось въ городскую управу, прося разрѣшенія открыть движеніе по Михайловскому механическому подъему, который окончательно устроенъ и готовъ къ открытію.

Одновременно съ этимъ гласный П. И. Юскевичъ-Красковскій подалъ заявленіе, въ которомъ просить обсудить вопросъ объ устройствѣ параллельно и вдоль Михайловскаго механическаго подъема тропы для пѣшеходовъ. Тропа эта должна будетъ служить кратчайшей пѣшеходной дорогой, [соединяющей] Подол съ Крещатикомъ и Старымъ городомъ. Она должна будетъ проходить до памятника кн. Владиміра.




-----
Кіевлянинъ. - 1905. - № 121. - 3 мая. - С. 3.

[3]
Общее собраніе акціонеровъ Кіевской городской железной дороги состоялось 1 мая, при участіи многочисленныхъ акціонеровъ, преимущественно бельгийцевъ.

Изъ сдѣланного правленіемъ общему собранію доклада видно, что развитіе въ благоприятномъ направленіи городской железной дороги продолжалось и въ истекшемъ отчетномъ году. […]

[В]ъ истекшемъ году […] производились работы по устройству Михайловской линіи и Михайловскаго механическаго подъема. Это послѣднее сооруженіе, обѣщающее быть одною изъ достопримѣчательностей г. Кіева, вслѣдствіе особыхъ трудностей мѣстныхъ условій и рано наступившей въ прошломъ году зимы, не удалось закончить въ отчетномъ году, какъ правленіе предполагало, и Михайловскій подъемъ и линія вполнѣ закончены лишь къ концу апрѣля нынѣшняго года. […]




-----
Кіевлянинъ. - 1905. - № 122. - 4 мая. - С. 3.

[2]
Открытіе Михайловскаго механическаго подъема въ Кіевѣ. Михайловскій канатный подъемъ имѣетъ цѣлью сообщеніе Подола со Старымъ городомъ. Построенъ oнъ по типу послѣднихъ наиболѣе усовершенствованныхъ дорогъ въ Швейцаріи, причемъ всѣ механическіе части его исполнены цѣликомъ на механическомъ заводѣ Теодора Белль, около Люцерна, который спеціализировался въ этого рода постройкахъ. Принципъ дороги заключается въ томъ, что на большомъ барабанѣ движется стальной канатъ, къ концамъ котораго прицѣплено два вагона. Барабанъ этотъ, вращаясь, поднимаетъ одинъ вагонъ, а другой слѣдуя за его движеніемъ, спускается внизъ. Сила, приводящая барабанъ, электромоторъ мощностью въ 65 лошадиныхъ силъ. Скорость движенія, узаконенная швейцарскимъ правительствомъ для подобнаго рода дорогъ, составляетъ 2 метра въ секунду или около 6½ верстъ въ часъ. Всѣ механизмы, приводящіе въ движеніе барабан, то есть электромоторъ и система тормазовъ, установлены въ два комплекта: дѣйствующій и запасный. Вагонъ, работающій на подъеме вмѣстимостью 60 человѣкъ, имѣетъ двѣ открытыя площадки и три закрытыхъ купэ съ сидѣніями. Станціи и вагоны проектированы такъ, что входъ и выходъ публики совершается по двумъ направленіямъ изъ стеклянныхъ галлерей, устроенныхъ на обоихъ конечныхъ пунктахъ ихъ конечныхъ пунктахъ подъема. Такимъ образомъ избѣгнуто будетъ скопленіе публики около дверей вагоновъ. Канатъ, къ которому прикрѣплены вагоны стальной, издѣлія лучшаго канатнаго завода въ Германіи Фельтенъ и Гильомъ, имѣетъ прочность в 22½ раза большой той, которая требуете условіемъ тяги. Швейцарское правительство для этихъ случаевъ требуетъ канатъ всего въ 7-10 разъ большей мощности. Канатъ кіевскаго подъема, испытанный въ лабораторіи Цюрихскаго политехникума, разрывающійся усиліемъ 11 тысячъ пудовъ. Независимо такой прочности, гарантирующей безопасность движенія вагоновъ, послѣдніе снабжены особыми автоматическими тормазами, которые, въ случаѣ разрыва каната, останавливаютъ вагонъ на протяженіи не болѣе 1½ аршина, такъ, что сдвинуть его внизъ не можетъ никакая внѣшняя сила. Опыты съ примѣрным разрывомъ каната были сдѣланы уже много разъ и дали самые лучшіе результаты. Проверка тормазовъ будетъ производиться каждый день. Путь, по которому движутся вагоны по подъему, состоить изъ особыхъ рельсъ и особен-
[3]
но проченъ въ сравненіи съ типомъ путей желѣзныхъ дорогъ. Достаточно сказать, что путь подъемной дороги по стоимости сво[е]й въ 15 разъ дороже самаго тяжелаго желѣзнадорожнаго пути. Длина всего пути 200 метровъ, подъемъ 37°. Такимъ образомъ, время передвиженія вагона около 1½ минуты. Отправленіе-же вагоновъ по подъему пріурочено къ движеніямъ электрическихъ вагоновъ по Боричеву току внизу и Владімирской линіи на верху. Независимо отъ испытаній были сдѣланы и пробныя движенія пустыхъ и груженныхъ вагонов въ присутствіи городской комиссіи. Что касается самихъ построекъ, то онѣ представляютъ нѣкоторый интересъ въ томъ смыслѣ, что для нихъ примѣненъ въ широкой степени новый матеріалъ желѣзо-бетонъ. Испытаніе этихъ соруженій, особенно моста (віадука), дали прогибъ всего въ полмиллиметра.

Идея подъема и общая разработка принадлежитъ обществу Кіевской городской железной дороги, особенно члену правленія общества инженеру путей сообщенія А. А. Абрагамсону. Оборудованіе и всѣ искусственныя сооруженія его проектированы и построены подряднымъ способомъ инженером путей сообщенія Н. К. Постницкимъ, много вложившимъ знанія, энергіи и труда въ это дѣло. Общая стоимость сооруженія подъема, включая не только всѣ работы, но и расходъ по отчужденію земли подъ него, достигаетъ 160 тысячъ рублей.

Вчера, 7 мая, комиссія изъ городскихъ инженеровъ и гласныхъ осматривала утромъ и приняла все сооруженія Михайловскаго механическаго подъема, послѣ чего въ 12 часовъ дня преосвященнымъ Агапитомъ, епископомъ Уманскимъ, съ причтомъ Михайловского монастыря былъ отслуженъ молебенъ въ помѣщеніи верхней станціи подъема. На торжествѣ этомъ присутствовали: командующій войсками Кіевскаго военнаго округа, генералъ-лейтенантъ В. А. Сухомлиновъ, Кіевскій городской голова В. Н. Проценко, гласные думы, правленіе общества городской желѣзной дороги, представители инженернаго вѣдомства и приглашенные лица. Послѣ молебна на террасѣ, по срединѣ подъема, приглашеннымъ на торжество гостямъ былъ предложенъ завтракъ.

Фактическое открытіе подъема для движенія публики начнется, какъ полагаютъ, сегодня, 8 мая.




-----
Кіевлянинъ. - 1905. - № 126. - 8 мая. - С. 2, 3.

[2]
Со вчерашнего дня, 8 мая, Михайловскій механическій подъемъ городской желѣзной дороги открытъ для движенія публики. Подъемъ привлекаетъ вниманіе кіевлянъ. Внизу подъема на Боричевомъ Току и вверху на площадкѣ близъ Михайловского монастыря собирается много любопытныхъ. Самый механическій подъемъ, составляющій путь въ 100 саженъ, составляетъ часть тарифнаго участка, который начинается на Александровской площади на Подолѣ, близъ зданія 3-й гимназіи, а оканчивается на площади передъ присутственными мѣстами, гдѣ пересѣкаются Львовская и Владімирская линіи городской желѣзной дороги.




-----
Кіевлянинъ. - 1905. - № 127. - 9 мая. - С. 2.

История Киева

Previous post Next post
Up