Внутренние проблемы

Sep 21, 2015 08:49

Прочла пост о книге, где есть сцена, где бритая женщина маркером отмечает жир на теле раздетой девушки, а все остальные ученицы скандируют: Жир! Жир!

Женщина выступает в роли мучительницы, а другие окружающие молодые женщины ее поддерживают.
Тут есть некий фантастический или драматический элемент (хотя я могу себе представить эту сцену в реальности), но в целом - это же довольно реалистичное описание, хоть как метафора, хоть в прямом смысле. Меня не удивляет идея, что взрослая женщина, представительница контролирующего органа, мучает кого-то, и что группа девочек ее поддерживает. Но почему эта сцена настолько органична и даже несколько обыденна?

Я думаю, это потому что в социализации женщин не воспитывается гомосоциальность, наоборот - воспитывается мизогиния и то, что я бы назвала гомоагрессией, гомоасоциальностью.

Так вот, я думаю, задачи феминизма стоит разделять хотя бы надвое: внешние проблемы и внутренние проблемы.

Со внешними все понятно, это агрессия со стороны мужчин, их превалирование на властных местах, контроль государства, захват тел и прочее, прочее.

Внутренние же проблемы это в основном подвиды гомоасоциальности - агрессивность женщин по отношению к себе (аутоагрессия, интернализированная мизогиния) и агрессивность женщин по отношению к другим женщинам, неумение социализироваться и быть в конструктивном коллективе. Важная деталь гомоагрессии в том, что мы, женщины, принимаем ее за должное и обычное, за банальность. Нас, как правило, не удивляет стереотип «бабского коллектива» как синоним токсичного и излишне политизированного рабочего пространства. Нас также не удивляет, что девочки в школе травят девочек (хотя случается и травля со стороны мальчиков, но травля коллективом девочек, опять же, стереотипизирована и в некотором смысле ожидаема).

Именно поэтому концепт феминистского сестринства, хоть и кажется очень правильным и логичным в теории, на практике выливается в непонимание, как именно его реализовывать, и где проходят границы, и в разочарование женщин, которые пробовали и не получилось.
Предположу, что этим также объясняется немалая часть агрессии, которая характерна для внутренних разборок общефеминистских сообществ, что отмечали еще западные феминистки середины прошлого века.

У меня есть также гипотеза, что гомоагрессия могла сыграть свою роль в агрессии по отношению к ЛБ и особенно к транс*женщинам (поскольку существует феномен того, что ряд феминисток en masse особо не интересуют транс*мужчины, и публичные ФтМ не вызывают такого шквала ярости, как известные МтФ).

Мне думается, внешние и внутренние проблемы феминизма в нашем сознании часто переплетены, и этим вызывают когнитивные диссонансы и внутриличностные и межличностные конфликты. Нам иногда говорят: как же вы улучшите положение в мире, если не можете договориться между собой? Так, что положение в мире и договор между собой это два разных вопроса, они близки и пересекаются, но их корни растут из разных точек. Улучшать мир и договариваться между собой придется параллельно, и это вполне посильная задача (задачи).

Если разделять проблемы феминизма в два подвида, которым следует адресовать раздельно, это поможет лучше понимать, в чем именно состоят феминистские вопросы, и как их решать.

феминизм

Previous post Next post
Up