In Femisimæ | О фемизиме

Dec 24, 2015 20:07

Эссе о собирательном, второго уровня очевидности, образе феминистки.



Этим текстом я хочу деконструировать не тот голографический образ, который возникает всякий раз, когда практически незнакомые с вопросом гендерного равенства люди представляют себе феминистку - я имею в виду набор из обязательной гомосексуальной ориентации, небритых ног и давней потребности в сексуальном контакте; а образ, который появляется у людей, до какой-то степени исследовавших (и закрывших для себя) вопрос феминизма, образ второго уровня очевидности.

Хочется отметить, что образ феминистки второго уровня очевидности естественным образом включает в себя образ первого уровня очевидности, то есть, лесбийскость, щетину и либидо он никоим образом не отменяет, но поскольку ему адресовали уже очень многие, - как пользовательницы его, так и критикессы его, обращение к нему стало одновременно клише и декларированием очевидного.

Носители тропа второго уровня очевидности о феминистках - кто они?
Это неглупые люди с кое-каким образованием, они обладают сравнительно широкой эрудицией и в некоторой степени разбираются в политических течениях, вложившихся в феминизм.
Их самоидентификация как интеллектуалов позволяет им сделать окончательный вывод касательно феминизма и феминисток.

В среде феминисток этот вывод иронически осмыслен и денотирован термином «фемизим и фемизимки» (от иск. «феминизм»).

Я не буду обращаться подробно к содержанию этого вывода, потому что контент мнения варьируется, и, в сущности, важно лишь то, что контент закрывает феминизм как явление, не заслуживающее внимания стоящего человека, будь то мужчина или женщина.
Естественно, публичное мнение второго уровня очевидности о феминизме отражает себя в собирательном тропе феминисток, который я намереваюсь рассмотреть.

Троп второго уровня очевидности состоит из нескольких характеристик, которые заслуживают раздельного анализа.

Femisima Acerba
(Фемизимка Горькая)

Метамиф: фимизимка полна отрицательных эмоций, и она не может их контейнировать. Все вопросы фемизимки и фемимизма, все соображения, все постулаты и все коммуникации строятся только на эмоциях.

В этом мифе можно выделить несколько сообщающихся аспектов:

Фемизимка Горькая Травмированная
Миф: фемизимка неадекватна, а сам фемизизм как движение привлекает тех женщин, которые хотят (гипер)компенсации за свои несвязанные с гендерным вопросом страдания, и как движение же фемизим исчерпывается суммой этих претензий.

Феминизм привлекает феминисток не индульгенцией травмы, а ответами на их вопросы и способами решения их практических задач, например, задачи избегания и борьбы с сексуальным насилием.

Фемизимка Горькая Неэффективная
Миф: если бы фемизимка сумела правильно коммуницировать миру свои вопросы, они были бы решены. Если бы фемизимки обращались к мужчинам вежливо и мягко, они бы привлекли их на свою сторону. Мужчины возражают против фемизизима, потому что их оскорбляет резкая и неприятная форма сообщений, в которой обсуждается фемизим.

На самом деле, мужчинам неприятно разговаривать о феминизме не из-за формы сообщения, а из-за того, что феминизм смещает их с роли бенефициаров привилегий. Естественно, это неприятно и вызывает реакцию сопротивления.

Сколь бы вежливыми и милыми не были феминистки в дискуссиях, некоторые вопросы гендерного неравенства, например, статистика гендерного насилия, оскорбляют мужчин вне зависимости от формы их подачи.

Фемизимка Горькая Мелочная
Миф: фемизимке доставляет удовольствие выискивать мелкие и крупные проявления гендерного неравенства.

Феминистки действительно проявляют внимание к мелочам. Во-первых, это важно для понимания всей картины угнетения. И да, угнетение это как страшные вещи вроде сексуального и экономического насилия, так и сравнительно незаметные ситуации женского обслуживания в быту и харассмента на работе.
Во-вторых, если на мелочи не обращать внимания, не будет способа их остановить.
Феминисткам не доставляет удовольствия знать и подмечать эти мелочи, это сильно расстраивает и опустошает. Они делают это потому что считают этот анализ важным.

Femisima Inimica
(Фимизимка Недружественная)

Чем больше мужчин будет вовлекаться в феминизм (это пока еще не тренд, но скоро будет им, как многие другие маркеры истинно демократического общества), тем хуже будут выглядеть фемизимки, которые, как правило, настороженно или цинично относятся к мужчинам-союзникам. Особенно когда союзники открыто называют себя феминистами.

Миф: физизимки не просто не могут вести дискуссию в нормальном тоне, они не любят делиться властью и не могут сосуществовать с мужчинами в одном пространстве. Фимизимки открыто мизандричны.

Феминистки, действительно, не любят делиться властью (никто не любит) и не любят сосуществовать с мужчинами в одном пространстве (не отрефлексировавшие свое поведение мужчины, как правило, очень противные соседи), но причины их недружелюбного поведения не в этом, а в том, что мужчины зарекомендовали себя крайне плохими союзниками.
Худший faux pas - назвать себя феминистом в компании феминисток. Он свидетельствует о том, что назвавший себя так не только не разбирается в феминизме, но еще и не знает, что большинство мужчин, которые публично идентифицируют себя как феминисты, приходят в женское движение преследовать женщин и получать повышенное внимание - и это не секрет.

Femisima Maledicta
(Фимизимка Злоречивая)

О новоязе фемизима сложилось общее мнение, что он не только является бессмысленным требованием, но и отражает собой вышеперечисленные мифологические аспекты - дурноту тона, излишнюю эмоциональность, требования индульгенции.

Миф: новояз не нужен для функционирования нового, более распределенного общественного договора.

Разделенная реальность не может быть перестроена без участия языка. Русскоязычные феминистки осуществляют посильное им построение новых терминов, используя наиболее благозвучные суффиксы с наименее всего неприятными коннотациями.

феминизм, эссе, женщины

Previous post Next post
Up