«Мама пережила папу всего на год; вот как вышло, что я стал жить с дедушкой и бабушкой, когда мне было пять лет.
Из-за чего родственники, по словам бабушки, подняли после похорон ужасный шум.
Столпившись там, позади нашего домика, на изрезанном и неровном дворе (дом стоял на склоне), они делили крашеную кровать, стулья и стол и спорили о самом правильном устройстве моей дальнейшей судьбы.
Дедушка ничего не говорил. Он стоял на самом краю двора, позади всех, и рядом стояла бабушка. Бабушка была чистокровная чероки. Дедушка был чероки наполовину.»
Это начало
книги Форреста Картера «Образование Маленького Дерева», неплохого образчика национального американского романа, родоначальника новой волны «индейской литературы» (Native American Lit), бестселлера. Сюжет прост, но строен, в нем есть цельность. Впервые книга была опубликована как мемуары (sic).
Однако, есть нюанс.
Если прочесть книгу, не зная, кем является её автор, как это сделала я, можно глубоко фраппироваться о факты, что первую половину жизни автор гордился предками-конфедератами, а также весьма преуспел в качестве политического лидера-расиста - написал знаменитый расистский манифест «Segregation Manifesto», основал журнал «Южанин» о превосходстве белой расы (выходит до сих пор) и франшизу Ку Клукс Клана. Пытался также избраться губернатором, но потерпел поражение.
А вторую половину жизни автор, поменяв имя и переехав в другой штат (и перестав общаться с семьей), небезуспешно изобретал себя заново и пытался заставить всех забыть первую половину и притвориться, что это был не он. (Все полностью вскрылось далеко не сразу, в результате журналистского расследования после его смерти.)
Также он издал мемуары - книгу, внушающий уважение образчик национального американского романа, отправную точку новой волны «индейской литературы» (Native American Lit), бестселлер, легший в основу фильма.
Поскольку бестселлер по воле издательств до сих пор продается без упоминания неинтегральной натуры автора, многие читатели и не догадываются о позорном будущем Маленького Дерева. Книга пользуется огромной популярностью.
Как сказала одна критик, это как смотреть картины Гитлера вне контекста «наци». Добавлю от себя, что это даже круче, Гитлер был бездарным художником, Форрест же наш Аза Эрл Картер отнюдь не был бездарным публицистом.
Хорошая
статья на английском.