Однажды Бешт попросил одного из старших учеников, Вольфа Кициса, протрубить в шофар(1) в праздник Poш ха-Шана(2) . И чтобы ему было проще сосредоточиться, исполняя сей ритуал, Бешт посоветовал изучить каббалистические кавванот(3) , связанные с шофаром. Вольф Кицис с головой окунулся в изучение, делая многочисленные выписки, чтоб просмотреть их уже перед самим действом и еще более, стало быть, утвердиться в благочестивом намерении.
Наступил день праздника, и Вольф стал искать свои записки, но они неведомо куда запропастились. И это еще не самое худшее: от волнения он напрочь забыл все, о чем читал. Ни единой каввана(4) не удавалось вспомнить. Но делать нечего - и он, представ перед собранием, с пустой головой и сокрушенным сердцем принялся трубить в шофар.
По окончании даввенен(5) Бешт обернулся к ученику и воскликнул:
- Йешер коах(6)! Никогда еще мне не доводилось слышать таких вдохновенных звуков шофара!
Но, учитель, - изумился Вольф Кицис, - я позабыл все, что учил накануне, и трубил в шофар без единой каввана в голове. Разве что со смирением человека, который знает, что он ничего не знает!
- Мой дорогой Вольф, - сказал Бешт с улыбкой, - в дворцах земных царей есть множество палат, и каждая из них открывается своим ключом. Но если у человека имеется простой топор, он войдет в любую. Если так бывает у земных царей, то у Царя царей - тем более. Кавванот - это ключи от палат, но ни одна дверь не устоит перед человеком со смиренным сердцем.
1. Шофар - бараний рог. После разрушения Второго Храма в 70 г. н. э. звук шофара стал ассоциироваться прежде всего с Рош ха-Шана, еврейским Новым годом. Трубят в шофар согласно особому ритуалу: извлекаемые звуки делятся на три категории: ткия, продолжительная восходящая нота; труа, девять коротких нот; и шварим, три протяжных.
2. Рош ха-Шана - еврейский Новый год, первый из десяти дней Трепета, когда иудеям предписано заниматься внутренней самопроверкой и прощать обиды.
3/4. Кавванот (иврит) - "намерения" (мн. ч. от каввана), - концентрация на мистической сути ритуала. Сосредоточившись на каввана ритуала, человек возносит его до уровня акта духовного исцеления.
5. Даввенвн- богослужение.
6. Йешер коах - (букв, "прямая сила") - форма словесного поощрения и похвалы ("Здорово!", "Молодец!").
Что это за топор, пред которым не способен устоять ни один замок? Сокрушенное сердце. Когда понимаешь, что нужных ключей не найти, что все твои духовные усилия лишь служили подспорьем хитроумному "я" и потому ты не можешь войти в палаты Пробуждения, - сердце разрывается на части. И тогда рассыпаются в прах все замки и отверзаются двери.
примечания к притче - Александр, автор субскрайдовской рассылки.