++J попросил раскрыть парадигму изучения cognitive sciences junior UX/IA специалистами.
законы* восприятия для понимания юзабилити, законы работы и вместительность фокуса внимания и оперативной памяти;
теории и законы памяти для понимания UX флоу (wireframing, cases), модели памяти - эпизодическая и семантическая;
законы интерференции и теория конкурирующих стимулов МакГец для расстановки семантических приоритетов расположением, цветом, контрастом и динамикой в интерфейсе и инфографике;
теории и законы мышления для понимания онлайн-обработки и сохранения информации от интерфейса, для валидации логичности интерфейса;
теория потока Чиксентмихая для понимания интуитивности и UX флоу;
эвристика для понимания инфоархитектуры, логики и интуитивности интерфейса в смысле возможности предикции реакций системы + семантика и организация информации, G. Polya "How to Solve It";
обработка информации на верхних и нижних уровнях мышления для понимания интуитивности и вербальной и невербальной частей интеракции, Пономарёв Я.А. «Психология творчества и педагогика»;
теория деятельности Леонтьева для понимания связи целей, действий и операций в сравнении с моделью Interface Goal Leveling Altitude Metaphor of Alistair Cockburn;
теория систем и гештальт-теория для понимания консистентности;
бихевиоризм для понимания поведения юзера и его взаимодействия с интерфейсом на уровне стимул-реакция;
теория когнитивных стилей для знания о встроенных семантических фильтрах, через которые психика прогоняет интерфейс;
семиотика для правильного выстраивания семантического пространства, которое характеризуется консистентностью и интуитивностью;
дизайн экспериментов для user studies, usability testing, focus-grouping. набор книжек здесь:
http://community.livejournal.com/ru_ucdesign/488703.html *законы эти выражаются как в словесных определениях, так и в формулах, например, формула Хилгарда (исследование памяти Эббингауза): Ес = (100 (Еа - Еr))/(Ea - S), где Ec - относительное сбережение, Ea - число проб при заучивании, Er - число проб при повторном заучивании, S - число проб, соответствующее критерию усвоения. подобные формулы имеют неоценимое значение при исследованиях коэффициента интуитивности интерфейса.
**второй дисклеймер относится к тому, что все эти данные не работают по отдельности, для системного знания необходимо перекрестное применение навыков.
++вышел новый (третий) номер visualization magazine, посвященный изометрическим иллюстрациям:
http://visualisationmagazine.com/картинки чуть не годичной давности, но сопроводительные статьи ничего, cool. хорошо бы подписаться на бумагу.